Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме адаптации детей и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста 5
1.1 Психофизиологические особенности младшего школьного возраста 5
1.2 Сущность понятия адаптация 7
1.2.1 Особенности и причины проявления адаптации и дезадаптации в младшем школьном возрасте 10
1.3 Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте 13
Глава 2. Эмпирическое исследование развития межличностных отношений и адаптации младших школьников 19
2.1. Организация и диагностика межличностных отношений детей младшего школьного возраста 19
2.2 Выявление уровня развития адаптации у детей младшего школьного возраста 24
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме адаптации детей и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста
1.1 Психофизиологические особенности младшего школьного возраста
Психическая жизнь ребенка приобретает черты опосредованности и произвольности. Если в старшем дошкольном возрасте, ребенок имел возможность вести себя более или менее свободно только в игровой деятельности либо с опорой на помощь взрослого, то к 7 годам эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и переносится им на различные сферы жизнедеятельности.
Возрастные психические изменения при переходе из дошкольного в младший школьный возраст предопределяют повышенный интерес ко всему новому и интересному. Им интересна новая обстановка, новые люди, новые друзья. Они стремятся привлечь как можно большей друзей, быть первыми, в этом заключается потребность ребенка быть значимым и нужным. Эти внутренние изменения напрямую связаны с личностными новообразованиями. Ребенок-школьник начинает по-другому относиться к себе, к друзьям, к жизни.
Готовность ребенка к школе напрямую определяет степень его адаптации к школьному обучению.
В школьном обучении данные стремления усматриваются в стремлении школьника показать хорошие результаты, успешно выступить на соревновании или конкурсе, т.е. реализовать себя как ученик [18].
Успешность и желание ребенка-первоклассника посещать школу определяется его позицией в классе. Если ребенок смог заручиться дружбой с одноклассниками, ему интересно в школе, он делится своими переживаниями.
В отношении ребенка адаптация – степень его социального развития и воспитания, уровня его соответствия или расхождения преобладающему количеству ровесников. Другими словами – это анализ соответствия (несоответствия) социального формирования ребенка его возрасту. В первом случае его поведение, общение со сверстниками и взрослыми, эффективность в учебной деятельности и игровой естественны и не различаются от прочих детей. Они оказываются итогом его социализации и самовоспитания. Такого рода оценка может быть в условиях школы и дома [15].
Как мы видим, что готовность ребенка к обучению складывается из физической и психологической стороны, последняя в свою очередь подразделяется на личностную и интеллектуальная готовность. Для нас наибольший интерес представляет эмоционально-волевая и коммуникативная готовность, который мы рассмотрим в работе.
Психологические особенности обучающихся должны учитываться на каждом периоде образовательного процесса. Чтобы понять особенности мотивов младших школьников, необходимо соотнести их с особенностями периода развития школьника в целом. Учитель начальных классов в своей работе всегда учитывает возрастные особенности детей, но при этом сталкивается с трудностью определения непрерывности переходного периода, например, при определении того, какие возрастные особенности из при переходе из детского сада в начальную школу [12].
Поступив в начальную школу, ребенок никогда не переставал интересоваться игрой. Но теперь его ведущей деятельностью стала учебная. Очевидно, что замена игр динамичным типом обучения не может создать положительные условия для адаптации ребенка к школе. В этом случае можно сказать, что если игры не соответствуют деятельности в жизни младшего школьника, это приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к обучению в школе. Практикующие учителя это прекрасно понимают и практически всегда используют на своих уроках игровые технологии или их элементы. Игра как ведущая деятельность не переживает окончания ребенка и сохраняет свою актуальность не только в первом классе, но и во втором классе и далее.
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте:
― Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
― Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
― Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
― Мотивация достижения становится доминирующей.
― Происходит смена референтной группы.
― Происходит смена распорядка дня.
― Укрепляется новая внутренняя позиция.
― Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Действующие стандарты начального образования ориентированы, в первую очередь, на образовательный контент. Образование основывается на объеме знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ученик. Ученые и преподаватели определили, что должен знать ученик по тому или иному предмету. Не все дети успешно адаптируются к новой среде при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абульханова-Славская, К.А. Представления личности об отношении к ней значимых других / К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Гордиенко // Психологич. журн. – 2001. – № 5. – Т. 22. – С. 38-47.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации – М.: Начальная школа, 2016.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2018. – 514 с.
4. Балл, Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 92-100.
5. Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2016. – №10. – С. 19–25.
6. Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
7. Венгер Л.А. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 2015. – №8. – С. 66–74.
8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, дошкольное воспитание. – М.: МГУ, 2015. – 186 с.
9. Верёвкина Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений учащихся СПб, 2007. - 56 с.
10. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе // Дошкольное воспитание. – 2016. –№12. – С. 17–20.
11. Гризик, Т. Участники адаптационного периода : ребенок - родители - педагоги / Т. Гризик, В. Баева // Дошкол. воспитание. – 2018. – № 9. – С. 46-56.
12. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М.: МГУ, 2016. – 154 с.
13. Давыдов В.В. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте. - М.: 2006. 234 с.
14. Дамаданова Х.Д. Социальная адаптация первоклассников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. №3. 2011.
15. Дмитриевская Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе // Начальная школа. – 2017. – №12. – С. 17–20.
16. Зеленова М.Б. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе: Канд. дис. М.: 1991.
17. Караваев Г.А. Внутренний мир и социальная активность личности // Вопросы преподавания философии и общественных наук. 2001. – С. 64-69.
18. Конева, О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие/ О.Б.Конева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
19. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. В. Костяк. – М. : Академия, 2018. – 176 с.
20. Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: МГУ, 2015. – 84 с.
21. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов/ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 464 с.
22. Лисина, М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное / М.И. Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. – М.: Просвещение, 2016. – С. 80 - 87.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 640 с.
24. Рояк, А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. – М.: Педагогика, 2018. – 117 с.
25. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской [и др.]. – М. : Медицина, 2017. – 231 с.
26. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Л.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.