Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время все больше людей осознают важность развития детей с особенностями здоровья и образования детей с ограниченными возможностями зрения (ОВЗ). Одной из инновационных методик реабилитации, которая привлекает все больше внимания, является иппотерапия. Это уникальный подход, основанный на использовании взаимодействия с лошадью в лечебных целях для получения психологических и физических выгод.
Процесс взаимодействия между человеком и лошадью в ходе иппотерапии создает специальное эмоциональное и физическое окружение, что может оказать существенное влияние на различные аспекты развития детей с ОВЗ. В связи с этим, вопрос о том, как иппотерапия может влиять на агрессию детей с ОВЗ, становится все более актуальным и требует дальнейшего исследования.
Таким образом, определена проблема исследования: агрессия является одним из наиболее распространенных проблемных поведений, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ.
Цель исследования заключается в изучении влияния иппотерапии на уровень агрессии у детей с ОВЗ.
Объект исследования: дети с ограниченными возможностями зрения (ОВЗ).
Предмет исследования: влияние иппотерапии на агрессивное поведение детей с ОВЗ.
Гипотеза исследования: предположение о том, что участие в иппотерапии будет способствовать снижению уровня агрессии у детей с ОВЗ. Опыт взаимодействия с лошадью, создающий особенную атмосферу безусловной симпатии и доверия, будет оказывать позитивное влияние на эмоциональное состояние детей, снижая их склонность к агрессии и способствуя их психологическому и поведенческому развитию.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) определить основные понятия: иппотерапия, агрессия, ОВЗ;
2) исследовать влияние иппотерапии на снижение агрессии;
3) изучить особенности и преимущества иппотерапии
4) сформулировать практические рекомендации для использования иппотерапии в работе с агрессивными детьми с ОВЗ.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование влияния иппотерапии на агрессию детей с ОВЗ
1.1. Определение основных понятий: иппотерапия, агрессия, ОВЗ
Океанская врачебная иппотерапия (или просто иппотерапия) -- это метод физической реабилитации и психотерапевтического воздействия, при котором лошади используются для улучшения физического и психического состояния людей с различными заболеваниями и специфическими потребностями. Иппотерапия особенно полезна для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, таких как церебральный паралич и спинномозговая грыжа, а также для людей с психическими расстройствами, включая аутизм и посттравматический стрессовый синдром.
Агрессия является психологическим состоянием и поведенческой реакцией, которая проявляется во враждебном, насильственном или разрушительном поведении. Она может выражаться физическим насилием, словесными оскорблениями, гневом, яростью или пассивным сопротивлением. Агрессия может быть обусловлена различными факторами, включая стресс, фрустрацию, страх или проблемы взаимодействия с окружающими людьми. Неконтролируемая и неконтекстуальная агрессия может привести к серьезным проблемам в общении и поведении.
ОВЗ (общее умственное отставание) – это состояние, характеризующееся отклонениями в психическом развитии и умственных способностях. Люди с ОВЗ обычно имеют значительное отставание в развитии когнитивных функций, интеллекта, а также в социально-эмоциональной и адаптивной областях. ОВЗ может быть вызвано различными факторами, такими как генетические аномалии, хромосомные нарушения, недостаточное питание или проблемы во время беременности. ОВЗ может проявляться в разной степени тяжести, от легкой задержки развития до тяжелой умственной отсталости. Люди с ОВЗ требуют специального внимания, поддержки и адаптированных образовательных программ для своего оптимального развития и интеграции в общество.
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) – это широкий термин, используемый для обозначения физических, интеллектуальных или развитием связанных проблем, которые сказываются на способности человека функционировать в социальной среде. ОВЗ могут быть вследствие рождения с определенными нарушениями или повреждениями, в результате травмы, болезни или других внешних факторов.
ОВЗ различаются по типам и классифицируются в соответствии с характеристиками и особенностями ограничений, которые они накладывают на человека. Ниже перечислены основные типы ОВЗ:
1. Физические ОВЗ: это нарушения, связанные с функционированием физического тела. К ним относятся мобильность, зрение, слух, недостаточная или несовершенная координация движений и другие проблемы, которые могут ограничить физическую активность и независимость.
2. Интеллектуальные ОВЗ: это нарушения, связанные с интеллектуальными способностями и когнитивными функциями. Они отличаются уровнем интеллектуальной задержки, что может сказываться на способности к обучению, пониманию, восприятию информации и принятию решений.
3. Развитие ОВЗ: эти ограничения связаны с задержкой или отклонениями в развитии определенных областей, таких как речь, моторика, социализация и эмоциональное развитие. Развитие ОВЗ может затруднять детей во взаимодействии с окружающими, учебный процесс и адаптацию в обществе.
4. Поведенческие и эмоциональные ОВЗ: это нарушения, связанные с поведенческими проблемами и эмоциональными реакциями человека. Это может включать аутизм, характеризующийся социальной изоляцией и поведенческими особенностями, такими как повторяющиеся движения или стремление к однообразию. Также в эту категорию входят ОВЗ, связанные с психическими заболеваниями и эмоциональными расстройствами.
