Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важнейших требований современной системы образования является необходимость формировать у младших школьников способности, позволяющие им обрабатывать и преобразовывать информацию, в чём говорится в ФГОС НОО. Формирование информационной компетентности возможно только в случае достаточного уровня развития саморегуляции и самоорганизации, соответственно младшие школьники должны обладать высоким уровнем развития внимания как общей направленности деятельности.
Проблема внимания была исследована многочисленными учеными в русле не только общей, но и детской психологии. Собственные концептуальные воззрения на проблему развития внимания изложили в своих исследованиях Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Н. Ланге, Т. Рибо и др.
Изобразительная деятельность – первый доступный для ребенка вид продуктивной деятельности. Через него отражаются его психическое состояние и интеллектуальные способности к воспроизводству окружающего мира. С другой стороны использование изобразительной деятельности в обучении позволяет развивать мыслительные процессы, речь, физические возможности, внимание, а также осуществлять эмоционально-чувственное развитие.
Возможности развития ребенка ограничиваются, если ему не доступны какие-либо способы восприятия мира (физические или психические). Это отражается и на его изобразительной деятельности, то есть служит сигналом для взрослого об имеющихся нарушениях, которые сам ребенок не может выразить и объяснить. При этом дети имеют право на всестороннее развитие и обучение, коррекции своих состояний, в т. ч. посредством изобразительной работы.
Актуальность темы исследования заключается в том, что изобразительная деятельность является успешным инструментов развития внимания младших школьников.
Объект исследования – развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования – изобразительная деятельность при развитии внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Цель – рассмотреть особенности развития внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на занятиях изобразительной деятельностью.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологические основы развития внимания у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить процесс развития изобразительной деятельности ребенка.
3. Выявить особенности изобразительной деятельности детей с психическими и интеллектуальными нарушениями.
4. Проанализировать приемы и структуру урока изобразительной деятельности для детей с интеллектуальными нарушениями.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретическое изучение развития внимания у младших школьников с нарушением интеллекта на занятиях изобразительной деятельностью
1.1 Психологические основы развития внимания у детей младшего школьного возраста
Внимание является важной частью познавательных процессов, чувств и воли, необходимой для успешного образования. Однако, в науке нет единого определения внимания. Согласно Н. Ф. Добрынину, внимание представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности личности, где направленность подразумевает выборочный характер деятельности и ее сохранение на определенный период, а сосредоточенность - углубление в данную деятельность с отвлечением от окружающего. В отличие от этого, Л.С. Выготский, П. А. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая и другие рассматривали внимание как самостоятельный психический процесс, хотя эта точка зрения не является приоритетной. В современной психологической науке внимание рассматривается как определенная сторона или характеристика деятельности.
Внимание - это специальное психическое состояние, которое усиливает познавательную активность, сосредоточенную на определенном действии или объекте, на который человек направляет свои умственные и физические усилия на определенное время.
Внимание не является тождественным процессу познания, но является условием для его осуществления.
Внимание выполняет определенные функции, активируя конкретные психологические и физиологические процессы, обеспечивает целенаправленный отбор воспринимаемой информации и позволяет человеку длительное время сосредотачиваться на определенном объекте.
В научных исследованиях упоминается о различных типах внимания: непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.
Непроизвольное внимание активируется характеристиками объекта, действующего на человека, даже если он не намерен обратить на них внимание.
Непроизвольное внимание подвержено воздействию различных физических и психических факторов, определяющих общую направленность личности. Для возникновения непроизвольного внимания не требуется усилий воли. Непроизвольное внимание помогает человеку быстро и правильно выбирать тактику поведения в переменных условиях, а также выбирать объект, наиболее соответствующий текущей жизненной ситуации.
Произвольное внимание характеризуется наличием у человека определенной цели и намерения осуществить какую-то деятельность. Поэтому его также называют преднамеренным вниманием.
Согласно Т. Рибо, произвольное внимание обусловлено последовательной сменой систем мотивации. На первом этапе возникают первичные чувства, например, страх. На втором этапе формируются вторичные чувства, такие как самолюбие и соревнование. На третьем этапе происходит превращение их в привычку.
Произвольное внимание играет важную роль в регулировании психических процессов. Это вид внимания, который помогает контролировать поведение и поддерживать стабильную избирательную активность.
В работах некоторых ученых упоминается третий тип внимания. Для его возникновения требуются определенные усилия воли, однако, начав деятельность, человек легко сосредотачивается на ней. По мнению Н.Ф. Добрынина, этот вид внимания называется послепроизвольным или вторичным. Такое название связано с тем, что это внимание следует за обычным, произвольным вниманием. В отличие от непроизвольного внимания, послепроизвольное характеризуется наличием осознанной цели, на достижение которой помогает сосредоточенность на деятельности. Отличие между послепроизвольным и произвольным вниманием заключается в том, что первое не требует специальных усилий воли. Целенаправленная концентрация сознания возникает не благодаря усилиям воли, а из-за высокой заинтересованности в деятельности.
