Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Общественная власть: понятие, признаки, виды
Ученые и философы давно интересовались понятием «власть» и задавались вопросом о ее происхождении. Некоторые считали, что источником власти является бог, в то время как другие полагали, что это явление придумано человеком. Мнения разделились, и появились различные концепции, объясняющие сущность власти.
Одна из первых теологических концепций, созданная Августином Аврелием, Фомой Аквинским, Жаном Маритеном и Дезире Жозефом Мерсье, утверждала, что вся власть в государстве исходит от Бога, а правители являются лишь исполнителями божественной воли. Согласно Августину Аврелию, граждане земного града рождаются с испорченной грехом природой, в то время как граждане небесного града рождаются благодаря благодати, которая освобождает природу от греха .
Власть - это божественное право, которое опирается на христианские заповеди. Подчинение людей воле Божьей и принципам божественного разума гарантирует установление порядка в обществе, сохранение и развитие человеческого рода.
Позднее Фома Аквинский, известный теолог, изменяет божественную теорию о государственной власти. Он утверждает, что принцип власти происходит от Бога, а король должен строить свое королевство так же, как Бог создал землю и человека. Кроме того, король должен направлять своих подчиненных к высшей цели – добродетели.
Следующая теория гласит, что власть является врожденным инстинктом, присущим человеку как биологическому существу. Французский политолог Г. Марсель утверждал, что власть не является уникальной для человека, она имеет свои корни в биологической структуре, которая обща как нам, так и животным .
Согласно учению Марселя, Ницше утверждал, что власть представляет собой способность и желание проявить себя. В дальнейшем биологические интерпретации власти стали основанием для права одних народов управлять другими . А. Гитлер использовал эти утверждения, предложив концепцию, согласно которой только люди арийской расы обладают способностью к самовыражению и самоутверждению, и именно это делает их призванными управлять всем миром.
В 1930-х годах американскими учеными Ч. Мерриамом и Т. Лассуэллой, а также английским исследователем Дж. Кэтлином была разработана третья концепция власти - бихевиористская. Термин "бихевиорализм" был введен в политическую науку группой ученых из Чикагского университета под руководством Ч. Мериамма. Этот подход не имеет четкой структуры и представляет собой совокупность относительных ценностей и целей .
Она основана на представлении о человеке как «животном, жаждущем власти», и политические отношения считаются естественным проявлением его природных качеств. Человек стремится к власти и контролю над другими, и именно это является главным мотивом для политической активности отдельных личностей. Эта теория основана на поведении человека и сводится к манипуляции его поведением в целях поддержания политической системы.
В 50-х годах XIX века Г. Лассуэлл разработал психоаналитическую теорию власти, которая уделяла большое внимание неосознаваемым причинам политического поведения в рамках поведенческого подхода к власти.
В книге Лассуэлла «Власть и личность» говорится о том, что власть может рассматриваться как процесс, который подавляет и заменяет бессознательное поведение и мысли человека. Автор исследовал жизнь известных политических деятелей, таких как Мартин Лютер, Махатма Ганди, Вудро Вильсон и Франклин Рузвельт, и пришел к выводу, что они в детстве страдали от комплекса неполноценности, а стремление к власти помогло им преодолеть его .
Французский политолог Л. Дюги предложил мифологическую концепцию в своем труде «Курс конституционного права» . Он защищал идею о том, что власть возникает естественным путем, и что общество разделяется на группы «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых». По его убеждению, люди, обладающие властью, выделяются своим физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми.
В древности, когда люди были более сильными, умными и богатыми, они становились правящим классом и могли диктовать свою волю другим, чтобы достичь своих целей. Таким образом, произошло разделение на «сильных» и «слабых». Однако власть и общественная воля были воплощены в институтах власти.
Власть сохраняла свою значимость, согласно Л. Дюги, путем придания законности (легитимности) своим правовым претензиям с помощью использования мифов о божественном происхождении. Благодаря преобладанию этих двух мифов, которые соответствовали разным этапам развития человеческого общества, они были внедрены в коллективную память.
В старинных культурах правители считались божественными: они были либо потомками богов, либо сами богами. В современных и постсовременных обществах был распространен миф о «общественной воле», которая должна подчиняться «личной воле» самых могущественных .
Однако, Дюги понял, что появление правящих и управляемых не объясняет сущность власти. Он пришел к выводу, что нельзя объяснить, как и почему возникло право на публичную власть и как оно оправдывается. Он считал, что существует две равносильные и не доказуемые гипотезы: власть может быть установлена богом или людьми, так как для ее установления необходима вера и материальные возможности правящих групп.
