Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
1. Теоретический обзор 4
1.1 Особенности зрительной системы у дошкольников 4
1.2 Нарушения зрения у детей дошкольного возраста 7
2. Диагностика и оценка зрительных представлений: 12
2.1 Методы диагностики зрительных нарушений 12
2.2 Оценка зрительных функций у дошкольников 14
3. Коррекционно-развивающая работа: 21
3.1 Методы коррекции зрительных представлений 21
3.2 Роль родителей и педагогов в коррекционной работе 27
Заключение 31
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Современный мир предъявляет высокие требования к зрительным представлениям человека, особенно в условиях информационного общества. Но что делать, когда у дошкольников возникают нарушения зрения, которые могут препятствовать их полноценному развитию и обучению? Изучение особенностей зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения является актуальной задачей, чтобы разработать эффективные методы коррекции и поддержки, способствующие их полноценному участию в образовательном процессе.
Зрительные представления на раннем этапе развития играют важную роль в освоении окружающего мира, при усвоении базовых навыков и прогрессивном развитии. Однако дети, страдающие от нарушений зрения, могут испытывать сложности и ограничения в получении информации и полном понимании окружающей среды. Это может негативно сказываться на их обучении, социальной адаптации и самооценке. Поэтому изучение особенностей зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения является актуальной и важной задачей.
Цель данного исследования заключается в изучении особенностей зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения и разработке эффективных методов поддержки и коррекции.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы зрительных представлений у дошкольников и особенности их формирования.
2. Проанализировать основные виды нарушений зрения у дошкольников и их влияние на зрительные представления.
3. Выявить особенности зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения на основе эмпирического исследования.
4. Разработать и апробировать методики коррекции и поддержки зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения.
5. Оценить эффективность разработанных методик и предложить рекомендации для применения в практической работе.
Предметом исследования являются зрительные представления у дошкольников с нарушением зрения. Их формирование, особенности и методы коррекции являются основными направлениями изучения.
Объектом исследования являются дошкольники с нарушением зрения, которые находятся в процессе обучения и формирования зрительных представлений.
Изучение особенностей зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения имеет большое значение для разработки индивидуальных подходов и методик коррекции, которые могут помочь этим детям полноценно осваивать образовательную программу и успешно интегрироваться в общественную жизнь.
Ожидаемые результаты данного исследования могут способствовать разработке более эффективных методов поддержки и коррекции зрительных представлений у дошкольников с нарушением зрения, что положительно отразится на их обучении, социальной адаптации и развитии.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
1. Теоретический обзор
1.1 Особенности зрительной системы у дошкольников
Зрительная система играет ключевую роль в развитии и обучении детей дошкольного возраста. Нормальное развитие зрительной системы формирует основу для активного и полноценного восприятия окружающего мира.
Одной из особенностей зрительной системы у дошкольников является ее поэтапное формирование. В раннем детстве зрение еще не полностью развито и постепенно улучшается с возрастом. У новорожденных детей зрительные функции ограничены, они могут реагировать только на яркие световые стимулы. Однако к 3-4 месяцам возраста ребенок начинает различать цвета и формы, а к 6-7 месяцам его зрительные представления достаточно развиты для распознавания предметов и объектов.
Дошкольный возраст характеризуется активным развитием зрительных функций. Дети в этом возрасте осваивают навыки визуальной моторики, такие как фиксация взгляда, следование за движущимися объектами и переключение между ними. Они также учатся различать объекты по их размеру, форме, цвету и текстуре.
Ожидается, что к 6-7 годам зрительная система детей дошкольного возраста будет полностью сформирована, с хорошо развитыми функциями восприятия и распознавания. Однако стоит отметить, что развитие зрительной системы у каждого ребенка индивидуально и может зависеть от различных факторов, таких как наследственность, окружающая среда и наличие нарушений зрения.
Ознакомление с нормальным развитием зрительной системы у дошкольников является важным шагом для понимания возможных отклонений и нарушений. Это поможет специалистам в области детского зрения определить и решить проблемы, связанные с зрительными представлениями и обеспечить ребенку необходимую помощь и поддержку.
Нормальное развитие зрительной системы у дошкольников включает не только формирование основных зрительных функций, но и развитие других аспектов, таких как пространственное восприятие, цветовое зрение и периферическое зрение.
Пространственное восприятие - это способность детей воспринимать и ориентироваться в пространстве и объеме. В процессе нормального развития зрительной системы у дошкольников формируются навыки определения расстояний, оценки размеров объектов и ориентации вокруг них. Этот аспект зрительных представлений играет важную роль в двигательном развитии и способности ребенка взаимодействовать с окружающим миром.
Цветовое зрение - это способность различать и распознавать цвета. У детей дошкольного возраста цветовое зрение постепенно улучшается, и они начинают различать разные оттенки и насыщенность цветов. Развитие этого аспекта зрительных представлений важно для развития творческого мышления и способности выражать себя через цвета.
Периферическое зрение - это способность воспринимать объекты и события, происходящие вне прямого поля зрения. Нормальное развитие зрительной системы позволяет детям дошкольного возраста эффективно использовать периферическое зрение для быстрого обнаружения движущихся объектов, участия в групповых играх и поддержания безопасности в окружающей среде.
Понимание особенностей нормального развития зрительной системы у дошкольников является важным фактором для специалистов, работающих с детьми с нарушением зрения. Они могут использовать эту информацию для оценки зрительных представлений, определения наличия отклонений и разработки индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Александрова, Е.В. Особенности развития зрительных функций у дошкольников [Текст] / Е.В. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 2. - С. 16-25.
2. Антипова, О.В. Тестирование зрительных функций у дошкольников [Текст] / О.В. Антипова, Я.Л. Зонин // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3.
3. Белоусова Е.С., Белоусова И.Ю. Очно-зрительные нарушения в практике врача-окулиста // Журнал педиатрии им. Г.Н. Сперанского. – 2015. – Т. 94. – № 4. – С. 45-49.
4. Булгакова Е.Б. Аномалии развития органов зрения у детей и их коррекция. // Вопросы современной педиатрии. – 2016. – Т. 15. – № 4. – С. 230-235.
5. Горбунова Н. Г. Основы диагностики заболеваний глаз: Учебное пособие. - СПб.: Элби-СПб, 2016. - 224 с.
6. Давидов А. Г. Заболевания ока: руководство для врачей. - М.: Бином, 2017. - 464 с.
7. Ермолов П.В., Медведева Н.Д. Приборы и методы диагностики заболеваний органа зрения // Офтальмологический журнал. - 2018. - Т. 9. - С. 18-25.
8. Кожевников Е.В., Лебедева Г.Д., Турундаев С.Г. Психология зрительного восприятия. Москва: Издательство "Питер", 2011.
9.Опалева, Е. В. Взаимодействие педагога и родителей в коррекционной работе с детьми с ОВЗ / Е. В. Опалева, Е. А. Карташева // Педагогика в современном мире: теории и практики. – 2018. – №3(10). – С. 29-34.
10. Симонян, Н. В. Психолого-педагогическое сотрудничество педагогов и родителей в коррекционной работе с детьми с нарушением речи / Н. В. Симонян // Вестник академии адвокатуры. – 2019. – №2. – С. 135-138.