Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Курсовая работа на тему "Особенности взаимосвязи методов воспитания в семье с детскими страхами и тревогами в дошкольном возрасте" является актуальной и интересной темой исследования. В дошкольном возрасте ребенок проходит важный этап своего развития, и его эмоциональное состояние имеет огромное значение для его будущего психологического благополучия.
Детские страхи и тревоги являются нормальным явлением в жизни ребенка, но иногда они могут достигать такой степени, что начинают мешать его повседневной жизни и развитию. Поэтому понимание взаимосвязи между методами воспитания в семье и детскими страхами и тревогами может помочь родителям эффективно поддерживать и помогать своим детям в преодолении этих эмоциональных состояний.
Следует отметить, что ориентация на дошкольный возраст позволит сосредоточиться на конкретной возрастной группе и рассмотреть особенности взаимодействия родителей и детей в этот период. Это позволит получить более глубокое понимание возможных причин детских страхов и тревог, а также определить эффективные методы воспитания, которые соответствуют особенностям данного возраста.
Цель исследования – выявление особенностей взаимосвязи методов воспитания в семье с детскими страхами и тревогами в дошкольном возрасте.
Объект исследования – страхи детей в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь методов воспитания в семье с детскими страхами и тревогами.
Гипотеза исследования – существует взаимосвязь между методом воспитания и детскими страхами.
Задачи исследования:
1. Описать механизмы воспитания в семьях.
2. Изучить страхи и тревоги в дошкольном возрасте.
3. Определить особенности дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование.
5. Проанализировать результаты исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования: культурно-историческая концепция психического развития (JT.C. Выготский); деятельностный подход в психологии развития (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); современные концепции детско-родительских отношений (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, H.H. Авдеева, O.A. Карабанова), психология семейных отношений (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис, Г.Т. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер и др).
Методы исследования ( по Б.Г. Ананьеву):
1) Организационные методы исследования: сравнительный метод (сопоставление двух или более групп по виду деятельности, возрасту и т. д);
2) Эмпирические методы исследования: психодиагностические методы (включающие тестовые);
3) Методы обработки данных: качественный метод (разделение полученного материала по группам и его анализ) и количественная обработка результатов;
4) Интерпретационные методы исследования: структурный метод (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками индивида).
Методики исследования:
1) Методика "Выбери нужное лицо" М. Дорки и В. Амен;
2) Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин);
3) Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам».
В целом, курсовая работа имеет практическую значимость и может быть полезной для родителей, педагогов и всех, кто интересуется вопросами воспитания детей и их эмоционального развития.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов к главам, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологический подход к проблеме.
1.1. Понятие о семье, как о механизме воспитания.
Понятие «семья» является важным для семейной психологии. Семья – малая социальная группа, Семья - это не просто малая социальная группа, а уникальное сообщество, где каждый член связан не только узами родства и брака, но и взаимопомощи, моральной ответственности и общности быта.
Семья - это не только малая социальная группа, но и уникальный механизм воспитания, где супружеский союз и родственные связи создают особую атмосферу совместного быта. В этом маленьком обществе члены связаны не только кровными узами или брачным союзом, но и общими ценностями, моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья - это не просто совокупность людей, а группа, где родители, дети, внуки и другие близкие родственники живут вместе, создавая особое пространство для взаимопонимания, поддержки и развития каждого из ее членов. [11]
Для педагогически грамотного выстраивания тактики воспитательной деятельности необходимо обратиться к понятию «принципы воспитания», то есть практические рекомендации, которым следует руководствоваться.
В последние годы в связи с изменениями в обществе, связанными с демократизацией, принципы воспитания пересматриваются, и некоторые из них приобретают новое содержание.
Один из ключевых принципов современного воспитания – это целенаправленность. В настоящее время воспитание ориентировано на социально-культурные ценности, которые являются неотъемлемой частью воспитательной работы и ее желаемым результатом. Современные семьи в значительной степени опираются на объективные цели, закрепленные в Декларации прав человека, Декларации прав ребенка и Конституции Российской Федерации. Каждая семья придает значение собственному видению целей воспитания детей, учитывая как реальные, так и предполагаемые способности ребенка, а также его индивидуальные особенности.[12]
Второй принцип - принцип научной обоснованности. Современные родители могут воспользоваться обширным научным знанием о развитии детей и методах воспитания для достижения более значительных результатов. Недостаточное понимание основ педагогики и психологии может привести к ошибкам и проблемам в семейном воспитании. Важно учитывать возрастные особенности детей, чтобы применять адекватные методы и средства воспитания.
