Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы обучения сочинениям в системе школьного преподавания
1.1. Анализ понятия обучение сочинениям в условиях реализации ФГОС
Человеку приходится работать с информацией на протяжении всей своей жизни. Самым значимым для формирования информационной культуры личности и её информационных умений, является период обучения в школе. В школе ученики работают с различными содержательными текстами, проводят их анализ, пишут сочинения. От учителей практиков часто можно слышать, что ученики не умеют работать с текстом.
Под сочинением понимают самостоятельную письменную работу, которая предполагает изложение учениками собственных мыслей, оценок, суждений, переживаний. Сочинение прежде всего направлено на усовершенствование монологической речи детей. Этот процесс несомненно обогащает практический опыт их речевой деятельности. Сочинение способствует формированию у школьника умений, которые связаны с выражением своего отношения к окружающему миру, к тем или иным проблемам и др. Работа над любым сочинение включает в себя несколько этапов:
1. Подготовительный.
2. Основной.
На подготовительном этапе ученик собирает и накапливает материал, который должен соответствовать содержанию сочинения. В материале должна быть установлена логическая последовательность событий, правильно сконструированы предложения и текст должен быть представлен таким образом, чтобы происходило обогащение словарного запаса школьников [12].
На основном этапе ученики самостоятельно выстраивают письменные высказывания различного типа по ранее самостоятельно составленному плану. Школьное сочинение, согласно выражениям исследователя М.Р. Львова рассматривается как самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. Это вид учебной работы, где можно использовать упражнения по развитию связной речи при построении целостного смыслового текста. Процесс написания сочинения является творческим, поскольку имеет место самовыражение личности школьника. При работе над сочинением ученик передаёт свои мысли и чувства.
М.С. Соловейчик рассматривал сочинение как упражнение комплексного характера, при выполнении которого происходит становление и совершенствование всех речевых умений, которые необходимы ученику для создания собственного высказывания.
В условиях реализации ФГОС поиск и выделение необходимой информации является обязательным элементом информационной грамотности и культуры обучающихся. Информационно грамотный человек должен уметь идентифицировать качество полученной информации. Более того, он должен быть мотивирован на получение необходимой информации и должен уметь самостоятельно находить и оценивать необходимую информацию.
Системно - деятельностный подход, который заложен в основу ФГОС главной задачей современной образовательной системы называет умение самостоятельно учиться. Формирование собственного мнения и самооценки субъекта сегодня является чрезвычайно значимым личностным качеством субъекта [6].
На данный момент существует достаточно много понятий и определений информационной грамотности, которой важно владеть при работе над сочинением.
Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена [4]. Данное определение наиболее полно учитывает некоторые моменты, которые часто отсутствуют в других определениях. Так, к примеру, сегодня отмечено умение формулировать информационную потребность субъекта. Это по-другому можно обозначить как выявление границ знания и незнания субъекта. также отмечено умение интерпретировать информацию. Для этого необходимо уметь информацию анализировать, то есть, не просто собрать необходимый материал, но суметь выделить из него наиболее значимое и делать соответствующие выводы. Ученику необходимо внятно формулировать смысловые итоги поиска и представлять их в виде нового конечного информационного продукта.
Особенностями поиска информации и способами получения информации занимались педагоги, Е.Л. Колганова, Н.Г. Мальцева, Е.М. Дукач, В.П. Фиалковская и др. Умение осуществлять поиск, сбор, обработку, анализ информации заложено в ФГОС на каждом образовательном уровне, начиная с начальной школы. ФГОС относит формирование такого рода умение к обязательным образовательным метапредментым результатам.
Авторы Н.В. Збаровская и О.Н. Мяэотс работали над созданием конкретных методических приемов в помощь обучению детей нахождению и отбору необходимой информации. О.Н. Мяэотс дает рекомендации по основным темам и предлагает возможные формы заданий, которые помогают превратить процесс обучения информационной грамотности в увлекательную исследовательскую работу.
Учителя практики чаще всего используют свои приемы развития информационной грамотности, которые наиболее актуальны для их предметного содержания. Некоторые педагоги сводят информационную грамотность к набору навыков поиска информации. Все эти аспекты важны и необходимы, но не являются достаточными, чтобы говорить о том, что таким путём может быть сформирована компетентность при работе с информацией.
Прежде всего под информационной грамотностью необходимо понимать алгоритм работы с информацией. Можно говорить о том, что информационная грамотность – это учебная технология. Это та технология, которая является необходимой для освоения каждого учебного предмета. Эта технология включает в себя:
1. Осознание личной потребности в нахождении информации для решения той или иной проблемы.
