Фрагмент для ознакомления
2
Важную роль в психологической жизни детей дошкольного возраста играет воображение. Это уникальная способность человека формировать новые цельные образы реальности, основанные на обработке имеющихся фактических, эмоциональных, интеллектуальных и эмоционально-смысловых впечатлений.
Под креативностью подразумевается способность создавать новые оригинальные продукты, имеющие общественное значение, включая новые знания, объекты, методы деятельности, произведения искусства и прочее. С учетом социально-экономических изменений, происходящих в современном обществе, особенно важно формирование творческой и позитивной личности, способной решать нетривиальные задачи и готовой адаптироваться к изменяющимся условиям. Воображение, как неотъемлемый психологический процесс, является необходимой составляющей любой формы творческой деятельности человека и определяет его поведение в целом [20, с. 139].
Развитие творческого воображения оказывает влияние на формирование личностных качеств у детей. Взгляды психологов и педагогов утверждают, что развитие творчества у детей может проявляться в различных сферах деятельности, в первую очередь, в игровых занятиях. Изобразительная деятельность дошкольников предоставляет огромные возможности для раскрытия творческого потенциала.
Рассматриваемый нами психологический процесс заинтересовал ученых совсем недавно – на рубеже XIX-XX веков. Первая попытка экспериментального изучения функции воображения относится к тому же периоду (С.Д. Владычко, В. Вундт, Ф. Матвеева, Э. Мейман, Л.Л. Мищенко, Т. Рибо). Постепенно расширялись аспекты изучения этой проблемы, разрабатывались методики, позволяющие экспериментальным путем исследовать функцию воображения, изучалось развитие воображения в онтогенезе (Л.С. Выготский, И.Г. Батоев, А.Я. Дудецкий, Г.Д. Кириллова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.), функциональное развитие данного процесса (Е.Т. Игнатьев, Э.В. Ильенков и др.) [11, с. 172].
Многочисленные исследователи, включая Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Ю.А. Полуянова, Е.Е. Сапогову и других, правильно отмечали, что воображение играет ключевую роль в творчестве человека. Они связывали развитие воображения с общим психологическим ростом детей и утверждали, что воображение необходимо для творческого преобразования имеющихся знаний и способствует саморазвитию личности [6, с. 133].
В.А.Сухомлинский подчеркивал, что самовыражение и самоутверждение ребенка происходит в творчестве ребенка, и ярко проявляется его индивидуальность. Перенося предметы и явления из окружающего мира на бумагу, дети живут именно в этом прекрасном мире изобретательства [20, с. 140].
Воображение неотъемлемо связано с творчеством, так как оно формируется в процессе креативной деятельности. Из этого следует, что творческое воображение представляет собой видение, направленное на создание новых образов, которые становятся основой творчества. Профессор, кандидат психологических наук Б.М. Теплов определяет «творческое воображение как способность создавать новые образы, включая творческую деятельность, которая порождает оригинальные и ценные результаты.» Воображение играет важную роль в жизни дошкольников и является ключевым творческим процессом и когнитивной областью для детей.
Воображение играет важную роль в психологической жизни детей дошкольного возраста. С помощью воображения у детей есть возможность освоить план и смысл человеческих действий и создать единый образ действия. Воображение дошкольников настолько живо и сильно, что многие эксперты и психологи оценивают его как изначально данный навык, который с годами утратил свою силу [22, с.87].
Как художественная и созидательная деятельность, визуальная деятельность не терпит стандартов и шаблонов. Рисование необычными материалами дает детям возможность ощутить незабываемые положительные впечатления и реализовать свои творческие возможности. Это может помочь сформировать красоту ребенка и расширить его духовный мир. Одним из важнейших условий успешного формирования творческого воображения являются различные варианты работы с детьми на занятиях.
Старшие дошкольники очень чувствительны к формированию воображения. Этот факт подтверждают исследования ученых-психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, О.М. Дьяченко и других [24, с. 221].
Л.С. Выготский характеризует старших дошкольников активацией функции воображения: сначала воссоздавать воображение – позволяя воображать сказочные образы на ранней стадии, а затем творческое воображение. Воображение, как функция разума, тесно связано с речью. Именно поэтому психологи отмечают, что задержки в речевом развитии часто приводят к нарушениям воображения. Связь между воображением и речью проявляется главным образом в том, что речь дает ребенку возможность устно выражать свои впечатления, эмоции и переживания. И он также должен оперировать в уме концепциями, и его арсенал будет расширяться год от года. Кроме того, детское воображение обладает многими уникальными качествами. Воображение ребенка отличается яркостью, оригинальностью и богатством.
К сожалению, стоит отметить, что в большинстве случаев эти качества со временем значительно размываются и становятся менее очевидными с возрастом. Тест на креативность наглядно подтверждает это: если большинство детей все еще пытаются дать оригинальный ответ на вопрос, то у взрослых процент ответов, отличающихся от эталонного, не превышает двух процентов.
