Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Современные общественные от-ношения находятся под влиянием научно-технического прогресса, многие из которых являются результатом разработок ученых 20-го века. Среди таких достижений важное место занимает Интернет.
В России сфера интернет-пользователей расширяется огромными темпами, что влечет за собой различные социально-экономические и пра-вовые последствия. Согласно Стратегии информационного общества в Российской Федерации №Пр-212, утвержденной Президентом Российской Федерации 07.02.2008, информационное общество характеризуется высо-ким уровнем развития информационных и телекоммуникационных техно-логий и их интенсивным использованием гражданами, предприятиями и органами государственной власти.
Деятельность современного общества все в большей степени ориен-тирована на использование Интернета как средства межкультурной ком-муникации и социальной коммуникации. В то же время возможности, ко-торые предоставляет сеть, привели к ее быстрой коммерциализации и чрезвычайно широкому использованию для предпринимательской дея-тельности. Однако многие проблемы, существующие в социальной и эко-номической сферах, нашли отражение и в виртуальном пространстве. Бу-дучи принципиально новым институтом общественной жизни, Интернет поставил перед юриспруденцией целый ряд проблем.
Необходимо было пересмотреть правовую доктрину, чтобы учесть последствия функционирования сети, которые вызывают множество юри-дических вопросов. К ним относятся проблема определения термина «Ин-тернет», ограничения правового регулирования сети, вопросы судебной практики по спорам, связанным с сетевыми отношениями, вопросы квали-фикации транзакций и преступлений, совершенных в Интернете, использу-емые доказательства и многие другие. Это привело к необходимости вы-работки соответствующих решений на законодательном уровне.
Фактически каждая отрасль российского права так или иначе сталки-вается с проблемами, связанными с функционированием Интернета: уго-ловное право - в случаях преступлений против чести и достоинства лично-сти (клевета, оскорбление), а также «компьютерных преступлений»; граж-данское право - в случаях транзакций, совершаемых с использованием Ин-тернета; - в случаях, когда административное право определяет степень, в которой Интернет может регулироваться. Международное частное право и коллективное право призваны решить вопрос о компетенции государств и их органов в этой области; налоговое законодательство - это вопрос нало-гообложения онлайн-деятельности.
Отдельно следует выделить авторское право, поскольку большин-ство споров, связанных с отношениями в Интернете, возникает именно из-за защиты авторских и смежных прав. Значительные проблемы существу-ют и в области процессуального права. В связи с отсутствием соответству-ющих правовых норм адвокаты и суды сегодня призваны решать вопросы юрисдикции и подчинения, доказывания и доказывания на практике. В настоящее время существуют споры с уникальными, специфическими кате-гориями (например, Споры по поводу доменных имен, споры, возникаю-щие в результате деятельности интернет-магазинов и интернет-провайдеров).
Новые нюансы возникают в делах традиционных категорий, включая дела о защите авторских прав, репутации и споры, связанные с удаленным предоставлением услуг. Разрешение таких споров осуществляется на осно-ве правовых норм, которые не адаптированы для этих целей, и поэтому позиция правоохранительных органов сегодня, как никогда, в значитель-ной степени зависит от деятельности ученых-юристов.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования было установлено, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные аспекты по этому вопросу и систематизировать получен-ные данные.
Проблема исследования - выявить условия формирования правовой культуры студенческой молодежи в цифровом медиапространстве.
Объектом исследования является процесс формирования правовой культуры студенческой молодежи в цифровом медиапространстве.
Предметом исследования являются основы и принципы формиро-вания правовой культуры студенческой молодежи в цифровом медиапро-странстве.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление эффективных условий для формирования правовой куль-туры студенческой молодежи в цифровом медиапространстве.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятия правовой культуры и процесса цифровой трансформации в современном мире;
- изучить роль гражданско-правовой культуры в подготовке студен-ческой молодёжи к жизни в условиях цифровой трансформации общества;
- детально проанализировать источники правовой культуры, нахо-дящиеся в сети «Интернет»;
- дать оценку медиатехнологиям в образовательной деятельности.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, стати-стический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников были использованы научные статьи, статистика и интернет-ресурсы.
