Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждому этапу развития государства и общества соответствует определенный уровень соотношения с набором инструментов, влияющих на состояние и эффективность административных структур и общественных отношений. По мере усложнения задач, стоящих перед государством, необходимо совершенствовать управление обществом. Правильная организация деятельности органов исполнительной власти, разграничение их полномочий, использование современных методов управления, создание качественной системы государственной службы, а также эффективность правового регулирования, гарантируют достижение целей управления и оказывают существенное влияние на развитие страны и, в конечном счете, на качество жизни ее граждан. В России в последние годы произошел переход от поступления на государственную службу по назначению к конкурсному набору.
Условия и порядок проведения конкурса устанавливаются федеральным законодательством в зависимости от вида государственного служащего. По результатам решения конкурсной комиссии соответствующий государственный орган или специально уполномоченный глава государства издает закон о назначении победителя конкурса на должность гражданской службы . Если гражданин РФ становится государственным служащим, с ним заключается служебный контракт.
Государственная служба в РФ включает назначение на должности государственной службы, исполнение обязанностей государственной службы (службы), конкурсное замещение вакантных должностей государственной службы или включение в кадровый резерв, государственную службу (службу) и профессиональный рост, обновление или замещение кадров, оценку соответствия должностям государственной службы или квалификационным уровням (аттестацию или квалификационные экзамены), иные условия государственной службы условия.
Актуальность темы исследования. Государственная служба организует весь комплекс государственных структур и реализует все практические задачи и функции государства. В каждой цепи государственного управления государственная служба оживляет и обеспечивает ряд мер, возможностей, форм и методов для реальной практической деятельности. Государственная служба всегда выступает как основной инструмент для выполнения всех задач, поставленных государством. В структуре государственной службы выделяют две основные группы отношений:
–организация государственной службы, её подготовка и профессиональная деятельность;
–обеспечение каждым государственным служащим своих служебных полномочий в практической деятельности.
В настоящее время большое внимание уделяется совершенствованию развития государственной службы и принятию законодательства в этой области.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании государственной гражданской службы в РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие особенности государственной гражданской службы в РФ.
Целью исследования является анализ государственной гражданской службы в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1.рассмотреть теоретические аспекты сущности государственной гражданской службы;
2.раскрыть понятие и рассмотреть признаки государственной гражданской службы;
3.определить сущность государственной гражданской службы как вида государственной гражданской службы;
4.рассмотреть порядок поступления на государственную гражданскую службу в РФ;
5.исследовать особенности аттестации государственных гражданских служащих;
6.определить особенности прекращения контракта гражданскими служащими.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально–юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство РФ, иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых, таких как: Богустаева А.А., Ковальчук А.В., Колесников А.В., Конькова А.Ю., Немчик Ю.А., Новикова Е. В., Петкина Е.И., Соболева Д.Ю., Тельминова Д.Е., Черненко Е.В. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем исследования особенностей государственной гражданской службы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании особенностей государственной гражданской службы.
ГЛАВА 1.РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РФ
1.1.Теоретические аспекты сущности государственной гражданской службы
В настоящее время государственная служба в Российской Федерации переживает новое воплощение. Для того чтобы разработать систему продвижения на государственной службе, прежде всего необходимо выяснить, что такое продвижение, что влияет на карьеру государственного служащего и что способствует успешному продвижению по службе. Однако понятия "карьера" и "карьеризм", которые часто имеют негативную коннотацию, имеют особое значение для функционирования вооруженных сил. Именно конкуренция за карьерный рост заставляет офицеров постоянно совершенствовать свои знания, профессиональные навыки и воздерживаться от дисциплинарных проступков. С помощью правильно выстроенной карьеры (чередование должностей, мест работы и обучения) приобретается необходимый опыт работы и знания, требуемые для занятия более высоких должностей.
Системы отбора персонала разработаны таким образом, чтобы реализовать все аспекты карьеры. Однако четких положений о создании и функционировании этой системы не существует. Принципы, по которым должен осуществляться отбор на высшие должности, законодательно не определены. Эти факторы снижают эффективность системы отбора и делают ее менее прозрачной. Зачастую на высшие должности назначаются лица, не отвечающие необходимым требованиям по профессиональным и моральным качествам.
Одним из новых направлений в изучении вопросов, связанных с государственной и муниципальной службой, является определение их через категорию "правовой режим". Традиционно административно-правовой режим понимается как пространственно и временно ограниченный особый порядок деятельности государственных и общественных структур, используемый в чрезвычайных ситуациях для нормализации ситуации и преодоления ее последствий.