2. Выработка стратегии поиска и подготовка значимых вопросов.
3. Нахождение информации, которая соответствует данной теме.
4. Оценка значимости найденной информации.
5. Отбор и анализ найденной информации.
6. Оценка качества информации, её точности и достоверности.
7. Обработка информации и выработка собственной точки зрения на полученный результат.
8. Предоставление аудитории полученного результата, решение поставленной проблемы и оценка эффективности проделанной работы.
Важнейшими умениями, которым необходимо учить школьников в процессе формирования информационной грамотности является необходимость создания собственного мнения, самооценки и осознания того, что информационная грамотность – это необходимое личностное качество от которого зависит успешность всего процесса учения.
Развитие информационной грамотности должно быть направлено на умение находить, думать, интерпретировать и применять информацию. При обучении школьников основам информационного поиска главным является не достижение конкретного результата, а сам процесс и верное определение
стратегии поиска информации по соответствующей тематике. Это позволит каждому ученику безошибочно находить весь необходимый материал для работы над сочинением [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего
образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2009. – 128 с.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы
формирования [Текст] /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. –
2004. – No 1. – С. 82-89.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] /
А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 162 с.
4. Бондаренко, Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с
учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка
[Текст] / Г.И. Бондаренко. – М.: Начальная школа плюс до и после,
2013. – 91 с.
5. Володина, Г. А. Информационное обслуживание: детский сектор [Текст] / Г. А. Володина. – М.: Мир библиографии, 2010. – 23 с.
6. Вольнова, Н. А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М.: Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
7. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как
метапредметный компонент содержания основного общего образования
[Текст] / С.Г. Воровщиков – М. : Справочник, 2012. – 240 с.
8. Горобец, О. А. Методы и приемы формирования информационной
грамотности у младших школьников в процессе языкового образования
[Текст] / О.А. Горобец. – М.: СатисЪ, 2014. – 135 с.
9. Ефимов, В.Ф. Использование информационно- коммуникативных
технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф.
Ефимов. – М.: «Начальная школа», 2009. – 255 с.
10. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной
культуры младших школьников [Текст] / О.А. Завьялова – М. :
«Начальная школа», 2014. – 123 с.
11.Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс [Текст] / Н.И. Захарова. – М.: Начальная школа, 2008. – 103 с.
12.Ильин, Г.А. Как обеспечить качество обучения в информационном
обществе [Текст] / Г.А. Ильин. – М.: Народное образование, 2015. – 148
с.
13. Климук М.А. «Регулятивные универсальные учебные действия. Психологическое содержание универсальных учебных действий» Электронный журнал http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения 15.03.24).
14. Ковалёва, А. Г. Использование информационно-компьютерных
технологий при обучении в начальной школе [Текст] / А.Г. Ковалева. –
М. : Начальная школа, 2011. – 98 с.
15. Кусова, М. Л. Учебно-научный текст как средство формирования
информационных умений у младших школьников [Текст] / М.Л. Кусова.
– М. : Педагогическое образование в России, 2014. – 118 с.
16. Мяотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе:
методические рекомендации [Текст] / О.Н. Мяотс. – М.: ООО «Чистые
пруды», 2015. – 32 с.
17.Нажметдинова, В. М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста / В. М. Нажметдинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40176/ (дата обращения 15.03.24).
18. Никотина, Е. В. Содержание и методы формирования информационной культуры детей в ходе дополнительного образования [Текст] / Е.В. Никотина. Научно-методический журнал «Мир образования – Образование в мире». – М.: Просвещение, 2015. – 487 с.
19. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие [Текст] / Ю. Д. Романовой. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.
20. Соколова, Т.Е. Информационная грамотность [Текст] / Т.Е. Соколова. –М.: Начальная школа, 2013. – 124 с.
21. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как
педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Т.Е.
Соколова. – М.: Издательский дом «Федоров», 2017. – 96 с.
22. Стародубова Г.А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г.А. Стародубова. − Режим доступа: http://pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93 (дата обращения 15.03.24).
23. Татьянченко, Д. В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект
управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко. –
М.: «Завуч», 2018. – 63 с.
24. Тестов, В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в
образовании [Текст] / В.А. Тестов. – М.: Педагогика, 2012. – 91 с.
25. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных
умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М.: Справочник зам.
дир.школы, 2015. – 32 с.