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О БАЗОВЫХ ПОНЯТИЯХ: ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРА
И ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
1.1 Понятия правовой культуры и процесса цифровой трансформации
в современном мире
Цифровизация затронула практически все сферы общественной жиз-ни, и все больше вопросов цифровой трансформации регулируются на нормативном уровне. Так, в 2017 году была разработана стратегия разви-тия информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 го-ды, успешно реализована государственная программа «Информационное общество», принята Национальная стратегия развития искусственного ин-теллекта на период до 2030 года и введено в действие специальное законо-дательство о цифровых финансовых активах.
Все это создает предпосылки для внедрения цифровых технологий в жизнь. В частности, цифровая трансформация оказывает влияние на уро-вень правовой культуры современного общества. Правовая культура мо-жет рассматриваться как качественное состояние развития общества, госу-дарства и права и включает правовые установки, убеждения, правовые знания, ценности, модели юридически значимого поведения и т. д. Право-вая культура может рассматриваться как качественное состояние развития общества, государства и права и включает правовые установки, убежде-ния, правовые знания, ценности, модели юридически значимого поведения и т. д.
Правовая культура формируется и развивается под влиянием раз-личных факторов. Это уровень законодательства и правоприменения, пра-восознание и грамотность населения, эффективность судебной системы, менталитет, экономическое, социальное, политическое и технологическое развитие общества.
Цифровизация и технологическое развитие способствуют изменению характера правоохранительной деятельности, появлению новых форм правоохранительной деятельности, глобальному изменению правовых яв-лений и облегчению доступа к правовой информации. Социальные отно-шения, социальные группы и внешняя среда, в которой находится человек, влияют на действия сотрудника правоохранительных органов [12].
Соответственно, цифровизация проникла в социальную жизнь гло-бально, современное общество - это почти исключительно активные поль-зователи Интернета, представляющие для субъекта искусственный соци-ально–коммуникативный мир и влияющие на социальную ситуацию. В по-следние годы все чаще обнаруживается, что работа многих человеческих профессий может быть заменена искусственным интеллектом. Деятельность юристов и других лиц, связанных с этой областью, будет ограничена ин-формационными технологиями, то есть юридическая деятельность будет подвергаться компьютерному вмешательству [32].
О цифровой революции в судебной практике заговорили в октябре 2016 года, когда ученые из Великобритании и США представили алго-ритм, который может угадывать решения Страсбургского суда с вероят-ностью 79%. В России также существуют юридические проекты, созданные с помощью искусственного интеллекта, например, сервис Casebook, кото-рый позволяет рассчитать исход судебного разбирательства, а также его продолжительность. В Казанском университете студенты-юристы создали робота, который может предсказывать судебные решения.
Признание искусственного интеллекта в качестве субъекта правоот-ношений - часто обсуждаемая тема современности. Бывший председатель Высшего арбитражного суда А. Иванов высказал свою точку зрения на перспективах передачи полномочий судов искусственному интеллекту на конференции LegalTech, состоявшейся 1 декабря 2017 года. В его выступ-лении было ясно, что законодательство может иметь несколько значений даже в рамках законодательства одной страны и что судебное усмотрение априори исключено из автоматизации работы судов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав лично-сти / Е.В. Аграновская. М.: Наука, 1988. 145 с.
2. Асеев И.В. Методические проблемы правовой культуры / И. В. Асеев, В. А. Козлова, Л. К. Суворов // Актуальные проблемы политиче-ской работы в органах внутренних дел. Л.: 1988. С. 167-170.
3. Башарин, И. В. Анализ понятия «гражданско-правовая культу-ра» / И. В. Башарин // Современная высшая школа: инновационный ас-пект. — 2020. — Т. 12. — № 4. — С. 100–109.
4. Башарин, И. В. Понятие и компонентный состав цифровой обра-зовательной среды образовательной организации / И. В. Башарин // Педа-гогическая наука и образование : сб. статей. — Челябинск : Изд-во Ураль-ского гос. ун-та физической культуры, 2019. — С. 48–51.
5. Войнов, Д.А. Интернет-диалог власти и общества в современной России. Шуя: Шуйск. гос. пед. ун-т, 2007. 130 с.
6. Горелов А. Цифровизация в юридической практике // Предпри-нимательство и право : информ.-аналит. портал. 2021. № 3. С. 85-86.
7. Емельяненко, В.Д., Богданова, А.М., Гнаева, Ю.А. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания правосознания // Альманах со-временной науки и образования. 2015. № 7 (97). С. 66-70.
