Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Истоки фармацевтического образования
В XVII веке в Москве начинают появляться первые специалисты аптечного дела, которые занимались сбором лекарственного сырья и назывались «помясами». Их особенность заключалась в том, что это были не простые работники, а получившие хоть и примитивное, но образование в данной сфере .
Основными инструментами аптечного образования в рассматриваемый исторический период были различные «травники» и «лечебники», т.е. специальные книги, в которых мастера делились своим опытом со своими последователями.
Также для обучения аптекарей в XVII веке создавались так называемые «прохладные вертограды» – сборники, которые вбирали в себя медицинский и фармацевтический опыт. В 1672 во второй царской аптеке работали русские специалисты, которые прошли обучения в специализированных «аптечных огородах», где уже умелые сборщики лекарственных трав передавали свой опыт будущим специалистам аптечного дела .
Важно отметить, что в XVII веке обучение аптекарей еще не могло называться полноценным фармацевтическим образованием. Оно, скорее, представляло собой либо самообучение, либо передачу знаний посредством специальных книг, либо передачу практического опыта «из рук в руки», однако единой системы обучения аптекарей или специальных нормативных актов, которые бы регулировали данную сферу в России, на тот момент не было .
В петровское время в обучении аптекарей произошло множество важных изменений. В XVIII веке при московских и петербургских госпиталях создаются различные медицинские школы, в которых преподается в том числе и фармацевтическое дело. Причем если в самой школе даются исключительно теоретические знания, то практическое обучение проводится в аптеках, которые функционируют при госпиталях .
XVIII век не зря считается в русской истории веком Просвещения, все сферы образования и обучения были очень сильно реформированы императрицами, которые считали, что русский человек должен быть максимально образованным. В частности, в этот исторический период фармацевтическое образование приняло уже достаточно серьезную форму, была выработана система подготовки аптекарей .
Так, обучение на гезеля (помощника аптекаря) проводилось при Главной Петербургской аптеке в течение 5–6 лет, выпускник школы в дальнейшем, получив первую специальность, направляется на дальнейшее обучение практическим навыкам в аптеку, где его обучает наставник, и только потом он может работать самостоятельно .
Важную роль в обучении фармацевтов в России сыграл М.В. Ломоносов, который создал работу «Слово о пользе химии» и пропагандировал большое значения качественного обучения фармацевтов, поскольку аптечная сеть России, по его мнению, должна активно развиваться, а для этого нужны нормальные обученные специалисты .
1.2. Развитие фармацевтического образования во второй половине XIX века – первой половине XX века
В XIX веке в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии открывается самый первый крупный центр фармацевтического образования России. В 1808 году формируется первая кафедра фармации и фармацевтическое отделение. Руководителем данной кафедры был известный в России специалист по ботанике Т.А. Смеловский. До 1880 года данное учебное заведение было единственным в России, готовящим профессиональных фармацевтов .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в действ. ред. от 01 января 2024 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – 1997–2023. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/f6dc0e45add5602ee682128c92dd86a5e4dfb3b1/?ysclid=lsn6y9lo7r17164745 (дата обращения: 12.02.2024).
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 206н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием» от 02 мая 2023 года (в действ. ред.) // Гарант. Информационно-правовой портал. – 2023. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406869654/?ysclid=lsn73em8ns636094265 (дата обращения: 12.02.2024).
3. Приказ Министерства здравоохранения СССР № 990 «Об утверждении перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью» от 21 октября 1974 года (утратил силу) // Е-Досье. – 2023. – URL: https://e-ecolog.ru/docs/OKTZGAuK-sjtBuQAcawUV?ysclid=lsn6segrn6410885742 (дата обращения: 14.02.2024).
4. Аристархова, М.И., Чудинская, Е.Е., Ломаченкова, А.П. Современные аспект изучения принципов и нормативно-правового регулирования фармацевтического образования / М.И. Аристархова, Е.Е, Чудинская, А.П. Ломаченкова // Вестник Ижевского государственного университета. – 2024. – № 1. – С. 40–54.
5. Ваганова, Е.Н., Шаманов, И.М., Сидоренко, Г.В. Фармацевтическое образование в СССР во второй половине XX века: исторические аспекты развития и проблемы организации / Е.Н. Ваганова, И.М. Шаманов, Г.В. Сидоренко // Вестник Астраханского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 70–86.
6. Глебова, М.И. Фармацевтическое образование в России: проблемы и перспективы / М.И. Глебова // Известия Томского государственного университета. – 2023. – № 12 (894). – С. 126–137.
7. Калинова, А.П. Фармацевтическое образование / А.П. Калинова. – Сызрань: Паритет, 2022. – 590 с.
8. Кондратьева, Г.В., Самойлова, И.М., Аристова, А.А. Развитие высшего образования в сфере медицины и фармации в исторической ретроспективе: основные проблемы научного исследования / Г.В. Кондратьева, И.М. Самойлова, А.А. Аристова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования: история и современность». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2023. – С. 106–113.
9. Конрой, М.Ш., Сосонкина, В.Ф. Становление и развитие фармацевтического образования в России, Беларуси и США (XVI век – 70-е годы XX века) / М.Ш. Конрой, В.Ф. Сосонкина // Вестник фармации. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-i-razvitie-farmatsevticheskogo-obrazovaniya-v-rossii-belarusi-i-ssha-xvi-v-70-e-gody-xx-v?ysclid=lsn55bszrt555371673 (дата обращения: 12.02.2024).
10. Лопатина, Н.Б., Пашанов, О.В., Кривошеев, С.А. Эволюция высшего фармацевтического образования в России / Н.Б. Лопатина, О.В. Пашанов, С.А. Кривошеев // Вестник Воронежского государственного университета. – 2018. – № 1. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1707996509&tld=ru&lang=ru&name=2018-01-17.pdf&text=история%20фармацевтического%20образования&url=http%3A%2F%2Fwww.vestnik.vsu.ru%2Fpdf%2Feduc%2F2018%2F01%2F2018-01-17.pdf&lr=2 (дата обращения: 13.02.2024).
11. Марусевич, М.А., Хватцова, В.В., Пермякова, О.В. Развитие фармацевтического образования в СССР: проблемы и тенденции / М.А. Марусевич, В.В. Хватцова, О.В. Пермякова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Медицина и фармация. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2023. – С. 90.
12. Петрище, Т.Л. Организация и экономика фармации / Т.Л. Петрище // Вестник фармации. – 2006. – № 3 (33). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/farmatsevticheskoe-obrazovanie-v-1920-e-gody-osnovnye-tendentsii-i-podhody/viewer (дата обращения: 12.02.2024).
13. Степанов, С.В., Завершинская, Н.А., Волгушева, А.О. От аптекарского приказа XVII века до Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета: из истории высшего фармацевтического образования / С.В. Степанов, Н.А. Завершинская, А.О. Волгушева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29773&ysclid=lslue6p6xd769744208 (дата обращения: 12.02.2024).
14. Щипанова, М.И., Соколова, А.П., Жарикова, С.М. Исторические аспекты организации фармацевтического образования в России / М.И. Щипанова, А.П. Соколова, С.М. Жарикова // Актуальные проблемы медицинского образования в России и за рубежом. – 2023. – № 10. – С. 35–46.