Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия свободного времени 6
Понятие и особенности досуга студентов 6
1.2 Структура и способы реализации свободного времени 11
1.3 Ценностные характеристики свободного времени 13
Глава 2 Прикладное исследование структуры свободного времени студента 16
2.1 Методические основы изучения особенностей отношения студентов к свободному времени. 16
2.1.1 Анкетирование и анализ 19
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных 24
3 Состояние, тенденция и проблемы, свободного времени студента 29
3.1 Состояние и проблемы формирования свободного времени студентов 29
3.2 Тенденции развития досуга студентов и пути совершенствования процесса их формирования 30
Заключение. 32
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретические аспекты понятия свободного времени
Понятие и особенности досуга студентов
Для того чтобы разобраться этой теме необходимо проанализировать историческую ретроспективу.
Во времена Советского Союза имело огромное влияние движение Комсомола, которое решало огромное количество проблем и задач, в том числе проблему досуга и воспитания молодежи. После краха Советского Союза молодежная политика оказалась в глубочайшем кризисе что привело к огромному количеству проблем молодого поколения. Выросло несколько так называемых потерянных поколений. Эти люди были предоставлены сами себе, а из-за того, что было наложение социальных, финансовых, бытовых проблем это приводило к алкоголизму, наркомании, бандитизму среди молодежи.
Начиная с 2000-х годов Государство обратило внимание на эту проблему и начало предпринимать действия чтобы стабилизировать эту ситуацию.
Были назначения спецпредставителя при президенте, создание госкомитетов и путем многих преобразований было создано Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) — федеральный орган исполнительной власти, координатор в сфере молодёжной политики, создающий среду с равными условиями для самореализации молодёжи. Также важно отметить что был принят Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ О молодежной политике в Российской Федерации. А 22 декабря 2022 года на заседании Госсовета президент РФ Владимир Путин сообщил, что молодежная политика является стратегически важной для государства.
Как мы видим из приведенных выше тезисов решение проблемы досуга молодежи имеет позитивную динамику.
Как было обозначено выше студенты относятся к возрастной группе молодежь. Для начала дадим определение что такое молодежь. Согласно Федеральному Законодательству молодежь — это молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерация
Современный стиль жизни навязывает молодежи пассивный отдых, развлечение и культурное потребление «не вставая с места» при массовом использовании гаджетов и современных технологий. Сегодня можно высылать письма, оплачивать услуги и счета, получать товары, общаться с другими, путешествовать и познавать мир, учиться, не выходя за пределы собственного дома.
В результате большинство людей восстанавливается весьма однообразно. Это однообразие обычно является результатом отсутствия интереса, энергии для совершения каких-либо усилий, даже если это усилие принесет удовольствие и расслабление. Если еще недавно досуг традиционно частично формировал и преображал личность человека, то в настоящее время наоборот, скорее ведет к деградации личности.
Обратимся к специальной литературе по этой проблематике .Психолого-педагогические особенности изучали в своих трудах такие ученые, как: Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Л.С. Грановская, В.Т. Лисовский, В.С. Мухина и др. По их мнению, в данном возрастном периоде идет интенсивное формирование учебно-профессиональной деятельности.
Как отмечает в своей работе В.С. Мухина, «Юность – период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительного взросления».
В этот период развивается сознание и самосознание студента, достигают своего расцвета интеллектуальные и физические силы. Студенты активно заняты поиском и усовершенствованием новых идей, а также поиском смысла жизни. Идет процесс заметного укрепления таких качеств личности, как настойчивость, самостоятельность, целеустремленность, умение владеть собой. Однако у студентов все еще преобладает неумение предвидеть результат своих действий, что говорит о неполной состоятельности личности. В этом возрасте у молодежи возникает проблема выбора жизненных ценностей. Это возраст выбора не только спутника жизни, но и последующее создание семьи.
В юности человек «стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе. Юность стремится прочувствовать себя в искушениях и восхождении, в борьбе и одолении, падении и возрождении - во всем том многообразии духовной жизни, которое свойственно состоянию ума и сердца человека».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации"
2.Социология: учебное пособие / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина, И. В. Тумайкин. – Москва: Дашков и К°, Наука-Спектр, 2014. – 287 с.
3.Социология: учебник / [О. Г. Бердюгина и др.]. - 5-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2014. – 414 с.
4. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
5.Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
6.Горелов А.А. Социология в вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2017. -316 с.
7.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологических исследований. М.: Изд-во МГУ, 2017. - 860с.
8.Казаринова Н.В. и др. Социология: Учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2018. -269с.
9.Касьянов В.В. Социология: экзаменационные ответы._р/нД, 2017. -319с.
10.Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2016. - 272 c.
11.Коротец, И.Д. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / И.Д. Коротец, Т.Г. Тальнишних. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2016. - 256 c.
12.Кравченко А.И.Социология: Хрестоматия для вузов-М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2017.-734с.
13.Лоусен Тони, Гэррод Джоан Социология: А-Я Словарь-справочник/ Пер. с англ. – М.: Гранд, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 480 c.
14.Самыгин С.И. Социология:100 экзаменационных ответов/ С.И. Самыгин, Г.О. Петров.- 3-е издание.- М.; Р/нД: МарТ, 2018.-234с.