Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обоснование проблемы.
В настоящее время Россия переживает очередную большую реформу в сфере образования. Старые советские требования меняются на новые, гибкие европейские. Однако нельзя сказать, что такое преобразование пойдет на пользу российской школы. Как известно, всё новое – это хорошо забытое старое. Именно поэтому сегодня активизировался интерес к процессам, созданным в педагогике еще дореволюционной России.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что современная система образования в целом построена на базе системы образования созданной в СССР. Нужно признать, что в ХХ веке советские педагоги создали систему, которая позволяла бесперебойно готовить специалистов в своем деле в любом количестве.
Более того, выпускники школ приходили в следующие учебные заведения – ВУЗы и СУЗы с большим багажом знаний охватывающий все основные предметы школьной программы. Другими словами, выпускник советской школы ориентировался не только в русском языке и математике, но имел представление о физике, химии, биологии, черчении, географии и т.д.
Все сказанное выше касалось и истории. Данная дисциплина в советской школьной программе была одной из важнейших. Дело в том, что методы и стиль преподавания истории определяет отношение ученика не только к историческим событиям прошлого, но и взгляды ученика на настоящее и будущее. Другими словами, история как дисциплина является основой для формирования мировоззрения и мировосприятия.
Народ, который не знает и не помнит своей истории обречен кормить чужую армию и чужую страну. Сам же этот народ вынужден просто выживать под гнетом чужого ига.
К сожалению, современная Россия не смогла учесть и использовать полностью наработанный в СССР опыт. Современные эксперименты с образованием только начались, и трудно спрогнозировать к каким именно результатам они приведут. Сегодня ясно только одно, что современные школьники не могут изучать историю полностью. Для школьников история заканчивается концом 90-х гг. ХХ века. Другими словами, история замирает на приходе к власти В.В. Путина.
Нужно ли говорить, что школьники не имеют возможности разносторонне разобраться в современных событиях. Например, в России практически нет серьезных аналитических исторических работ, посвященных краху СССР, межэтническим конфликтам, их первопричинам и т.д. Соответственно рассчитывать на то, что есть такие работы по поводу Сирии или гражданской войны на Украине – глупо.
Цель работы – выявить особенности методики обучения истории в начале XX в.
Объект исследования – методика обучения истории.
Предмет исследования – особенности методики обучения истории в начале XX в.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования;
2. Рассмотреть состояние школы в ХХ веке в России;
3. Выявить особенности положения учителей в школах в ХХ веке и методов постройки отношений с учениками;
4. Выявить особенности методики обучения истории в начале XX века;
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Особенности преподавательской базы учителей истории в начале ХХ века
1.1. Особенности школьного образования в начале ХХ века
Российское гимназическое образование сравнивали с американским еще в начале прошлого века. Как это ни странно, сравнение было в пользу более свободной образовательной модели. Тем интереснее сопоставить выдержки из книги 1905 года с текущим положением российской педагогики.
В одном из статей конца 1940-х годов Илья Эренбург, в тот период, когда у нас усиленно боролись с космополитизмом, написал:
«Народы учились, и будут учиться друг у друга. Я думаю, что надо учитывать национальные особенности, отвергая национальную обособленность» [13, с. 89].
Есть книжка: Крыштофович Ф.Ф. – Американские письма. СПБ: «Наука и жизнь», 1905. Приведем некоторые выдержки из нее. «Нужно, чтобы люди жили, а не прозябали» [1, с. 100-103].
«После окончания начальной восьмиклассной школы в США известная часть детей поступает в так называемую High School – высшую четырехклассную школу, соответствующую старшим классам русской гимназии.
Здесь, между прочим, желающие из мальчиков составляют настоящий военный отряд, покупают себе ружья, делают по две пары военного платья – будничное и парадное, приглашают кого-либо из знающих людей – отставных офицеров – себе в руководители и два раза в неделю в течение часа занимаются военными упражнениями – маршировкой, ружейными приемами, фехтованием. Ежегодно летом они отправляются куда-нибудь в лагеря, если можно на берег моря, и здесь упражняются в стрельбе, продолжительных маршах и плавании. Таким образом, красной нитью тянется стремление дать стране в лице всех специалистов до богословов включительно, также и военных людей.
В сравнении с этим основные задачи русской средней школы вытекали не из области педагогики, а из области политики.
На первом месте стоит стремление не столько дать учащемуся знания, которые пригодятся ему в жизни и развить у него способность и умение наблюдать и делать самостоятельные выводы, сколько стремление, во что бы то ни стало, отнять у него возможность думать о «постороннем». И вот, напуганные страшными призраками, российские педагоги, с целью занять те свободные минуты, в которые ребенку следовало бы побегать, поиграть в мяч, покататься на велосипеде, изобретают особую систему преподавания греческого, латинского, логики, и в новейшее время – философии, геологии и астрономии.
Самым подбором предметов как будто желают сказать – смотрите на то, что делается на небе и в недрах земли, но не на земле.
Я знаю американскую среднюю школу потому, что моя дочь находится в последнем классе High School и в течение трех с половиной лет, проведенных ею в этой школе, я еженедельно получаю самые подробные сведения как о преподавании, так и о школьной жизни. Эту школу я, для удобства, буду называть гимназией [1, с. 101-102].
Новое здание гимназии построено недавно. В гигиеническом отношении это образцовое здание. Отопление регулируется автоматически, и температура в здании держится на уровне 70 градусов по Фаренгейту (21 градус по Цельсию). Вентиляция комнат производится путем доставления свежего воздуха колесным вентилятором, приводимым в действие небольшим электродвигателем.