Принцип уважения личности ребенка основывается на понимании его уникальности и индивидуальности. Родители должны принимать ребенка таким, какой он есть, учитывая все его особенности, предпочтения и привычки, не стремясь привести его к каким-то внешним стандартам или оценкам. Важно понимать, что каждый ребенок уникален, и родители должны уделять ему достаточно внимания и времени, чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал и развиться в соответствии с его собственными способностями.
Принцип гуманности. Важно помнить, что ребенок - это индивидуальность со своими уникальными чертами и правами. Он имеет право на свое мнение, на соответственные ошибки и эмоции. Уважение к личности ребенка означает признание его права на самовыражение и саморазвитие, без необходимости соответствовать чьим-то стандартам или ожиданиям. Важно видеть и ценить ребенка именно таким, какой он есть сегодня, в данный момент, и давать ему возможность быть самим собой. [12]
Принцип планомерности, последовательности и непрерывности подразумевает развертывание процесса семейного воспитания в соответствии с поставленными целями. Следует тщательно воздействовать на ребенка, учитывая последовательность и систематичность в выборе содержания, методов и средств, соответствующих возрастным особенностям и индивидуальным способностям детей. Воспитание представляет собой долгосрочный процесс, результаты которого проявляются не мгновенно, а иногда лишь через длительное время.
Принцип всестороннего воздействия и систематичности – это комплексное формирование личности через разнообразные цели, содержание, средства и методы воспитания. В процессе воспитания учитываются все аспекты и факторы педагогического воздействия. Ребенок с самого детства взаимодействует с различными воздействиями, такими как радио, телевидение, общение на улице с людьми разного возраста и пола и другие. Все эти факторы оказывают воздействие на развитие ребенка, становясь важными элементами воспитания.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Артюхова Татьяна Юрьевна ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск, 2000. – 197 с. – Электронная версия фрагмента дис. доступна в электрон. б-ке диссертаций disserCat. URL: https://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-mekhanizmy-korrektsii-sostoyaniya-trevozhnosti-lichnosti (дата обращения: 25.02.2024).
2. Астапов, В.М. Тревожность у детей/ В.М. Астапов.- СПб.: Питер: Питер Принт, 2004. - 160 с.
3. Бурлачук Л. Ф., Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с.
4. Гаврилова Т. П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей. // Вопросы психологии. 1984. № 1
5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
6. Гонина, О. О., Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / О. О. Гонина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17771-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536286 (дата обращения: 25.02.2024).
7. Горьковая И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. // Психологический журнал. 1994. № 2.
8. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей/ А.И. Захаров. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2007. - 448 с.
9. Игнатьева А. Н. Особенности проявления тревожности ребенка в дошкольном возрасте // Актуальные исследования. 2023. №40 (170). Ч.II. С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/7137-osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-rebenka.
10. Кувшинова В.А. Феномен тревоги // Научный форум: педагогика и психология : сб. ст. по материалам LI междунар. науч.-практ. конф., Москва, 03 июня 2021 г. – Москва : Междунар. центр науки и образования, 2021. – Т. 6. – С. 36–46. – Электронная копия сборника доступна на сайте изд-ва "Научный форум". URL: https://nauchforum.ru/files/2021_06_03_ped/6%2851%29.pdf?ysclid=lpo7a3c8ix767104409 (дата обращения: 25.02.2024).
11. Мацковский М. С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. – М., 1989.
12. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981
13. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 452 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16359-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544914 (дата обращения: 25.02.2024).
14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 1996. - 529с.
15. Склярова Т. В. Возрастная психология : от рождения до старости / Т. В. Склярова ; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. – Москва : ПСТГУ, 2022. – 221 с.
16. Сухарева В.А. Соотношение особенностей самооценки с уровнем притязаний как основание внутриличностных конфликтов и кризисов взрослых в ситуациях возрастных изменений / В. А. Сухарева, Л. В. Шибаева // Северный регион: наука, образование, культура. – 2016. – № 1 (33). – С. 76.