Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Форма государства и форма правления
1.1.Понятие и сущность формы государства
Отличительные особенности государства, первоначально проявившиеся благодаря предпосылкам его возникновения, в ходе развития историю постепенно переходят в форму государства.
Форма государства – это устройство, состоящее в характере политико-правовых отношений между гражданами, государством и гражданами, в процессе управления ими, в способах организации высших государственных органов власти, а также административно-территориальном разделении государства.
Категория «форма государства» выражает признаки внутренней организации государства, процесс возникновения и систему государственных органов власти, характерные признаки их территориальной независимости, характер взаимоотношений между собой и с гражданами, а также методы, используемые ими для организационной и управленческой деятельности. Иными словами, формой государства признается устройство и организация государственной власти.
Форма государства включает в себя три структурных элемента:
— формы правления;
— формы государственного устройства;
— политического режима.
Рассмотрение различных аспектов формы государства имеет крайне важное значение, как на теоретическом уровне, так и правоприменительной практике. Определенные ошибки и просчеты в решении этих жизненных вопросов чреваты серьезными политическими конфликтами, сложными моральными и материальными потерями.
В различных странах государственные формы имеют свои характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, при этом обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Форма государства – это организация государственной власти, методы ее осуществление на практике, устройство ее территории, выражающие отличительные особенности государственного развития, уровень ее демократии, культуры, т.е. форма государства всегда видоизменялась. Под влиянием многих идеологических, экономических, политических, социальных факторов она всегда развивается.
За всю историю развития права и государства были высказаны различные позиции по вопросам о формах государства. Были предложены различные подходы к решению этой проблемы. Еще в Древней Греции и Древнем Риме юристы и философы высказывались самые различные, а в отдельных случаях и весьма противоречивые позиция о том, что следует понимать под формой государства.
В последние годы в отечественной научной литературе предложили новую классификацию форм государства:
1.Единовластная (монократическая) форма государства. главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти находится в руках одного человека (к примеру, монарха) либо в руках определенной группы (политической партии). Принцип разделения властей и органы местного самоуправления отсутствуют. Права граждан нарушаются, существуют обязательная государственная идеология или религия.
Обычно, выделяют следующие подвиды этой формы государства:
1) теократическая (к примеру, Саудовская Аравия);
2) экстремистская (фашистская).
3) милитаристская (правление военного центра).
4) монократическая в условиях тоталитарного социализма.
2. Следующей формой выступает многовластная (поликратическая) форма государства. Основным ее признаком является принцип разделения властей, многовластия, где местное самоуправление не только существует, но и фактически осуществляет свою деятельность.
Принято выделять следующие подвиды данной формы государства:
1)традиционная (Великобритания, Соединенные Штаты Америки);
2)постсоциалистическая (многие государства бывшего социалистического лагеря).
3. Смешанная (сегментарная) форма государства. Данная форма является промежуточным этапом между монократией и поликратией. Преобладающая роль находится в руках исполнительной власти, местное самоуправление находится на очень низком уровне, гражданские права в законодательстве отражаются, но не полностью; существует невесомое давление на органы власти государства. В качестве примера сегментарной формы могут выступать такие страны, как Иордания, Египет, Марокко.
Исследованные три элемента формы государства (политический режим, форма правления, форма устройства государства) хоть и отличаются друг от друга, однако все относятся к одному явлению, имеют внутреннее единство, органически связаны друг с другом, взаимообусловлены в собственных признаках.
Следовательно, взятые в комплексе три организации власти государства составляют вместе форму государства. В процессе государственного развития существует диалектическая взаимозависимость каждой стороны его проявления, организации и устройства.
При характеристике формы государства по традиции формируются проблемы, так как в правовой литературе не разработано единого понятия формы государства (что осложняет и решение вопроса классификации его форм).
Некоторые исследователи, изучая содержание формы государства, останавливаются лишь на форме правления, так как придерживаются позиции, что это главный формальный признак, который характеризует государственность . Другие ученые ограничиваются рассмотрением проблем формы правления и формы устройства государства. Также высказывается позиция, которая не получила поддержки, что следует к трем основным компонентам формы государства добавить еще один – политическую динамику, определяющую преобразования в форме правления, политическом режиме и форме устройства государства .
Также представляет интерес позиция, в соответствии с которой необходимо выделять внешнюю и внутреннюю форму государства: под внутренней следует понимать демократию, а под внешней – определенную организацию политической власти. В связи с тем, что демократия – это вид государственного (политического) режима, то его следует понимать в качестве внутренней формы государства, а комплекс форм правления и устройства государства представляет из себя внешнюю форму.
