Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование проблемы развития лексикона у младших школьников с общим недоразвитием речи
1.1 Понятие лексики и ее развитие в онтогенезе
Развитие словарного запаса тесно связано с несколькими аспектами. С одной стороны, оно зависит от развития мышления и других психических процессов. С другой стороны, оно связано с развитием всех компонентов речи, таких как фонетико-фонематическая система и грамматическая структура речи. Развитие речи у ребенка происходит под влиянием языкового окружения и речи взрослых, а также зависит от достаточной речевой практики. Важное значение имеют начальные этапы воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Речь у ребенка не является врожденным навыком, а скорее развивается параллельно с его физическим и умственным ростом. Она является показателем общего развития ребенка. Ребенок использует речь, чтобы обозначать только то, что он способен понять. Поэтому его словарь включает в себя сначала слова конкретного значения, а затем постепенно появляются слова обобщающего характера [1, 52].
Развитие словарного запаса в процессе онтогенеза связано с расширением представлений ребенка о окружающем мире. По мере того как ребенок осваивает новые предметы, явления и характеристики объектов и действий, его словарь обогащается. Дети учатся о мире вокруг себя через различные виды активности, включая неречевую и речевую деятельность, взаимодействуя непосредственно с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми [2, с. 149].
Л. С. Выготский отмечал, что первоначальная функция речи у ребенка заключается в установлении контакта с внешним миром и обеспечении коммуникации. В раннем возрасте деятельность ребенка осуществляется в сотрудничестве с взрослым, и поэтому коммуникация обычно имеет ситуативный характер.
В современной психологической и психолингвистической литературе подчеркивается, что развитие речи обусловлено двумя процессами. Один из них - это неречевая предметная деятельность самого ребенка, то есть расширение его взаимодействия с окружающим миром через конкретное, сенсорное восприятие.
Вторым ключевым фактором в развитии речи, в том числе и в расширении словарного запаса, является речевая активность взрослых и их взаимодействие с ребенком. В начальной стадии взаимодействие взрослого с ребенком складывается в форме односторонней и эмоционально насыщенной коммуникации, что вызывает у ребенка желание контактировать с взрослым и выражать свои потребности. Впоследствии, коммуникация взрослых с ребенком переходит к включению его в систему знаков через звуковые символы. Ребенок становится осознанно активным в речевой деятельности, присоединяясь к общению посредством языка.
Этот процесс "включения" в основном осуществляется через простые формы речи, используя понятные слова, связанные с конкретными ситуациями.
Взаимосвязь между развитием словарного запаса и социальной средой, в которой вырастает ребенок, играет значительную роль. Уровень словарного запаса у детей одного возраста может значительно варьироваться в зависимости от социально-культурного контекста семьи, так как словарный запас формируется в процессе общения. Исследователи посвятили значительное внимание вопросу развития лексической компетенции у детей, анализируя данный процесс с различных психофизиологических, психологических и лингвистических точек зрения.
В конце первого и начале второго года жизни ребенка начинает проявляться все более выраженный интерес к словесным стимулам. На первых этапах реакция на словесные стимулы проявляется через ориентировочные рефлексы. Позднее, на основе этих ориентировочных рефлексов, формируется более сложный рефлекс второго порядка на словесные стимулы. Дети начинают подражать услышанным словам. Повторное воспроизведение нового слова способствует его укреплению в общем массиве стимулов.
В этот период развития речи у ребенка появляются первые простые слова, которые состоят преимущественно из ударных слогов и не разделены на отдельные части. Затем, в возрасте от 1,5 до 2 лет, дети начинают разделять сложные слова на составные части и сочетать их в различные комбинации. В этот период активно расширяется словарный запас ребенка, который к концу второго года жизни составляет около 300 слов различных частей речи [3, с. 74].
Развитие слова у ребенка происходит как в направлении связывания слова с конкретными предметами, так и в направлении расширения его значения. Изучая эволюцию значения слова в процессе онтогенеза, Л.С. Выготский отмечал: «Развитие речи и значения слов происходит естественным образом; изучение истории этого развития как естественного, так и психологического, помогает понять, как формируются знаки, как у ребенка возникают первые знаки и как через рефлексивные механизмы осуществляется усвоение системы обозначения» [4, с. 115].
Формирование связи между языковыми символами и реальными объектами представляет собой ключевой процесс в развитии речевой активности в онтогенезе. На ранней стадии освоения языка имя объекта рассматривается как свойство самого объекта, что Л. С. Выготский называл "удвоением предмета". В начальные периоды знакомства с языком ребенок еще не способен полностью понять слово в его полном значении. В этом контексте наблюдается явление неполного освоения значения слова, поскольку изначально ребенок воспринимает слово как название конкретного объекта, а не как обобщенное название класса объектов.
