Фрагмент для ознакомления
2
Алтухова Т.В., подчеркивает, вслед за отечественными авторами (А.Ф. Лазурский, С.Л.Рубинштейн, В.Н.Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе), что личность представляет собой социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в социуме. Человек как социальное существо приобретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения помогают построению его личности. У индивида в момент рождения еще нет этих социально приобретаемых (личностных) качеств [7;8; 17; 25].
К числу личностных не относятся такие особенности человека, которые обусловлены биологически и не зависят от его жизни в обществе. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об уникальности человека, определяя его значимые для людей черты и. поступки [1].
Традиционно человека описывают (изучают) в проявлении его индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных особенностей. С научной точки зрения это правильно, но важно помнить, что мыслит, думает, борется, любит не личность, а человек, обладающий личностью, через нее, только ему присущим образом постигающий тайны любви, жизни, борьбу [29].
В психологии утвердилось различение понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в описании человека. Наиболее последовательно такое различение проведено в работах Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева.
Говоря о соотношении категорий «личность» и «индивидуальность», Б. Г.Ананьев отмечал, что если личность есть вершинный уровень развития человека, то индивидуальность – его глубинное измерение [2].
В качестве особой проекции человека Б. Г. Ананьев выделял его «индивидность». Человек как индивид, по его мнению, предстает в своих возрастнополовых, индивидуально-типических свойствах, в динамике психофизиологических функций, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в темпераменте и задатках. Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии.
Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к человеческому роду. В понятии «человек» отражена генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Специфические человеческие способности и свойства относительно животных –это речь, сознание, трудовая деятельность и др., не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формах социального взаимодействия общественной, человек развивает в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное существо – законам развития общества[29].
Индивид – это единичный представитель вида «homosapiens». Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Как индивиды люди отличаются друг от друга морфологическими особенностями (рост, телесная конституция, цвет кожи, цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, свойствами нервной системы, темпераментом, эмоциональностью).
Другая проекция человека – это его бытие как субъекта. Б. Г. Ананьев указывал на такие его проявления, как способность быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Указания на субъектность как на базовую характеристику человека встречаются во многих философских и психологических работах. Личность отражает наиболее развитый уровень человеческой субъективности [29].
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт) [25].
При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями «особенность», «уникальность», сколько с понятиями «целостность», «единство», «собственный способ жизни» [1]. Содержательная наполненность индивидуальности соотносится с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта, процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек [1].
Понятие личности, – писал А. Н. Леонтьев, выражает целостность субъекта жизни… Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся…Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека» [21].
Высшим синтезом, интегральным результатом жизненного пути человека в психологии принято считать «индивидуальность», фиксирующую одновременно своеобразие и неповторимость человека как индивида, как субъекта, как личности
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке, отмечает Т.А. Алтухова. Сопровождают «личность» обычно такие эпитеты, как «сильная, «независимая», «активная», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Индивидуальности больше подходят такие эпитеты, как: «яркая», «творческая» и др., отражающие качества самостоятельной сущности уникальной личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтухова Т.А. Психология и педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИрГАУ, 2015. — 130 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Москва [и др.] : Питер, 2010. - 282 с.
3. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 688 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. – М.: Академия, 2013. – 304 с.
5. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. – Санкт-Петербург : Речь, 2000. – 438 с.
6. Братусь Б.С. «Психика» и «личность» в отсутствие «души» и «духа» // Братусь Б.С. (ред.) Христианская психология в контексте научного мировоззрения. Коллективная монография. — М.: Никея, 2017. 240 с. С.46-56.
7. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. — М.: Знание, 1985. – 64 с.
8. Бойко И.Н. Практические рекомендации для педагогов по профилактике неуспеваемости младших школьников // Прикладная психология: современное состояние, эффективность исследований, перспективы развития : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. XII Левитовские чтения. - 2017. - С. 131-134.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. 317 с.
10. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – С. 9-19.
11. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. – М.: Знание, 1979. – 37 с.
12. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 31–38.
13. Волков Б.С. Психология юности и молодости / Волков Б.С. – М.: Академический проспект, 2006. – 255 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с.
15. Дитюк, А. А. Влияние психологической сепарации на социальную адаптацию личности: дис. канд. психол. наук / А. А. Дитюк. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2018. – 353 с.
16. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 128 с.
17. Карпинский, К.В. Жизнедеятельность как форма активности субъекта жизни / К.В. Карпинский // Методология и история психологии. – 2010. – Т. 5. – В. 1. – С. 184-202.
18. Ксенда О.Г., Поликарпов В.А. Психология личности. – Минск.: Изд-во БГУ, 2010. — 105 с.
19. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников // Советская педагогика. - 1968. - № 7. - с. 65-77.
20. Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития. М.: Смысл, 2001. С. 154-161.
21. Леонтьев, Д.А. Власть над жизнью [Электронный ресурс] // Независимая газета. – 2015. – № 2 (02). – Режим доступа: http://www.ng.ru/ (дата обращения: 25.02.2024).
22. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. 607 с.
23. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., СПб.: Питер, 2012. – 705 с.
25. Рыбалка В.В. Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике: Пособие. – Житомир : Изд-во ЖГУ им. И. Франко, 2015 – 872 с.
26. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Карл Р. Роджерс; [Пер. с англ. М. Злотник]. – М. : Эксмо-Пресс, 2001. – 414 с.
27. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Уч. пособ. М.: ПСТГУ, 2013. – 400 с.
28. Сульмина, О.В. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации: в семье и вне семьи: автореферат дис. ... кандидата психологических наук / О.В. Сульмина. – Москва, 2016. – 31 с.
29. Терешонок, Т.В.Психология и педагогика: учеб.: в 2-х ч. Ч. 1 / Т.В. Терешонок, Т. В. Левина; Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2010. – 312 с.
30. Холл, К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. – М.: КСП+, 1997. – 719 с.
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применения). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.