Понимание и классификация ОВЗ важны для обеспечения социальной поддержки, реабилитации и образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Оно помогает определить индивидуальные потребности людей, разработать индивидуальные программы и услуги, направленные на помощь в преодолении трудностей и обеспечении полной интеграции в общество.
Последствия ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ) на развитие детей могут быть значительными и влиять на все аспекты их жизни. ОВЗ - это широкий спектр медицинских состояний, которые могут ограничивать физическую, психическую и/или познавательную способности детей.
Физические последствия ОВЗ могут включать нарушения двигательной функции и моторики, что приводит к сложностям в ходьбе, беге и общей физической активности. Дети с ОВЗ могут испытывать трудности в осуществлении самообслуживания, таких как одевание, кормление и уход за собой. Они также могут иметь проблемы с координацией и равновесием, что влияет на их способность к участию в различных видах спорта и игр.
Психические последствия ОВЗ могут включать задержку интеллектуального развития, расстройства аутистического спектра или эмоциональные и поведенческие проблемы. Дети с ОВЗ могут испытывать нарушения в области языкового и коммуникативного развития или иметь проблемы с концентрацией и вниманием. Это в свою очередь может осложнить академический прогресс и социальную адаптацию.
Познавательные последствия ОВЗ могут включать трудности в усвоении новой информации, запоминании и обработке данных. У детей с ОВЗ могут возникать проблемы с оральным и письменным языком, математическими навыками и чтением. Они также могут испытывать трудности в области решения проблем, логического мышления и обучаемости новым навыкам.
Отметим также, что ОВЗ могут оказывать влияние на социальное развитие детей. Индивидуальные ограничения и трудности, связанные с ОВЗ, могут вызывать у детей чувство изоляции, отчуждения или неполноценности. Дети могут сталкиваться с трудностями в установлении и поддержании дружеских отношений, а также они могут испытывать дискриминацию и предубеждение со стороны сверстников или общества в целом.
К сожалению, последствия ОВЗ для развития детей могут быть долгосрочными и требовать многочисленных медицинских, образовательных и социальных услуг. Однако, с поддержкой и ресурсами, дети с ОВЗ могут достигать своего потенциала и преодолевать свои ограничения, в зависимости от конкретного диагноза и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Взаимосвязь между агрессией и особыми воспитательными потребностями (ОВЗ) является важной темой исследования. ОВЗ включает в себя различные диагнозы и состояния, такие как аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), синдром Дауна, эпилепсия и другие. Профессионалы и ученые, работающие в данной области, долгое время занимаются изучением связи между этими состояниями и актами агрессии.
Исследования показывают, что существует связь между ОВЗ и агрессией. Дети и взрослые с ОВЗ могут проявлять повышенную агрессивность по отношению к себе, окружающим и предметам. Это может проявляться в форме физической агрессии (например, удары, кусания) или вербальной агрессии (оскорбления, угрозы).
Первое объяснение данной взаимосвязи может быть связано с физиологическими особенностями людей с ОВЗ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гурвич П.Т., Легашин В.И. Конный спорт один из видов спорта инвалидов./ Специальное Олимпийское движение в России. Современные проблемы и перспективы развития.// Всерос. науч.-практ. конф.ЗО нояб.-1 дек. - М., 2000, 62 е., с.8-10.
2. Денисенков А.И., Роберт Н.С., Шпицберг И.Л. Иппотерапия: возможности и перспективы реабилитации при детском церебральном параличе. Методическое пособие. М., 2002, 56 с.
3. Джосвик Фрэн, Киттредж Марджори, Макковен Лайда, Макпарлэнд Крис, Вудз Стефания. Вопросы и ответы: Пособие по терапевтической верховой езде./ Пер. с англ. Московский конноспортивный клуб инвалидов. М., 2000, 285 с.
4. Д-р Колине. О верховой езде и ее действии на организм человека. / Пер. с франц. И.К. Мердера под редакцией врача JI. Каченовского. М., МККИ 2000, 32 с.
5. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001, 184 с.
6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 2002, 384 с.
7. Полежаева А.Б. Иппотерапия: путь к здоровью: «Лечение верховой ездой»./ В сб. «Учебник здоровья» Ростов на Дону, 2003, 155 с.
8. Роберт Н.С. Детский реабилитационный центр. Программа летнего реабилитационного иппотерапевтического лагеря для семей с детьми-инвалидами./Журнал «Соционика, психология и межличностные отношения: человек, коллектив, общество.» январь, 2000, с. 51-57.
9. Роберт Н.С. Иппотерапия./ Энциклопедия традиционной медицины. Направления. Методики. Практики.// Сост. И.М. Минеев М., 2002, 704 е., с. 262-267.
10. Роберт Н.С. Организационная модель реабилитационного центра дляпациентов с ограниченными возможностями. Дисс. на соиск. степ, к.м.н. (специальность 14.00.33 — общественное здоровье и здравоохранение) — Москва, 2004, 160 с.
11. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений. Автореф. дисс. к.психол.н. Казань, 2002, 22 с.