Фрагмент для ознакомления
2
Согласно технического задания, необходимо создать приложение с графическим интерфейсом, соответственно в программе обязательно будет присутствовать форма.
Изображение новогодней ёлки может быть разным, но в данном случае оно выбрано схематическим – задача ставилась не на дизайн, а на программирование. Изображение можно создать при помощи линий либо автофигур. Было решено остановиться на автофигурах, поскольку они имеют больше возможностей для настройки. Собственно, допустимо использовать компонент отображения рисунка с загруженным в него художественным изображением или фото, но тогда возникнет необходимость настраивать шары для каждого изображения елки индивидуально. Это возможно, но не очень удобно для демонстрации.
В качестве украшений на елке выбрана звезда на верхушке и шарики на ветках. Они также будут выполнены с помощью компонента автофигур. Автофигуры позволяют изменять свои цвет, размер и форму, как в режиме дизайна формы, так и программно.
Поскольку в программе требуется анимация, то не обойтись без компонента – таймера. Компонент генерирует событие через определенные промежутки времени. Событие можно перехватить и обработать, изменив, например, цвета фигур.
Коль скоро в программе планируется ведение файла отчета, можно несколько расширить функционал программы по сравнению с техническим заданием. В текстовом файле можно хранить дату и время запусков программы, а также ее предыдущее состояние, чтобы было удобно настраивать его перед следующим запуском. Такая концепция и была реализована в программе.
Соответственно, на форме должна быть кнопка запуска анимации и кнопка перехода в режим настройки. В простейшем случае, кнопка режима настройки могла бы только переключать три заранее предопределенных режима, и этого было бы достаточно для соответствия техническому заданию. Но функционал удалось расширить. Для каждой анимирующей автофигур предусмотрена настройка двух цветов мигания и длительности экспозиции одного цвета. Результат получился достаточно наглядным и удобным в использовании.
Настройка компонентов вынесена в отдельную форму, которую можно вызвать как нажатием кнопки настройки, так и нажатием мышью на любой анимирующий компонент.
Выбор цвета осуществляется через палитру Lazarus, а настройка длительности свечения – компонентом TrackBar. Далее будет подробно рассмотрено, почему выбран этот компонент, а не ввод числовых значений.
Таким образом, программа позволяет:
1. Осуществлять индивидуальный выбор цвета каждого шара и звездочки перед запуском анимации.
2. Осуществлять выбор второго цвета каждого шара и звездочки.
3. Настраивать длительность экспозиции каждого цвета в диапазоне от 100 до 1000 миллисекунд.
4. Запускать анимацию нажатием кнопки.
5. При закрытии формы дата и время запуска программы, а также параметры всех автофигур записываются в файл. При запуске программы из файла читаются все параметры, и елка настраивается в соответствии с ними.
1.2. Описание используемых возможностей IDE Lazarus.
Для обучения программированию и для решения задач общего назначения широкое распространение получил язык программирования высокого уровня Паскаль, созданный в 1968-1969 гг. профессором Никлаусом Виртом, и названный в честь выдающегося французского физика и математика Блеза Паскаля (создателя первой в мире механической машины, которая складывала два числа).
Этот язык выгодно отличается от других языков программирования более строгими правилами в описании и использовании данных различного типа. Паскаль – структурный язык, небольшой и эффективный, способствующий выработке у программиста хорошего стиля программирования. В школах и ВУЗах всех стран в мире по сей день изучают ту или иную реализацию Паскаля.
В 1983 г. фирма Borland, известная разработкой Delphi – платного предшественника Lazarus, выпустила Turbo Pascal – интегрированную среду разработки программ на языке Паскаль. Turbo Pascal – это компилятор, компоновщик, редактор кода и отладчик в одном окне.
Для программистов Turbo Pascal примечателен тем, что он стал своеобразным прародителем сред быстрой разработки программ.
В 1986 г. появился язык Object Pascal (Объектный Паскаль), разработанный в фирме Apple Computer. Этот диалект Паскаля уже мог оперировать объектами.
В 1989 г. объектное расширение Паскаля было добавлено и в Turbo Pascal фирмы Borland.
В 1994 г. была выпущена первая версия Delphi - Графическая интегрированная среда быстрой разработки программ для Windows. Этот факт дал невероятный толчок развитию таких сред, в которых разработка интерфейса программы для программиста вместо нудной рутины, превращалась в забавный конструктор форм. В современных средах можно создать программу, даже не дотрагиваясь до клавиатуры - исключительно с помощью мыши. Правда, подобной программе вряд ли можно будет придать сколь-либо полезные функции.
В 1993 г. начались работы над проектом Free Pascal (FPC - Free Pascal Compiler). Первая версия FPC появилась лишь в июле 2000 г., она была полностью бесплатная и поддерживала множество платформ: Windows, Linux, FreeBSD, Mac OS X и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Информатика. Базовый курс [Текст]: учебное пособие для студентов высших технических учебных заведений / под ред. С. В. Симановича. - СПб.: Питер, 2019. – 637 с.
2. Основы компьютерной обработки информации [Текст] : учебно-методическое пособие / А. Е. Хохлов, К. М. Буданов; Пенз. гос. ун-т. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2017. - 113 с.
3. Электронный ресурс. Lazarus Официальный сайт. – URL: https://www.lazarus- ide.org/index.php?page=downloads
4. Электронный ресурс. Delphi sources. – URL: https://delphisources.ru/