Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. По статистике за последнее десятилетие только около 11% студентов оптимально физически подготовлены. Более 92% студентов физически малоподвижны, 65% студентов имеют выраженное ограничение двигательной активности. У 18% студентов были выраженные двигательные нарушения. В итоге, по многочисленным данным, около 85% студентов имеют недостаточный уровень двигательного развития.
Для повышения уровня здоровья студентов, их физической подготовленности необходимо обеспечить правильное физическое воспитание, одной из основных задач, которого является оптимальное развитие физических качеств человека.
Возрастающие требования к физическому воспитанию студентов требуют поиска новых путей и методических приемов, обеспечивающих повышение качества двигательной деятельности. В процессе учебно-воспитательной деятельности необходимо такое достижение физической кондиции у студентов, которое сохраняет и формирует высокий уровень здоровья, поддерживает физическое развитие и физическую подготовленность.
Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Легкоатлетические упражнения способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья. Легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программу физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в тренировочный процесс во всех видах спорта, в занятия физической культурой людей всех возрастов.
Благодаря легкоатлетическим упражнениям развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечно-сосудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
Важно, что легкая атлетика не требует специальных условий для занятий и дорогостоящего спортивного инвентаря. Упражнения могут выполняться на любой местности, стадионы, залы, площадки, парковые зоны и тд.
Таким образом, средства легкой атлетики легкодоступны, и необходимы для нормального функционирования всех систем организма.
Цель исследования: изучить содержание средств легкой атлетики, направленных на развитие физических качеств студентов первого курса колледжа.
Объект исследования: процесс физической подготовки студентов первого курса колледжа.
Предмет исследования: физические качества студентов первого курса колледжа.
Задачи исследования: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить особенности развития физической подготовленности студентов первого курса колледжа.
2. Изучить уровень развития физических качеств студентов первого курса колледжа.
3. Изучить средства легкой атлетики для повышения уровня физической подготовленности первого курса колледжа.
4. Изучить эффективность разработанных средств легкой атлетики для повышения уровня физической подготовленности первого курса колледжа.
Методы исследования: анализ литературных данных.
Гипотеза исследования: подразумевается, что развитие физических качеств средствами легкой атлетики позволит улучшить физическую подготовленность студентов первого курса колледжа.
ГЛАВА 1 ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА КОЛЛЕДЖА
1.1 Содержание процесса физического воспитания у студентов первого курса колледжа
Положительное влияние физической активности на здоровье человека уже давно не подлежит сомнению. Кроме того, хорошая физическая форма помогает человеку избежать многих заболеваний, способствует активности таких психических процессов, как мышление, внимание, память, восприятие. Именно поэтому физическое воспитание всегда занимало особое место в системе российского образования.
Содержание физического воспитания в профессиональных учебных заведениях призвано формировать у учащихся осознанное понимание важности и необходимости физического воспитания. Однако этого можно добиться только при наличии у студентов хорошо сформированного интереса к физической активности и соответствующей мотивации, а также при получении преподавателями достоверной информации о предпочтениях студентов по видам и формам спортивной деятельности.
Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения согласно расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания обучающихся. Содержание учебного материала каждого его раздела имеет преемственность с программой физического воспитания средней школы.
Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления его здоровья, но и сферой общения и проявления социальной активности людей. Физические упражнения и спорт влияют на многие стороны жизни человека: авторитет и положение в обществе, образовательную деятельность, формирование и развитие эстетических идеалов и ценностных ориентаций [1].
В процессе обучения студентов в колледже на уроках физического воспитания решаются следующие задачи:
-образовательные: способствовать гармоничному развитию и развитию умений использовать физические упражнения, гигиенические факторы и условия окружающей среды для укрепления здоровья, противодействия стрессам;
-оздоровительные: способствовать освоению комплексных физических упражнений оздоровительной и коррекционной направленности с учетом индивидуального физического развития, развития интересов к культуре телосложения и культуре движений;
-воспитательная: воспитывать привычку к организации в работе и планированию своих возможностей.
В системе среднего профессионального образования физическое воспитание осуществляется на протяжении всего периода обучения, как в учебное время, так и во внеклассном пространстве в соответствии с существующей в государстве программой физического воспитания учащихся.
Содержание программы построено таким образом, что каждый ее раздел связан со школьной программой.