Теория конфликтологии, созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом и В.И. Лениным, исследует вопрос о власти как о взаимоотношениях господства и подчинения между различными классами. Это господство возникает из-за неравенства в экономической сфере и определяется местом и ролью класса в общественной экономической системе.
Согласно теории конфликтологов, владение частной собственностью позволяет господствующему классу контролировать зависимые классы, а экономическое неравенство является основой для других видов социального неравенства, таких как профессиональное, этническое, половозрастное, региональное и культурное. Поэтому власть существует там, где существует неравенство.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов
I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс»
2. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
II. Специальная литература
4. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс учебное пособие: Т. 1, 5-е изд., M.: ИНФРА-М, - 2017. - 544 с.
5. Акимов Н.А. Правовое обеспечение реализации экономической функции государства // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - № 2. - С. 179–183.
6. Акопова С.Н. Антикоррупционная функция государства и гражданского общества // Право и государство. - 2007. - № 4 (28). - С. 23–32.
7. Алюшин А Л. Политическая философия Гарольда Лассуэлла: критический анализ: Дисс… канд. философ. Наук. - М., 1984. - 200 с.
8. Барканов А.А. Культурно-воспитательная функция современного российского государства: Дис. … канд. юрид. наук.- М., 2007. - 186 с.
9. Байтин М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов: Издательство Саратовского университета, - 1979. - 302 с.
10. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2002. - 202 с.
11. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе // Право и политика. - 2016. - № 1. - С. 71-72.
12. Блаженный А. О Граде Божием. Т.4. Книги: XIV-XXII. Спб.: Алетейя, - 1998. - 589 с.
13. Горохов В. Ф. Социология: Учебное пособие. В 2-х частях. Ч. 1. М.: МИФИ, - 2008. - 324 с.
14. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: Предпосылки, особенности, структура. М.: ЮКЭА, - 2016. - С. 581-582.
15. Гогин А.А. К вопросу о формах реализации функций государства // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. - 2014. - № 1. - С. 35–38.
16. Догадайло Е. Ю. Личность в системе отношений власти: теоретико-правовой и социально-психологический аспекты: Дисс... канд. юрид. наук. - М., 1995. – 155с.
17. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства/ пер. с фр. А. Ященко, В. Краснокутский, Б. Сыромятников М.: Типография Сытина, - 1908. - 1006 с.
18. Ельцов Н.С. К вопросу о субъектном соста- ве механизма реализации функций государства // Вестник Тамбовского университета. - 2015. - № 10. - С. 151–157.
19. Зуляр Ю. А. Политология: в 2 т.: Учебное пособие Т. 2. Иркутск: Издательство Иркутского государственного Университета, - 2011. - 740 с.
20. Купцова О.Б. Экономическая функция современного российского государства: Дис. … канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2002. - 207 с.
21. Козлов А.В. Правовые формы реализации функции Российского государства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. - 2011. - № 2 (15). - С. 214–219.
22. Лассуэлл Г. Д. Психопатология и политика / Пер. с англ. Т. Н. Самсоновой, Н. В. Коротковой. М.: Издательство РАГС, - 2005. - 35 с.
23. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Теория государства и права: Учебное пособие. М.: ИЦ РИОР: НИЦ ИНФРА-М, - 2016. - С. 25.
24. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. М.: Юрайт, - 2017. - 585 с.
25. Музыкин А.А. Современные формы и методы реализации функций государства / А.А. Музыкин, Д.В. Абражеева // ModernScience. - 2019. - № 10-1. - С. 163–165.
26. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер. с нем. Е.Герцык. М.: Культурная Революция, - 2005. - 880 с.
27. Новикова А.С. О формах реализации функций государства // Научный журнал КубГАУ. - 2015.- № 113 (09). - С. 1–10.
28. Пафнутьев А.А. Легитимация государственной власти // Государство и право. - 2016. - №4. - С.38.
29. Попов Е. В. Основы философии: Учебное пособие для вузов. М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, - 1997. - 320 с.
30. Рукинов В.А., Белякова Е.А. Государственная власть как продукт гражданского общества//Конфликтология. - 2017. - №2. - С.14.
31. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для вузов. 5 е изд. М.: Юстицинформ, - 2006. - 440 с.
32. Старков О.В. Теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. О.В. Старкова. М.: Дашков и К°, - 2017. - С. 97.
33. Шафранов А.А. Разграничение контрольной и надзорной деятельности в сфере исполнительной власти // Право и Жизнь. - 2006. - № 91. - С. 5–20.