Многие авторы трактуют административно-правовой режим как явление, универсальное для государственного управления (Ю.А. Дмитриев, Р.Ф. Идрисов, С.М. Петров, Ю.А. Тихомиров). В связи с этим выделяется категория сложных административно-правовых систем. Под данной категорией понимаются специальные процедуры осуществления деятельности, общие для ряда или целого ряда государственных органов. Регулируемые законом и имеющие нормативный характер по отношению к государственному административному устройству - это процедуры осуществления деятельности, общей для определенного множества или целого ряда государственных органов, которые должны быть определены по отношению к соответствующим органам.
Эксперты, в частности Д.С. Измайлов, выделяют режим государственной службы в сложной административно-правовой системе, посредством которой обеспечивается осуществление власти и органов управления на всех секторах и уровнях. Измайлов считает, что режим государственной службы является сложным и универсальным, относящимся ко всем органам государственной власти. Более того, он содержит множество режимов, которые являются многоаспектными и зачастую универсальными по отношению к государственной власти. В то же время в рамках режимов государственной службы между этими видами режимов установлены достаточно сложные и обратимые связи. Например, режим государственной тайны может рассматриваться как средство реализации режима государственной службы и одновременно как режим независимого управления. К компонентам режимной организации государственной службы можно отнести те, которые характерны только для государственной службы, т.е. классификация должностей государственной службы, ограничения по службе, гарантии для служащих, квалификационные категории и их разнообразие, аттестация служащих.
Государственная служба функционирует как административно-правовая система, конкретно и сущностно опосредующая трудовую деятельность государственных служащих и буквально пронизывающая все структуры и институты государственной власти. Комплексные режимы настолько обширны, что проявляются в большом и почти неразличимом спектре административных отношений и могут выполнять широкий спектр функций, связанных как с формированием административных систем, так и с определением средств реализации других административно-правовых режимов.
В отношении системы государственной службы можно выделить ряд особенностей
1. система государственной службы является инклюзивной и универсальной системой по отношению ко всем государственным органам. Она также многомерна и состоит из ряда режимов, которые могут быть универсальными по отношению к государственным органам. В то же время между взаимосвязанными режимами в системе государственной службы устанавливаются достаточно сложные и обратимые связи и отношения.
2. компоненты системной организации государственной службы можно разделить на универсальные для государственных органов в целом и специальные, которые относятся к государственной службе, но в то же время представляют собой особые и иногда независимые административно-правовые режимы
3. специальные компоненты организации режима государственной службы можно разделить на две группы. Первая включает в себя дополнительные нагрузки (ограничения и обязательства), налагаемые на государственных служащих системой государственной службы, либо общие, либо специальные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58–ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О системе государственной службы РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 25.12.2023)"О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
4. Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" // Собрание законодательства РФ", 01.07.2019, N 26, ст. 3410
5. Богустаева, А. А. Государственная гражданская служба в России и Великобритании: сравнительно-правовое исследование / А. А. Богустаева // Инновации. Наука. Образование. – 2022. – № 53. – С. 509-514.
6. Ковальчук, А. В. Государственная гражданская служба как публично- правовой институт / А. В. Ковальчук // NovaUm.Ru. – 2022. – № 40. – С. 253-256.
7. Колесников, А. В. Государственная гражданская и муниципальная служба: необходимость унификации и кодификации / А. В. Колесников // Правовая политика и правовая жизнь. – 2022. – № 3. – С. 136-141.
8. Конькова, А. Ю. Государственная гражданская служба в России: правила, традиции, документы, технологии / А. Ю. Конькова, А. В. Бадьина // История и архивы. – 2022. – № 3. – С. 29-40.
9. Немчик, Ю. А. Государственная гражданская служба: от истории к современности / Ю. А. Немчик // Интернаука. – 2023. – № 2-4(272). – С. 58-62.
10. Новикова, Е. В. Государственная гражданская служба: функции и классификация / Е. В. Новикова, Е. Л. Молокова // StudNet. – 2022. – Т. 5, № 1.
11. Петкина, Е. И. Государственная гражданская служба как главный инструмент управления населением / Е. И. Петкина // Молодой ученый. – 2020. – № 48(338). – С. 536-538.
12. Соболева, Д. Ю. Государственная гражданская служба: общая характеристика и правовые основы / Д. Ю. Соболева // NovaUm.Ru. – 2023. – № 46. – С. 112-115.
13. Тельминова, Д. Е. О некоторых аспектах соотношения институтов «государственная гражданская служба» и «государственная гражданская служба субъекта РФ»: вопросы теории и практики / Д. Е. Тельминова // Вестник магистратуры. – 2023. – № 10-2(145). – С. 107-110.
14. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. Москва: Норма, - 2020. - 176 с.
15. Управление человеческими ресурсами : учебник и практикум для вузов / О. А. Лапшова [и др.] ; под общей редакцией О. А. Лапшовой. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 406 с.
16. Черненко, Е. В. Государственная гражданская служба / Е. В. Черненко // Научно-практические исследования. – 2020. – № 1-2(24). – С. 196-198.