Основные разделы программы:
1. Уроки физкультуры. Основные виды физического воспитания: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная тренировка, профессионально-прикладная физическая подготовка – развитие физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных навыков и прикладных навыков (объем на первом и втором курсах обучения 30-40% времени, а на третьем — 50-60%), плавание, единоборства (юноши), элементы художественной, художественной гимнастики (девушки).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аршинник, С.П. Мониторинг физического состояния школьников : учеб.-метод. пособие / С.П. Аршинник, В.И. Тхорев. – Краснодар : [б. и.], 2015. – 66 с.
2. Бабичева И.В., Васильева Е.Б. Самопознание личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи,ж 2017. № 12. С. 20
3. Бальсевич, В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2020. – № 5. – С. 50-53.
4. Банникова, Т.А. Прогрессивные технологии физического воспитания в сфере физической культуры и спорта : учеб.-метод. пособие / Т.А. Банникова. – Краснодар : [б. и.], 2016. – 175 с.
5. Бишаева, А.А. Физическая культура : учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. – 5-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 304 с.
6. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко, Л. А. Рапопорт. - М.: Альфа-М, 2017. - 352 c.
7. Буров А.Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А.Э. Буров, О.А. Ерохина. – Чебоксары: Среда, 2020. – 192 с.
8. Виленская, Т.Е. Эффективность уроков физической культуры Т.Е. Виленская // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 1. – С. 2-6.
9. Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: КноРус, 2018. – 256 c.
10. Гелецкая, Л.Н. Физическая культура студентов специального учебного отделения: Учебное пособие / Л.Н. Гелецкая, Д.А. Шубин, И.Ю. Бирдигулова. – М.: Инфра-М, 2015. – 472 c.
11. Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И. Гришина. - РнД: Феникс, 2019. - 283 c.
12. Кузнецов, В.С. Физическая культура (спо) / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 224 c.
13. Малейченко, Е.А. Физическая культура. Лекции: Учебное пособие / Е.А. Малейченко и др. - М.: Юнити, 2016. - 208 c.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Санкт-Петербург: Лань, 2017. – 160с.
15. Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
16. Муллер, А.Б. Физическая культура: учебник и практикум для вузов / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А. Богащенко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
17. Письменский, И.А., Аллянов Ю.Н. Физическая культура. - М.: Юрайт, 2014. - 494 с.
18. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. – М.: Академия, 2018. – 288 c.
19. Сысоев, С.П. Уровень физического развития студентов при различных двигательных режимах // Альманах мировой науки, 2016. - № 2-2. - С. 85-87.
20. Ярлыкова, О.В. Формирование физической культуры в образовательном процессе // Профессиональная ориентация, №2, 2015, с. 32-35.
21. Аверьянова, Н. А. Развитие силовой выносливости [Электронный ресурс]/ URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=25882921.
22. Виноградов, Г.П. Атлетизм: теория и методика, технология спортивной тренировки: учебник [Электронный ресурс] URL:http://biblioclub.ru/index.php
23. Григорьева, И.В. Физическая культура. Основы спортивной тренировки: учебное пособие [Электронный ресурс] /URL:http://biblioclub.ru/index.php
24. Жуков, В. И. Применение тренажерных устройств для развития специальной силы в учебно-тренировочном процессе спортсменов [Электронный ресурс] /URL:https://elibrary.ru/item.asp? id=17966252.
25. Корягина, Ю. В. Физиология силовых видовспорта: учебное пособие [Электронный ресурс] URL:http://biblioclub.ru/index.php? page=book&id=274604.
26. Методика развития взрывной силы ног. [Электронный ресурс] URL:http://www.iron-health.ru/programmy-trenirovok/metodika-razvitiya-vzryvnoj-sily-nog.html.
27. Tеория и практика физической культуры. [Электронный ресурс] URL: http://tpfk.infosport.ru
28. Физическая подготовка в процессе физического воспитания студентов в вузе, эффективно формирующая комплекс личностных и психофизиологических качеств, необходимых специалисту в области управления в его профессиональном труде. [Электронный ресурс] URL:http://vuzirossii.ru/.
29. Физическая культура и спорт [Электронный ресурс] URL:http://pro-wushu.ru/content/fizicheskaya-kultura-i-sport.
27. Физкультура и спорт: описание и в чем заключается разница. [Электронный ресурс] URL: https://vchemraznica.ru/fizkultura-i-sport-opisanie-i-v-chem-zaklyuchaetsya-raznica/.
30. Физическая культура студента. [Электронный ресурс] URL:http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set.
31. Фискалов, В. Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта : учебное пособие [Электронный ресурс] URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454239.
32. Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту РФ [Электронный ресурс] URL:http://lib.sportedu.ru.