Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Исследование об особенностях адаптации детей сирот к условиям обучения в среднем профессиональном образовании (СПО) имеет огромную актуальность. В связи с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, их успешное адаптирование к новой среде становится крайне важным вопросом для образовательных учреждений и всего общества.
Такие дети часто испытывают трудности в общении, низкую самооценку, эмоциональные и поведенческие проблемы, а также ощущение небезопасности и неуверенности в будущем. В результате этого, они могут испытывать затруднения в учении и интеграции в новую группу.
Таким образом, определена проблема исследования: трудность адаптации детей-сирот к новой образовательной среде.
Цель исследования заключается в изучении особенностей адаптации детей-сирот к условиям обучения в СПО.
Объект исследования: дети-сироты, находящиеся в системе профессионального образования в России.
Предмет исследования: особенности адаптации детей-сирот к условиям обучения в СПО.
Гипотеза исследования: предположение о том, что существуют специфические факторы и подходы, которые могут способствовать успешной адаптации детей-сирот к условиям обучения в СПО. Такие факторы могут включать в себя социальную поддержку со стороны педагогического коллектива, создание инклюзивной образовательной среды, психологическую поддержку и тренинги, а также развитие самооценки и самоэффективности у детей-сирот.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) определить сущность и понятие дети-сироты и их особенности;
2) исследовать аспекты адаптации детей-сирот в СПО;
3) рассмотреть факторы успешной адаптации детей-сирот в СПО;
4) провести диагностику проблем и потребностей детей сирот при адаптации в СПО;
5) разработать рекомендации для повышения эффективности адаптации детей-сирот в СПО.
Методы исследования: анализ и обобщение педагогической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, контент-анализ, моделирование.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование адаптации детей-сирот к условиям обучения в СПО
1.1. Сущность и понятие дети-сироты и их особенности
Дети-сироты - это дети, которые потеряли одного или обоих родителей или оказались без попечения родителей по другим причинам. Это может быть из-за смерти родителей, их лишения родительских прав, а также из-за отказа родителей от детей или их невозможности обеспечить должный уход и воспитание.
Дети-сироты имеют свои особенности, связанные с их сложным статусом и неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Они часто испытывают эмоциональные трудности, чувство потери и неуверенности в будущем. Отсутствие родителей или стабильного семейного окружения может привести к низкой самооценке и социальной адаптации [6, с.98].
Особенности детей-сирот могут варьироваться в зависимости от их возраста и опыта потери родителей. Маленькие дети могут испытывать недостаток заботы и любви, им может быть трудно приспособиться к новому окружению. Подросткам же может быть сложно справиться с эмоциональными и социальными трудностями, а также с поиском своей идентичности.
Дети-сироты часто нуждаются в дополнительной поддержке и помощи со стороны общества. Это может включать помощь в обеспечении основных физических потребностей, таких как питание, одежда и жилье, а также в обеспечении доступа к образованию, медицинской помощи и психологической поддержке.
Важно помнить, что каждый ребенок-сирота имеет свою индивидуальность и уникальные потребности. Подход к работе с ними должен быть индивидуальным, учитывая их возраст, опыт потери, эмоциональное состояние и развитие [6, с.98].
Дети-сироты – это дети, которые потеряли одного или обоих родителей и либо оказались беззаботными, либо воспитываются другими родственниками или приемными родителями. Их особенности включают различные аспекты и могут немного различаться в зависимости от каждой конкретной ситуации, но есть несколько общих характеристик, которые являются основными [8, с.78].
1. Потеря близкого человека: Одной из основных характеристик детей-сирот является потеря одного или обоих родителей. Это может быть вызвано различными причинами, такими как смерть, развод, отказ родителей от ребенка или их лишение родительских прав. Потеря близкого человека оказывает огромное влияние на эмоциональное и психологическое состояние детей-сирот.
2. Отсутствие устойчивой семьи: Дети-сироты обычно лишены устойчивой семейной среды, в которой они могут расти и развиваться. Вместо этого, они часто переживают изменения в семейных обстоятельствах, такие как переезды, смены приемных родителей или детского дома, что может приводить к нестабильности и тревоге.
3. Эмоциональные и поведенческие проблемы: Дети-сироты часто сталкиваются с эмоциональными и поведенческими проблемами, связанными с потерей родителей. Они могут испытывать горе, тревогу, чувство брошенности и недостаток привязанности. Это может проявляться в виде проблем с общением, социальной адаптацией, снижением самооценки и повышенной вероятностью развития психических расстройств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. В.А. Адольф, C.B. Шандыбо. Формирование у будущих специальных педагогов профессиональной позиции принятия особого ребенка в вузе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2013. № 4 (26). С. 118.
2. Великанова JI. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. 2000. -№11.- с. 17-27.
3. Гаращенко JI. В. Социально-педагогические условия ресоциализа-ции дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Иркутск, 2003. 250 с.171
4. Голик А.Н. Психические нарушения у детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: клинико-дерматоглифические соотношения / А.Н. Голик, H.H. Богданов // Материалы Конгресса по детской психиатрии. -М., 2001.-С.313.
5. Данилова З.Г. Ключевой фактор социализации учащегося профессионального колледжа. Информационный и научно-методический сборник. Воспитательная система. М.: Изд-во «НПО Воспитательная система», 2007, №8.-С. 39-42.
6. Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе среднего профессионального образования. Монография. -М.: издательство НИИРПО, 2008. 212с.
7. Данилова З.Г. Разработка модели ресоциализации детей-сирот в колледже Научно-методический сборник. Проблемы ресоциализации детей-сирот системе профессионального образования. М.: Издательство ФИРО, 2008.-С. 13-18.
8. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10
9. Дмитриенко С.А. Адаптация учащихся образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Омск, 2007. — 198 с.
10. Иванова Н.П. Пути повышения успешности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей // Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М.: Гардарики, 2009. С. 71-75.
11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Эксмо, 2007. С. 32-34.
12. Реан A.A., Курдашев А.Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
13. Халимова Н.М., Попова Т.В. Особенности социальной адаптации первокурсников-сирот в учреждениях среднего профессионального образования: учеб. пособие / Красно-яр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 104 с.
14. Цегельная Н.В. Адаптация первокурсников в среднем профессиональном образовании. Проблемы педагогической инновации в профессиональной школе: матер. 7-й Межрег. межотрасл. науч.-практич. конф. с участием ближнего и дальнего зарубежья. СПб.: ИОВ РАО, 2006. С. 95-97 с.
15. Яковлева Н.Ф. Проявления недостатков характера у детей-сирот // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 4 (18). С. 96-100.