Виды воображения – классификация (рисунок 1) [12, с. 212].
Оригинальность детского мышления проявляется практически во всем: они пишут невероятные истории и приписывают удивительные свойства и функции самым простым вещам. Причиной этого явления является главным образом опыт, накопленный детьми (в виде сказок, стихотворений, комиксов и т.д.), в контексте ограниченных представлений об окружающем мире, высоких познавательных потребностей (не зная объяснения тому или иному явлению, ребенок пытается его придумать). Существует также тот факт, что дети не подвергаются давлению со стороны социальных норм и не заинтересованы в одобрении или осуждении других.
Таким образом, воображение является одним из ключевых психологических процессов, оказывающих огромное влияние на нравственное и интеллектуальное развитие.
1.2. Виды и функции воображения
Воображение – это творческая сила ума, открывающая перед нами бесконечные просторы образов и идей в нашем внутреннем мире. Оно не только позволяет нам визуализировать информацию, но и стимулирует наше мышление, помогая нам находить нестандартные решения и ориентироваться в сложных сценариях, даже без прямого вмешательства в физическую реальность. Эта способность становится особенно ценной, когда стандартные методы решения задач оказываются неэффективными или невозможными.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская газета. – 2013. – 26 октября.
2. Абакумова, А.А. Развитие воображения детей старшего дошкольного возраста / А.А. Абакумова // В книге: Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. материалы VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием: в 4 ч. Новосибирский государственный педагогический университет, Институт детства. – 2019. – С. 3-4.
3. Андреева, И.А. 30 уроков развития творческих способностей и воображения / И.А. Андреева. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2019. - 1817 c.
4. Афанасьева, М.А. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в рисовании / М.А. Афанасьева // Научный форум: Педагогика и психология: сборник статей по материалам IX международной научно-практической конференции. – М.: МЦНО, 2017. – № 7 (9). – С. 78-83.
5. Буркова, М.А. Роль воображения в современном знании / М.А. Буркова // Аллея науки. – 2018. – Т. 4. – № 4 (20). – С. 394-396.
6. Глуханюк, Н. С. Психодиагностика / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Щипанова. - М.: Academia, 2020. - 240 c.
7. Гнайкова, Н.В. Формирование у детей дошкольного возраста цветовосприятия и цветоразличения в условиях ДОУ / Н.В. Гнайкова // Молодой ученый. – 2017. – № 11.1. – С. 14-17.
8. Данилова, А.Н. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / А.Н. Данилова // Международный студенческий научный вестник. – 2020. – № 3. – С. 89.
9. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.voppsy.ru/issues/1988/886/886052.htm
10. Конюхова, С. Г. Взаимосвязи мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте / С. Г. Конюхова // Приоритетные направления развития науки и образования / Под общ. ред. Г. Ю. Гуляева. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю.), 2019. – С. 27–35.
11. Косарева, Д.А. Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста / Д.А. Косарева // Молодой ученый. – 2018. – № 18. – С. 172-173.
12. Куцакова, Л. В. Воспитание ребенка-дошкольника. Развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. В мире прекрасного / Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова. - М.: Владос, 2021. - 368 c.
13. МБДОУ детский сад 61 «Дружба» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://push-druzhba61.edumsko.ru/
14. Немов, Р.С. Общая психология. Общая психология: учебник / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 2472 c.
15. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2018. – 80 с.
16. Полунина, Я.И. Исследование уровня развития воображения дошкольников / Я.И. Полунина // Вестник современных исследований. – 2018. – № 10.7 (25). – С. 96-97.
17. Пронина, С.А. Возможности развития воображения детей 5 лет с общим недоразвитием речи в конструировании из бросового материала / С.А. Пронина // В сборнике : Университет XXI века : научное измерение. Материалы научной конференции научно-педагогических работников, аспирантов и магистрантов ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2019. – С. 104-106.
18. Пронина, Е.В. Развитие творческого воображения дошкольника / Е.В. Пронина // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 3 (39). – С. 111-119.
19. Саблина, Т.А. Развитие воображения у дошкольников в различных видах деятельности / Т.А. Саблина // В сборнике: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. материалы V Международной научной конференции. – 2019. – С. 344-349.
20. Ставиская, О.В. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста / О.В. Ставиская // Столица науки. – 2020. – № 8 (25). – С. 139-146.
21. Тютюева, И.А. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста с помощью изобразительной деятельности / И.А. Тютюева, Т.А. Васильченко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 4091-4095.
22. Харько, Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового Леса / Т.Г. Харько. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 192 c.
23. Харько, Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса» (для детей 5-7 лет) / Т.Г. Харько. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 750 c.
24. Шевандрин, Н. И. Основы психологической диагностики. В 3 частях. Часть 3 / Н.И. Шевандрин. - М.: Владос, 2020. - 389 c.