Школьный возраст начинается совершенствованием высших корковых центров, что оказывает значительное воздействие на развитие основных характеристик внимания. В этот период происходит увеличение объема внимания вдвое, улучшение его стойкости, развитие навыков переключения и распределения. Однако способность к длительному сохранению и выполнению произвольно заданных действий формируется лишь к 9-10 годам.
Внимание младших школьников характеризуется недостаточным развитием произвольного внимания и низкой устойчивостью. У большинства первоклассников и некоторых второклассников отсутствует способность к длительной концентрации на учебных заданиях, особенно если они не вызывают интереса и монотонны. Поэтому дети в этом возрасте легко теряют интерес и отвлекаются. Имеется ограниченный запас волевого контроля внимания.
Непроизвольное внимание у детей этого возраста характеризуется более высоким уровнем развития, что позволяет им легко обращать внимание на новые, неожиданные и привлекательные предметы или явления без каких-либо усилий. В результате дети могут заинтересоваться несущественными, но увлекательными деталями учебного материала, упуская важное, но менее привлекательное содержание.
Основными критериями развития внимания у младших школьников являются:
− устойчивость и продуктивность внимания;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баскакова И. Л. Изучение внимания школьников. Методические рекомендации. М.: МГПМИ, 1987. 32 с.
2. Бариляк И.А. Психологические аспекты изобразительной деятельности // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология» - 2014 - №4 – С.42-46.
3. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учеб. метод. пособие – М.: ФОРУМ, 2021 – 271 с.
4. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1974. 101 с.
5. Гиппенрейтер Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания : учеб. пособие. М. : Астрель, 2008. 704 с.
6. Горшкова М.В. Особенности обучения изобразительной деятельности детей с ОВЗ, интеллектуальными нарушениями и РАС // Молодой ученый – 2022 – №5 – С.379-381.
7. Добрынин Н. Ф. Колебания внимания: экспериментально психологическое исследование. Изд-во АПН РСФСР, 1970. 102 с.
8. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособия для студентов вузов – М.: Академический Проект, 2020 – 208 с.
9. Капитунова И.Ю. Изобразительная деятельность детей с ОВЗ, особенности организации и проведения занятий в системе дополнительного образования–https://aokik.ru/images/documents/dshi/metod/06-kapitunova_i.yu._izobrazitelnaya_deyatelnost_detey_s_ovz_2018.pdf?ysclid=lp8aiy4iec188769698
10. Купинская Т.Л. Понятие изобразительной деятельности и ее развитие в дошкольном возрасте / Материалы IV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - https://scienceforum.ru/2012/article/2012001177?ysclid=lp82n9fm5d990694379
11. Методика организации изобразительной и конструктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: электронное учебно-методическое пособие / сост. М.А. Ценева. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2022 – https://dspace.tltsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/25688/Ceneva_MOIiKDDsOVZ_1-65-21_z.pdf?sequence=1&isAllowed=y
12. Немов Р. С. Психология в 3-х томах. Том II в 4 кн. Книга 2. Внимание и память. М. : Юрайт, 2019. 261 с.
13. Неретина Т.Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития: учеб. пособие – М.: ИНФА-М, 2021 – 307 с.
14. Обухова С.Н. Условия обучения изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование – 2019. – №10 – С.152-155.
15. Осипова Л.Б. Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие для студентов вузов – М. – ИНФА-М.: – 2020 – 246 с.
16. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / А.Н.Леонтьев, А.А. Пузырей, В.Я. Романова. М. : Изд-во МГУ, 1976.
17. Рылова Л.Б. Теория и методик обучения изобразительному искусству: инновационная тьюторская модель: учеб. метод. комплекс. – Санкт-Петербург: Лань, 2021 – 440 с.
18. Сергиенко Е.А. Социально-эмоциональное развитие детей. Теоретические основы – М.: Дрофа, 2019. – 248 с.
19. Современные технологии дошкольного образования: учеб. пособие / Е.А. Андиранова, М.И. Богомолова, А.А. Гришина; под ред. Л.М. Захаровой – М.: ИНФА-М, 2021 – 249 с.
20. Стерликова В.в. Методическая практика в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. пособие - М.: Флинта, 2020 – 180 с.
21. Сырова Н.В., Брянская Е.С., Хоружко Е.М. Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы учащихся // Проблемы современного педагогического образования – 2021 - №70-2 – С.229-232.