«Все гимназии и строятся, и содержатся графствами (country), соответствующими русским уездам, и обучение в них бесплатное. Мальчики и девочки учатся вместе. Количество мальчиков меньше количества девочек – явление, наблюдаемое во всех американских гимназиях» [1, с. 103].
В гимназии имеется четыре курса [10, с. 73]:
1. Классический.
2. Научный.
3. Словесный (литературный).
4. Курс английского языка и литературы.
Классический курс дает наибольшие права – возможность поступления в высшие учебные заведения.
Словесный курс дает те же права, но без возможности поступить на словесный факультет университета.
Научный курс дает возможность изучать в университете технологию, инженерное искусство, горное дело и торговлю.
Курс английского языка не дает доступа в университеты, а служит подготовительным для поступления в учительскую нормальную школу.
Из четырех курсов на трех изучается латинский язык, а на классическом – и латинский, и греческий.
Американцы смотрят на латинский язык, как на язык, давший жизнь целой семье романских языков. И, действительно, когда я начал заниматься с дочерью испанским языком, то увидел, что она, вооруженная толково усвоенными латинскими корнями, быстро ориентировалась в совершенно новом для нее языке и сразу стала понимать более чем половину из того, что читала.
Как много в России людей, которые изучают латинский язык и как мало в России людей, которые пользуются приобретенными знаниями для изучения французского, испанского, итальянского, португальского и румынского языков.
Учительница немецкого языка в американской гимназии с первого урока начинает говорить с детьми по-немецки и ведет дело преподавания таким образом, что со второго года ученики начинают читать и переводить небольшие рассказы и повести [11, с. 99].
И вот спустя всего полтора года после того, как дети впервые увидели немецкую азбуку, они уже говорят по-немецки. Конечно, до полного знания языка им далеко, но они уже имеют солидное основание для дальнейших занятий, могут объясниться с немцем, могут написать по-немецки письмо.
На изучение английского языка в американских гимназиях обращено особое внимание. Я не могу себе представить такого случая, чтобы окончивший High School мог писать безграмотно по-английски.
Между тем, человек, окончивший русскую гимназию и пишущий с ошибками – далеко не редкость. Помню, я как-то получил письмо от доктора медицины, в котором оказалось восемь грубых ошибок, а в письме было всего 12 строк.
Мне чрезвычайно нравятся отношения учителей к учащимся в американских гимназиях. Отношения эти – простые и доброжелательные.
Все усилия здесь направляются к тому, чтобы учителям не приходилось «надзирать» за учениками, а чтобы последние сами старались следить за своим поведением.
В табличках с отметками об успехах, выдаваемых по четвергам, графы поведения, внимания и прилежания отсутствуют. Выговор и даже замечание ученику со стороны учителя или директора – весьма редкое явление.
В классе для каждого ученика и ученицы полагается отдельная скамья
Фрагмент для ознакомления
3
1. Владимирова Е.В., Бахтина Н.С. Методики преподавания истории в ХХ веке. – Краснодар: Олимп, 2016. – 565 с.
2. Назарова А.А. Особенности школьного исторического образования в России в начале ХХ века // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы педагогики в ХХI веке». – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2017. – С. 100–117
3. Петров М.И., Костров Т.А. История. Особенности и принципы преподавания. – Владивосток: ИД Хамелеон, 2016. – 421 с.
4. Павлова Л.В., Новожилова А.Э., Григорьева Ю.С. Преподавание истории в ХХ веке. Подходы, принципы, итоги. – Хабаровск: Пламя, 2017. – 455 с.
5. Попов С.А., Михайлова К.С., Терентьева И.П. Преподавание истории в школе в ХХ веке. – Ярославль: Альянс, 2017. – 478 с.
6. Игнатова С.А., Сарачук М.Ю., Афанасьева Л.И. Анализ исследования роли и значения личности учителя в усвоении истории учеником в ХХ веке // Материалы международной научно-практической конференции «Современная педагогика. Ретроспективный анализ современных проблем педагогики». – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2018. – С. 123–136
7. Савинова Т.Н. Научные и не научные подходы к преподаванию истории в ХХ в. – Архангельск: ИД Гранит, 2017 – 411 с.
8. Соколовский С.С., Зверева А.В. Особенности преподавания истории в дореволюционной России // Вестник Белгородского государственного национального исследовательского университета, 2016. – С. 112–125
9. Слуцкая А.П., Алексеева И.Т., Подольская Т.А. Сходства и различия подходов к преподаванию истории в Российской империи, СССР и современной России // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 107–122
10. Смирнова А.О., Лебедев К.Е. Становление и развитие школьного исторического образования в России. – Саратов: ИД Остров, 2015. – 564 с.
11. Соловьева Е.А., Кирилова О.А. Традиции обучения истории в императорской российской школе и современной школе. – Геленджик: Аркадия, 2016. – 425 с.
12. Титов С.Н. Историческое образование в дореволюционной школе. – Волгоград: Знамя, 2016. – 377 с.
13. Усович Д.В. Методика обучения истории в школе в начале ХХ века. / Монография. – Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2017. – 380 с.
14. Федорова И.А., Воробьева П.Ю. Сравнительный анализ дореволюционной школьной историографии и российской школьной историографии // Материалы научно-практической конференции «Пути развития современной российской педагогики». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2016. – С. 214–226