В процессе развития понимания значения слова, особенно у детей в возрасте от 1 до 2,5 лет, наблюдается явление сдвинутой референции. Это проявляется в переносе названия одного объекта на ряд других, ассоциированных с исходным объектом. С увеличением словарного запаса значение слова постепенно уточняется, поскольку в процессе взаимодействия с взрослыми дети уточняют значения слов и корректируют их использование.
Л. П. Федоренко описывает различные уровни обобщения слов по смыслу.
На нулевом уровне обобщения находятся собственные имена и названия конкретных объектов. В возрасте от 1 до 2 лет дети начинают осваивать слова, которые относятся к определенному объекту.
К концу второго года жизни ребенок начинает усваивать слова первого уровня обобщения, что означает, что он начинает понимать обобщенное значение слов, относящихся к однородным объектам, действиям, характеристикам - так называемым именам нарицательным. Прилагательные в словарном запасе ребенка часто используются без сочетания с существительными, преимущественно в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода [5, с. 271].
В трехлетнем возрасте дети начинают усваивать слова второго уровня обобщения, которые обозначают родовые понятия, такие как "игрушки", "одежда", "посуда", и передают обобщенные названия объектов и действий в форме имен существительных. В возрасте 5-6 лет дети начинают усваивать слова, относящиеся к родовым понятиям третьего уровня обобщения, такие как "деревья", "цветы", "растения", а также глаголы, обозначающие действия, и качественные прилагательные, такие как "белый", "черный". Эти слова представляют более высокий уровень абстракции по сравнению со словами второго уровня обобщения. Дети начинают использовать новые лексико-грамматические категории и постепенно осваивают согласование прилагательных с существительными в различных падежах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 2008. – 76 с.
2. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев Александр Николаевич. - Москва: Издательство АПН ФСP, 1961. — 471 с.
3. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., 2010. – 145 с.
4. Глухов, В.П. Основы психолингвистики. – М., 2005. – 254 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. - М., 1996. - 415 с.
6. Усвоение ребенком родного языка, сб. «Детская речь», изд. Московского института экспериментальной психологии, 1927, стр. 50—114.
7. Речь и интеллект в развитии ребенка [Текст] / А.Р. Лурия // Травматическая афазия. - М., 1947.
8. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. — М., 2004. 224 с.
9. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательных школ. - М., 2014. —159 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у младших школьников. – М., 2006. – 112 с.
11. Лаврентьева, А.И. Формирование семантической стороны речи. – М., 2006. – 38 с.
12. Ушакова, Т.Н. Речь ребенка: проблемы и решения. - М., 2008. - 352 с.
13. Филичева, Т. Б. Развитие речи младшего школьника. – Екатеринбург, 2006. – 209 с.
14. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000. — 240 с.
15. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. – М.: Педагогика, 2000. – 89 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. — 712 с.
17. Матвеева А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку / под ред. А.С. Рождественского // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Педагогика, 1977. - 160 с.
18. Логинова, В.И. Формирование словаря. - М., 2014. – 125 с.
19. Волкова, Г.А. Логопедия. - М., 2013. - 680с.
20. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у младших школьников. – Екатеринбург, 2011. – 320 с.
21. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи (у младших школьников с общим недоразвитием речи).- М., 2005.- 144 с.
22. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у младших школьников. – СПб., 2010. – 192 с.
23. Мазанова, Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М., 2007. – 128 с.
24. Никашина, Н.А. Недостатки лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. - М., 2012. – 166 с.
25. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: «Просвещение», 1969. – 214 с.
26. Пустошило Е.П Лексикология. Фразеология. Лексикография. Учебно-методический комплекс по русскому языку для студентов педагогических специальностей. – Гродно: Изд -во ГрГУ, 2011. – 141 с.
27. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. - Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. - 486 с.
28. Попова З.Д. Стернин И.А. Лексическая система языка (внутренняя организация, категориальный аппарат и приёмы описания): учеб. пособие.-Изд. 3, стереотипное, - М.: URSS, Книжный дом «Либроком», 2011. – 172 с.
29. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. – М.: Издательство «Лабиринт», 2001. – 304с.
30. Антипова Ж.В., Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно -методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Волосовец. – М.: Институт общегуманитарных исследований В. Секачев, 2002. — 256 с.
31. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник / В. П. Белянин. - 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 232 с.
32. Серебрякова Н. В. Обследование ребенка с общим недоразвитием речи /Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения /Н. В. Серебрякова, Л. С. Соломахина. – СПб.: Детство-пресс, 2002. – 240 с.
33. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи./Г. А. Волкова //Вопросы дифференциальной диагностики – СПб.: Детство – пресс, 2004. – 144 с.
34. Максаков, А. И. Обследование состояния речи детей старшего дошкольного возраста /Дошкольное воспитание. – 1986 – № 3. – С. 57 - 61.