Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АРХЕТИПА И АРХЕТИПА "МОРЕ"
Мифологические архетипы (мифологемы) пронизывают художественную литературу и искусство. Архетипы реализуются на уровне художественного текста в виде конкретных мифологических образов и мотивов.
Слово "архетип" происходит от двух греческих корней (arche - "начало" и typos - "образец"). Под архетипами понимаются изначальные и фундаментальные образы или мотивы, лежащие в основе универсальной символики мифов, сказок и других произведений художественного воображения. Архетипы по сути своей символичны, а не аллегоричны, и являются скорее широкими, часто полисемичными метафорами, чем символами. Архетипический образ - это образ произведения искусства, в котором воплощен архетип [17, с. 99].
Термин "архетип" вошел в научный обиход в начале XX века благодаря знаменитому швейцарскому психологу и философу К.Г. Юнгу.
К.Г. Юнг понимал архетипы как модели определенных структурных форм, схем, чувств, поведения и взглядов, которые являются отражением многовекового глубокого объективного опыта человечества. Юнг сравнивал архетипы с неким "скелетом" или "сосудом, который никогда не может быть опустошен или заполнен", с образами, подобными молекулярной кристаллической решетке. Он существует лишь потенциально, сам по себе, и когда он принимает определенную материальную форму, он уже не является тем, чем был раньше. Она сохраняется на протяжении тысячелетий и постоянно требует новых интерпретаций".
Согласно Юнгу, архетипы являются компонентами так называемого коллективного бессознательного, которое имеет "иерархическую" структуру. Верхний слой - индивидуальное бессознательное, ниже - семейное бессознательное, еще ниже - бессознательное большой социальной группы, еще ниже - национальное или этническое бессознательное и еще ниже - универсальное бессознательное. Ниже находится слой бессознательного, который сближает человека с животным миром (Юнг придумал для этого термин "психоид"). Не давая четкого определения архетипам, Юнг, тем не менее, выделяет наиболее важные архетипические мифы, связанные с процессом индивидуации (т.е. формированием личного самосознания, переходом от коллективного бессознательного к личному осмысленному существованию): "мать", "дитя", "тень", "анима", "анимус" и др. Анимус" и т.д.
А.А. Потебня обратил внимание на проблему архетипов. Понимая, что поиск конкретных "архетипических элементов" в том или ином тексте не является самоцелью, этот ученый тем не менее исследует, как эти "архетипические элементы" реализуются в той или иной фольклорной традиции, модифицируются и приумножаются другими образами. Он считает, что многие фольклорные мотивы восходят к мифическим первообразам и отражают понимание людьми природных явлений, таких как солнце, утренняя и вечерняя заря, а также народное поэтическое творчество. В то же время народно-поэтическое творчество опирается не столько на сами мифы, сколько на их поздние трансформации. Вывод Потебни таков. Мифологические образы не вымышлены, не являются сознательно произвольной комбинацией данных в сознании, но комбинацией, которая кажется наиболее верной действительности" [19, с. 123].
Мифы усваиваются людьми только потому, что они заполняют известные пробелы в системе знаний". Мифы сохраняются не потому, что они устойчивы сами по себе, а потому, что они становятся образами, смысл которых постоянно обновляется по мере их применения к повседневным ситуациям". В современных терминах этот ученый подразумевает свойства, присущие архетипическим образам, такие как типологическая повторяемость и модифицируемость. Важным для формирования их научного подхода и в то же время объединяющим их было то, что все они изучали мифологические явления и процессы не по отдельным литературным произведениям, а преимущественно на материале народного творчества и тесно связанного с ним фольклора. Поиск архетипических элементов представителями русской классической филологии был направлен на определение универсальной основы художественного творчества и выявление единства и преемственности в развитии мировой культуры [19, с. 123].
Архетипы, таким образом, понимаются как изначальные и фундаментальные образы и мотивы, лежащие в основе универсальной символики мифов, сказок и других произведений художественного воображения. В литературоведении архетипы понимаются как универсальные архетипы или архетипы, закрепленные мифом и перешедшие из мифа в литературу. Архетипы могут реализовывать свое значение в виде различных элементов текста, таких как сюжет, образность, тематика и предикативные мотивы. Важно отметить, что в более позднем литературоведении понятие архетипа не обязательно связано с юнгианством, но используется для обозначения либо наиболее распространенных, базовых и универсальных мифологических мотивов, либо повествовательных схем, лежащих в основе различных художественных структур.
