Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Понятие о коммуникативных навыках и их развитие в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочное время 11
Выводы по первой главе 14
Глава II. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» 15
2.1 Задачи и организация исследования 15
2.2 Содержание цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста 21
Выводы по главе 2 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 31
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) определяет практическую значимость развития коммуникативных навыков у детей. Через общение развивается сознание и высшие психические функции. Коммуникативные навыки ребенка заставляют его получать удовольствие от общения с людьми. Через общение ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя [24].
Проблеме развития коммуникативных навыков посвящены работы исследователей Т.И. Бабаева [2011], Е.В, Громова [2015], Н.В. Клюева [2012], М.И. Лисина [2015], Е.О. Смирнова [2000] и других авторов.
Анализ теоретических исследований свидетельствует о недостаточной изученности процессов, путей и средств формирования коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности. Е.Н. Жданова обращает внимание на то, что образовательная программа сформирована таким образом, что мало времени уделяется развитию коммуникативных умений младших школьников в урочное время [7]. Жуковина Ю.В. указывает на то, что недостаточно внимания отводится процессу формирования коммуникативных умений со стороны существующих стандартов образования, включая фундаментальные технологии, используемые для развития коммуникативных умений: тренинги, упражнения [8]. Вместе с тем, как справедливо отмечают И.Н. Попова, Э.А. Рамазанова, Е.А. Турлова и С.И. Фомина, именно в процессе неформального общения и во время выполнения коммуникативных упражнений младшие школьники развивают компоненты коммуникации [18], [23].
Анализ научно-исследовательской и научно-методической литературы и педагогической практики позволил констатировать, что в настоящее время имеют место противоречия:
- между современными целевыми ориентирами начального общего образования в части развития навыков коммуникации детей младшего школьного возраста и традиционной практикой развития коммуникативных навыков у детей во внеурочное время;
- между признанием в необходимости развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста и слабой методической разработанностью применения внеурочных занятий на примере «Разговоры о важном» в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в поиске путей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
Цель исследования: разработать содержание занятий во внеурочной деятельности посредством «Разговоры о важном» как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: особенности коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности использования внеурочных занятий «Разговоров о важном» как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы считаем, что использование потенциала внеурочных занятий «Разговоры о важном» может помочь в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущностные и структурные характеристики коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста;
2. Определить потенциальные возможности внеурочных занятий «Разговоры о важном» в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста;
3. Выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста;
4. Разработать цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» как средства развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические положения в области:
- онтогенеза развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста, функциях и формах развития коммуникации в (М.А. Виноградова [2006], Е.В. Громова [2015], О.В. Защиринская [2013], М.И. Лисина [2015]), позволивших нами выделить и продиагностировать компоненты развития коммуникативных навыков у детей;
- деятельностном подходе в реализации внеурочной деятельности с детьми младшего школьного возраста в развитии коммуникативных навыков (И.Н. Попова [2020], Э.А. Рамазанова [2019], Е.А, Турлова [2020]).
Методы, используемые в ходе исследования:
- теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение и обобщение коррекционной, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий этапы), наблюдение, диагностика;
- методы качественного и количественного анализа результатов (шкалирование, ранжирование), методы графического представления данных.
База исследования:
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленные разработки могут быть использованы классными руководителями в развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о коммуникативных навыках и их развитие в онтогенезе
Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами, осуществляющими обмен информации. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и включает в себя последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и обмена [].
Формированием и развитием коммуникативных навыков
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 704с.
2. Александрова О.А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. – М.: Просвещение, 2005. – 26 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010 - 152 с.
4. Бабаева, Т. И. Общение ребенка со сверстниками как пространство социального развития старших дошкольников / Т. И. Бабаева // Детский сад. – 2011. - №1. – С.18.
5. Головина, Ж.Н. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. / Под редакцией Лисиной М.И. - М.: ТЕРРАНОВА, 2010. – 239с.
6. Громова, Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников / Е. В. Громова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2015. - № 5. – С.16.
7. Жданова, Е.Н. Диагностика развития коммуникативных, организаторских и общеучебных умений младших школьников / Е.Н. Жданова // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 9. - С. 450-458.
8. Жуковина, Ю.В. Специфика формирования коммуникативных умений действий у младших школьников / Ю.В. Жуковина // Молодой ученый. 2019. №7. - С. 7582.
9. Защиринская, О. В. Концептуальные представления о структуре общения / О.В. Защиринская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2013. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-predstavleniya-o-strukture-obscheniya (дата обращения: 14.02.2024).
10. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: Учебное пособие для студентов пед. уч. заведений / О.М.Казарцева. – М.: ИТОС+, 2013. – 288с.
11. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений / Я.Л.Коломинский. – Минск.: «Народная асвета», 1984. – 239 с.
12. Коробкова, О. Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе / О.Ф. Коробкова // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 29-41.
13. Кумова, И. А. Воспитание основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.07 / И.А. Кумова; Рост. гос. пед. ун-т. - Ростов-на-Дону, 2004. - 25 с.
14. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Москва, 1986. – 197 с.
15. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва: Педагогика, 2015. – 214 с.
16. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова. - Л.: Наука, 1989. - 420 с.
17. Попова, И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. 2020. № 1. - С. 219-223.
18. Рамазанова, Э.А. Особенности внеурочной деятельности младших школьников / Э.А. Рамазанова // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 8. - С. 15-23.
19. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками/ А.Г. РУзская // Под. ред. А.Г. Рузской. Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1989. - 216 с.
20. Самохвалова, Е. А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе / Е.А. Самохвалова // Интегративные тенденции в медицине и образовании. - 2015. - Т.1. - С. 52-56.
21. Скитская, Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста / Л.В. Скитская // Педагогика и психология образования. - 2013. - № 2. - С. 50-57.
22. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
23. Турлова Е.А., Фомина С.И. Формирование коммуникативных умений младших школьников средствами игровой деятельности // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2020. № 7. - С. 166173.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2023 г. - URL: https://ntf-iro.ru/wp-content/uploads/2023/04/FGOS-DO-na-17.02.2023.pdf (дата обращения 14.02.2024). – Текст: электронный.
25. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка учеб.‐методич. пособие / А.М. Щетинина, М.А. Никифорова. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.