8. Зикеев В. Цифровизация юридической профессии, или Юриспру-денция эпохи миллениалов // Закон. 2018. № 7. С. 28-30.
9. Иванова М. А. Правовая культура в условиях развития сетевого общества // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2(27). С. 149-152.
10. Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. / И.А. Ильин. Т. 2. М., 1993. 496 с.
11. Каландаришвили З.Н. Правовая культура молодежи современно-го российского общества: теоретико-правовой анализ / З.Н. Каландари-швили. СПб: ИВЭСЭП, 2011. 271 с.
12. Канунникова Е. А., Лошкарев А. В. Цифровизаци юридической профессии: угрозы и возможности // Международный журнал гуманитар-ных и естественных наук. 2020. №10-3. С. 103-105.
13. Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография / В.Н. Карташов, М.Г. Баумова. Ярославль, ЯрГУ, 2008. 200 с.
14. Кисличенко А. Форсайт-проект «Образование-2030»: среднее об-разование в утробе матери и не только. Available at: http:// annatubten.livejournal.com/291669.html.
15. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Б. А. Кистя-ковский. СПб.: РХГИ, 1999. 375 с.
16. Козлов С. В. Правовое регулирование отношений в сети Интер-нет, или Что такое интернет-право // Право и экономика. 2016. № 11. С. 44-51.
17. Курпатов, А.В. Красная таблетка. Посмотри правде в глаза. Санкт-Петербург: Капитал, 2019. 352 с.
18. Кушнир, М. Э. Цифровая образовательная среда / М. Э. Кушнир // Директория-онлайн : [сайт]. — 2017. — 13 июня. — URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learningenvironment-f1255d06942a (дата обращения: 10.03.2024).
19. Львов, Л.В. Проблемы профессионального образования в усло-виях перехода к цифровой трансформации жизни // Инновации в профес-сиональном и профессионально-педагогическом образовании: Материалы 24-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 23-24 апреля 2019 г. / Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2019. С. 487-490.
20. Максимова, Т. Е. Виртуальные музеи как социокультурный фе-номен: типология и функциональная специфика : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии / Максимова Татьяна Евгеньев-на. – Москва, 2012. – 24 с.
21. Назарчук, А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. 2008. № 7. С. 61-75.
22. Насурдинов Э.С. Правовая культура: монография / Э.С. Насур-динов; Отв. ред. Ф.Т. Тахиров. М.: Норма, 2014. 352 с.
23. Наумов В. Б. Право и Интернет: Очерки теории и практики. М.: Книжный дом «Университет». 2002. 432 с.
24. Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания / П. Нов-городцева. М. : Типолитогр. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1909. 393 с.
25. Поддубная, Т.Н. Некоторые аспекты цифровизации современного образования // Непрерывное образование в России: состояние и перспекти-вы: Материалы докладов X Всероссийской научно-практической конфе-ренции. Ростов н/Д: РостГМУ, 2020. С. 245-249.
26. Попова О.А. Новые субъекты информационного общества и об-щества знания: к вопросу о нормативном правовом регулировании // Журнал российского права. 2018. № 11. С. 14–25.
27. Приженникова А.Н. Формирование правовой культуры в России: актуальные вопросы // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2018 № 3. С. 631-634.
28. Разенкова, Н.Е., Рукавицина, Е.Д. Системно-деятельностный под-ход в организации педагогических практик студентов высших профессио-нальных учебных заведений // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 7. С. 167-181.
29. Сальников В.П. Социалистическая правовая культура. Методо-логические проблемы / В.П. Сальников. Саратов, 1989. 144 с.
30. Семенов, К.Б. [и др.] О проблемах поиска путей цифровизации образовательной среды вуза // Вестник Сургутского государственного пе-дагогического университета. 2020. № 4 (67). С. 133-141.
31. Семенов, К.Б. Об активизации познавательной деятельности лич-ности // Вестник Университета (ГУУ). 2011. № 25. С. 57-60.
32. Сонин В.В. Правовая культура и правовая традиция в их соот-ношении // Правоведение. 2014. № 2. С. 71-83.
33. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
34. Хохлова Е.М., Дуваярова С.А. Правовая культура и цифровиза-ционное современное общество // Проблемы права. 2022. № 4(87). С. 16-19.
35. Худойкина Т.В. Бреднева В.С. Внешние формы проявления де-формации профессионального правосознания // Общество: политика, эко-номика, право. 2018. № 5(58). С. 86-90.