Государство, как и любой иной объект, следует изучать также как организационную (статическую), так и функциональную (динамическую) систему, в связи с этим формой государства с позиции динамики признается политический режим, а в состоянии статики находятся форма правления и форма устройства государства. В самом общем виде государство представляет из себя аппарат управления общественными делами и защиты прав личности от произвола со стороны третьих лиц, организаций и органов.
Государство на современном этапе обладает сложным механизмом и включает, к примеру, органы законодательной (представительной власти), главу государства, министерства, правительство и другие исполнительные органы власти, правоохранительные органы, к которым следует отнести прокуратуру, суд, полицию, пенитенциарные учреждения.
Органы государства находятся в тесном взаимодействии друг с другом. Данные способы организации и следует понимать как его форму. Вместе с тем, в форме государства принято выделять три базовых элемента - форму правления, форму устройства государства и политический режим.
Следовательно, форма государства – это организация власти в стране, которая выражается в форме правления, политическом режиме и форме устройства государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Научная и учебная литература:
2. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
3. Бредихин А.Л. Монархии как формы правления: генезис и перспективы // Журнал «Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э.А. Дидоренко». - 2023. - № 1 (14). - С. 14-16.
4. Гаврилов С. А. Теоретические аспекты изучения категории «форма государственного правления» / С. А. Гаврилов, Е. Г. Денисова. // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 67-69
5. Ермакова А.А., Тихонов А.А. Форма правления как элемент формы государства: понятие и общая характеристика // Журнал «Студенческий вестник». - 2022. - № 25-2 (217). - С. 37-38.
6. Качмазова В.И., Тарадонов С.В. Республика как форма правления: понятие, признаки и виды (сравнительно-правовой анализ) // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания. Сборник научных статей. Москва. - 2020. - С. 7-10.
7. Королькова Т.С. Нетипичные формы правления // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2021. - № 1. - С. 133-136.
8. Коршунова В.А. Республика как форма правления: принципы, исторические формы, виды, достоинства и недостатки // Журнал «Вестник науки». - 2024. - Т. 3. - № 2 (71). - С. 169-170.
9. Лановой В.Г. Форма государства: понятие, сущность, системные характеристики // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 10 (149). - С. 395-397.
10. Лымарь А.А., Станищук Н.Ю. Дискуссия о форме правления: история и современность // Журнал «Фундаментальные исследования». – 2014. – № 8. – С. 1705-1709
11. Малько А. В., Панченко В. Ю. Содержание государства: дискуссионные вопросы // Журнал «Юридическая наука». – 2024. – С.42-43
12. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. — 304 с.
13. Масягина Ю.Б. Структура формы государства как правовая форма // Журнал «История государства и права». - 2022. - № 1. - С. 77.
14. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
15. Напалкова И.Г. Методологические подходы к пониманию категории «форма государства» // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 26-30.
16. Науметов Л.Ф. Республика как форма правления // Журнал «Альманах молодого исследователя». - 2022. - № 12. - С. 43-45.
17. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Д. Перевалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 341 с.
18. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 455 с.
19. Ткачева Е.Е. К вопросу о понятии форм государства и его основных элементов // Журнал «Закон и право». - 2020. - С. 219-222
20. Толстикова Н.В. Теоретико-правовые аспекты монархии как формы правления // Журнал «Лучшая студенческая статья 2021». Сборник статей XXXVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза. - 2021. - С. 176-180.
21. Турянская Е.С. Основные подходы и классификации современных нетипичных форм правления // Евразийский юридический журнал. - 2020. - № 4 (143). - С. 370-371.
22. Феллер А.А. Абсолютная монархия как форма правления // Журнал «Юридическая наука и практика в XXI веке». - 2021. - С. 189-191.
23. Чашников М.А. Сравнение и монархии // Интеграционные процессы в современной науке. Сборник научных статей. - 2022. - С. 147-150.
24. Черенков А.С. К истории вопроса о форме государственного правления // Журнал «Актуальные проблемы развития конституционализма. Материалы научно-методического семинара». - 2018. - С. 284-286.
25. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве.//. Государство и право. 1994. № 4. – С. 1-9
26. Шаназарова К.Т. Нетипичные формы правления и их признаки // Журнал «Теория права и межгосударственных отношений». - 2021. - Т. 2. - № 8 (20). - С. 296-300.