Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникативные навыки играют важную роль в жизни подростков, особенно в контексте их положения в группе сверстников. Коммуникативная компетентность помогает подросткам успешно взаимодействовать с другими людьми, выражать свои мысли и чувства, решать конфликты и строить отношения. В данном дипломе будет рассмотрено, каким образом коммуникативные навыки подростков различаются в зависимости от их положения в группе сверстников.
Для начала рассмотрим коммуникативные навыки подростков, занимающих лидирующее положение в группе. Эти подростки обычно обладают высокой самооценкой, уверенностью и харизмой, что делает их успешными в общении с окружающими. Они умеют влиять на мнения и поведение других, выступать в роли лидера и оказывать влияние на групповые процессы. Их коммуникативные навыки включают умение убеждать, убеждаться, эффективно решать конфликты и устанавливать позитивные отношения с окружающими.
В отличие от лидеров, подростки, занимающие периферийное положение в группе, могут испытывать трудности в установлении контактов с другими и проявлении своей индивидуальности. Они могут быть, более скрытными, застенчивыми и менее уверенными в себе. Их коммуникативные навыки могут требовать развития, чтобы они могли успешно взаимодействовать с окружающими, выражать свои мысли и чувства, а также устанавливать положительные отношения.
Таким образом, коммуникативные навыки подростков могут существенно различаться в зависимости от их положения в группе сверстников. Понимание этих различий может быть полезным для педагогов, психологов и родителей, чтобы помочь подросткам развить необходимые коммуникативные навыки и успешно взаимодействовать в своей социальной среде.
Объект исследования: коммуникативные навыки.
Предмет исследования: коммуникативные навыки с различным положением в группе.
Цель исследования: рассмотреть коммуникативные навыки подростков с различным положением в группе сверстников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе.
2. Изучить психологическую характеристику подростков.
3. Выявить особенности коммуникативных навыков подростков с различным положением в группе сверстников.
4.
5.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ, синтез, сравнение обобщение.
Структура работы:
Глава 1. Теоретические аспекты коммуникативных навыков подростков с различным положением в группе сверстников
1.1 Понятие коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе
Увеличение значимости гуманизации общественной жизни означает увеличение важности индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе. Это, в свою очередь, требует учета способностей детей и разрешения проблемы их выявления и развития. Важность формирования коммуникативных навыков подтверждена в трудах С. Л. Братченка, Н. В. Кузьминой, А. М. Леонтьева, Л. М. Митиной, Г. С. Трофимовой.
Изучение литературы в области психологии и педагогики показывает, что, несмотря на проведенные исследования, проблема разработки структуры и определения этапов формирования коммуникативных навыков остается актуальной из-за различий в терминологии. В отечественной психологии существует множество определений для "коммуникативных навыков". Некоторые ученые определяют их как способность формировать коммуникативные навыки, необходимые для успешного взаимодействия в коллективе, умение занимать свое место, способность объединять коллектив, а также умение привлекать к себе людей. Это может проявляться как в лидерских качествах, так и в конформизме, скромности и дисциплине, что позволяет получить уважение коллектива и способствует его объединению.
Современная психолого-педагогическая литература содержит разнообразные подходы к определению и пониманию терминов "коммуникация", "навыки" и "коммуникативные навыки".
Слово коммуникация произошло от лат. communicatio, comunico- «делаю общим, связываю, общаюсь» 5, с. 232.
Обобщив точки зрения исследователей на данную проблему, можно выделить четыре основных значения понятия "коммуникация": первое - передача информации в обществе в процессе социальной деятельности человека; второе - коммуникация как биологическое взаимодействие; третье - форма связи, способы передачи информации и другие технические системы; четвертое - обмен информацией в неживой природе.
В современной литературе понятие "коммуникация" рассматривается как взаимосвязь состояний взаимодействующих субъектов. Г.М. Андреева отмечает, что "любые формы общения представляют собой специфические формы совместной деятельности людей". Акт коммуникации, в котором участвуют сами участники общения, представляет собой коммуникативный процесс [3, с. 48].
По мнению С. Л. Рубинштейна, коммуникация представляет собой сложный процесс развития и установления контактов между людьми на различных уровнях, включающий в себя восприятие и понимание другого человека, разработку общей стратегии взаимодействия и обмен информацией, а также обусловленный потребностями в совместной деятельности 16, с. 65.
Когда происходит процесс общения, каждый человек понемногу завладевает коммуникативными навыками.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аверин В. А. Психология личности. СПб. : Михайлов, 2021. 189 с.
2. Авилова П. А. Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста - В сборнике: Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – 566 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления / Г. М. Андреева. – Москва: НОУ ВПО МПСИ, 2013. – 160 с.
4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352 с.
5. Большой энциклопедический словарь. – Москва: Астрель, 2015. – 1248 с.
6. Варганова Л. В. Психологические проблемы общения у подростков в сети Интернет // The Scientific Heritage. 2021. 455 с.
7. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. М. : Педагогика, 1972. 268 с.
8. Жуина Д. В., Рычкова В. В. Особенности формирования и развития коммуникативной стороны общения субъектов образовательных организаций // Образовательный вестник «Сознание». 2016. 344 с.
9. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-т, 2010. 447 с.
10. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : Просвещение, 1970. 391 с.
11. Куницына В. Н. Межличностное общение. СПб. : Питер, 2001. 544 с.
12. Лисина, М. И. Развитие коммуникативных процессов / М. И. Лисина. - Москва, 2017 . – 288 с.
13. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л. : Медицина, 1983. 255 с.
14. Матюхина М. А., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М. : Просвещение, 1984. 256 с.
15. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста // Евразийский научный журнал. 2015. 233 с.
16. Панфилова В. Б. Особенности межличностных отношений у подростков с разными акцентуациями характера // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. 455 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. – СПб.: Питер, 2015. – 540 с.
18. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для ВУЗов / Е. О. Смирнова. – Москва: Владос. – 2016. – 366 с.
19. Эльконин Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия, 2011. 383 с.
20. Эриксон Э. Х. Детство и общество. СПб. : Ленато, 1996. 592 с.