В мировой мифологии выделяют следующие основные символические значения архетипа "вода": воплощение раннего, мужского или женского плодородия, эквивалент жизненной жидкости всех людей, граница, средство очищения, метафора смерти, начало и конец всего сущего, символ неизмеримой мудрости [19, с. 123].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александров И. А. Пейзаж в лирике К. Батюшкова и О. Мандельштама (стилевые функции цветописи) //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №. 1-1. – С. 1232-1232.
2. Ашырмырадова Г. и др. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА МОРЯ В СТИХОТВОРЕНИЯХ АС ПУШКИНА //Современное педагогическое образование. – 2021. – №. 12. – С. 173-175.
3. Баратынский Е. А. Стихотворения и поэмы. – Google Play Books, 1971.
4. Белоногова Е. С. Сакрализация образа моря в одноименной элегии ВА Жуковского (на материале англоязычного литературоведения) //Альманах современной науки и образования. – 2009. – №. 2-2. – С. 13-16.
5. Власова В. Н. АРХЕТИП МОРЯ ИЛИ «ИЛЛЮЗИЯ ПОЛНОТЫ ЖИЗНИ» //Сборник избранных статей Региональной научно-практической конференции по БИОЭТИКЕ. – 2021. – С. 76-79.
6. Дмитриева У. М. Стихия воды в лирике АС Пушкина : дис. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Новосибирск, 2009.
7. Довгая Ю. В. Архетипические сюжеты в европейской литературе //Вестник культурологии. – 2001. – №. 2. – С. 69-77.
8. Ду С., Афанасьева Н. А. ЛЕКСЕМА МОРЕ В ЯЗЫКЕ ПОЭЗИИ А. ПУШКИНА И ЛИ БО //Проблемы преподавания филологических дисциплин в высшей школе. – 2022. – С. 177.
9. Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырёх томах. - М., Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959.
10. Евсеева Р. А. Зачины в элегиях ВА Жуковского и КН Батюшкова //Вестник Оренбургского государственного университета. – 2004. – №. 11. – С. 50-56.
11. Казарин В. П. Море в жизни и творческом самосознании А. С. Пушкина (Опыт комментирования крымской лирики) Элегия «Погасло дневное светило...» была впервые опубликована в 1820 г. в журнале «Сын Отечества»(№ 46) без подписи под названием «Элегия»(II, 1079–1080).
12. Канунова Ф. З. и др. Морской сюжет в поэзии ВА Жуковского. – 2002.
13. Кибальник С. А. Идиллия Пушкина «Земля и море»(Источники, жанровая форма и поэтический смысл) //Временник Пушкинской комиссии. – 2004. – №. 29. – С. 186-205.
14. Козубовская Г. П. Поэтический мир Е. Баратынского и мифология //Культура и текст. – 1998. – №. 3. – С. 94-103.
15. Ковалева Т. В., Мишина М. Ю. Стихотворение МЮ Лермонтова «Парус» и интерпретация его мотивов в лирике КМ Фофанова //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2012. – №. 4. – С. 184-191.
16. Крюкова О. С. СИМВОЛИКА ВОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ МЮ ЛЕРМОНТОВА //Вестник культурологии. – 2023. – №. 2 (105). – С. 121-131.
17. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. – Российский гос. гуманитарный университет, Ин-т высших гуманитарных исследований, 1994. – Т. 4.
18. Потебня А. А., Потебня О. О. Мысль и язык. Язык и народность. О национализме. – 1913.
19. Потебня А. А. Собрание трудов. – Лабиринт, 1999.
20. Пушкин А. С. Полное собрание стихотворений. – Directmedia, 2015.
21. Прасолова О. В., Хаустова С. И. Образ моря в русской классической литературе //Вестник научных конференций. – ООО Консалтинговая компания Юком, 2020. – №. 7-2. – С. 113-114.
22. «Русская музыкальная литература», под общей редакцией Э. Фрид. Вып 1- 4. Л., 1986 г
23. Толстогузова Е. В. Байронический мотив «Море» в контексте русской элегии //Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. – 2010. – №. 1-1. – С. 82-94.
24. Федоров Ф. П. Море в русской лирике 1820-1830-х годов //Редакционная коллегия: И. 3. Белобровцева (Таллинн). – 2003. – С. 34-46.
25. Чжан Б. ОБРАЗЫ МОРЯ И ПАРУСА В СТИХОТВОРЕНИИ МЮ ЛЕРМОНТОВА" ПАРУС" //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ. – 2017. – С. 187-190.