Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы правотворчества и законотворчества..……….6
1.1.Понятие и сущность правотворчества………………………………....6
1.2.Виды и формы правотворчества………………………………….……7
1.3.Принципы правотворчества……………………………………………9
1.4. Понятие и сущность законотворчества……………………..………..10
1.5. Стадии законотворческого процесса………………………………….11
Глава 2. Механизм правотворчества и законотворчества………………...……13
2.1. Субъекты правотворчества и законотворчества……………….……..13
2.2. Этапы правотворчества и законотворчества………………………….14
2.3. Источники правотворчества и законотворчества…………………….15
2.4. Правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов………..18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития правотворчества и законотворчества…………………………………………………………….…..…24
3.1. Проблемы правотворчества и законотворчества в
современной России……………………………………….……………..…24
3.2. Пути совершенствования правотворчества и
законотворчества……………………………………………………………25
3.3. Перспективы развития правотворчества и
законотворчества……………………………………………………………27
Заключение…………………………………………..……………………….…….30
Список используемых источников……………….………………………….……35
Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Понятие и сущность правотворчества
1.1.1. Понятие правотворчества
Правотворчество - это деятельность компетентных органов государства по созданию, изменению или отмене правовых норм. Оно является одним из основных способов формирования и развития правовой системы.
Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлением государственной воли. Это положение многократно доказано мировой историей. Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они обязаны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.
1.1.2.Сущность правотворчества
Сущность правотворчества заключается в следующем:
1.Волевой характер: Правотворчество представляет собой выражение воли государства, которая становится обязательной для всех субъектов права.
2.Нормативный характер: Правотворчество создает или изменяет правовые нормы, которые регулируют общественные отношения.
3.Официальный характер: Правотворчество осуществляется только уполномоченными государственными органами в установленном порядке.
4.Системный характер: Правотворчество является частью единой правовой системы и должно быть согласовано с другими ее элементами.
1.1.3.Цели правотворчества
Основными целями правотворчества являются:
1.Упорядочение общественных отношений и обеспечение их стабильности.
2.Защита прав и свобод граждан.
3.Регулирование деятельности государственных органов и должностных лиц.
4.Развитие экономики и социальной сферы.
Понимание сущности правотворчества имеет важное значение для эффективного создания и реализации правовых норм.
1.2. Виды и формы правотворчества
Правотворчество, как процесс создания и изменения правовых норм, оказывает существенное влияние на все аспекты общественной жизни. Поэтому неудивительно, что существует множество различных способов классификации видов правотворчества .
Виды правотворчества
Правотворчество классифицируется по различным критериям:
По субъектам правотворчества:
-Государственное правотворчество (осуществляется государственными органами);
-Муниципальное правотворчество (осуществляется органами местного самоуправления);
-Общественное правотворчество (осуществляется общественными организациями и объединениями).
По юридической силе принимаемых актов:
-Законодательное правотворчество (принятие законов и кодексов);
-Подзаконное правотворчество (принятие нормативно-правовых актов, не имеющих силы закона).
По сфере регулирования:
-Конституционное правотворчество (принятие Конституции Российской Федерации и конституционных законов);
-Гражданско-правовое правотворчество (принятие гражданского кодекса и других законов в сфере гражданского права);
-Уголовно-правовое правотворчество (принятие уголовного кодекса и других законов в сфере уголовного права);
-Административное правотворчество (принятие административного кодекса и других законов в сфере административного права).
По методам правотворчества:
-Нормативное правотворчество (установление общих правил поведения);
-Индивидуальное правотворчество (принятие актов, регулирующих конкретные правоотношения).
Формы правотворчества
Правотворчество осуществляется в различных формах:
-Закон - высшая форма правового акта, принимаемая законодательным органом (парламентом).
-Кодекс - свод законов, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
-Указ - нормативно-правовой акт, издаваемый главой государства (президентом).
-Постановление - нормативно-правовой акт, принимаемый правительством или другим высшим органом исполнительной власти.
-Приказ - нормативно-правовой акт, издаваемый министерством, ведомством или другим органом исполнительной власти.
-Инструкция - нормативно-правовой акт, устанавливающий правила поведения в определенной сфере деятельности.
-Положение - нормативно-правовой акт, определяющий порядок организации и деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций.
-Правила - нормативно-правовой акт, устанавливающий нормы поведения в определенной сфере общественных отношений.
-Регламент - нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.
Классификация правотворчества позволяет систематизировать и упорядочить правотворческую деятельность, определить компетенцию органов, участвующих в правотворчестве, установить порядок создания и изменения правовых норм, а также обеспечить единообразие и согласованность правовой системы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 05.12.2022)//Собрание законодательства РФ, № 29.-20.07.2009.-ст. 3609.
3.Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ //Собрание законодательства РФ, № 42.- 18.10.99.- ст. 5005// URL: www.consultant.ru.
4. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации: Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (ред. 19 февраля 2024) // URL: www.consultant.ru.
5.Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах): – Москва: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2017.- 56 с. -ISBN 978-5-901167-58-8.
Литература
6. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Практикум / С.А. Авакьян. - Москва: Городец, 2018. - 400 c.
7. Бархатова, Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Е.Ю. Бархатова. - М.: Проспект, 2018. - 912 c.
8. Березкина, М. Е. Правовая экспертиза в законотворческом процессе / М. Е. Березкина// Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 93-94. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44624/ (дата обращения: 19.03.2024).
9.Борисов, Г.А. Нормативно-правовая и духовная составляющая созидательного правотворчества /Г.А. Борисов // Современное право, 2019.- № 2.- С. 5-12.
10. Булгакова, Д.В. Cправедливость как позитивный аксиологический ориентир правотворчества в современной России /Д.В. Булгакова// Государственно-правовые исследования, 2019. -№ 2.- С. 201-204.
11.Воробьев, А.В. Правотворчество в правовой системе современной России /А.В. Воробьев// В сборнике: Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве, 2019.- С. 141-143.
12. Григорьева, И.В. Теория государства и права : учебное пособие / И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0782-7.
13.Лупандина, О.А. Муниципальное правотворчество и его место в современном правотворческом процессе в России/ О.А. Лупандина // Юридические технологии в правовой политике. 2017.- № 5.- С. 105-113.
14. Полеводина, Г. А. Понятие правотворческой деятельности/ Г.А. Полеводина // Молодой ученый, 2017. -№ 38 (172).- С. 40-44.
15. Самородов, В.Ю. Правотворчество современной России: проблема нивелирования антикультурных проявлений (в контексте стратегии устойчивого развития национальной государственно-правовой жизни) В.Ю. Самородов// Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3.- № 11. -С. 296-309.
16. Струсь, К.А. Проблемы современного правотворчества: отечественный и зарубежный опыт/ К.А. Струсь// Право и государство: теория и практика, 2017.- № 7 (151).- С. 27-29.
17. Фролова, Н.А. Совершенствование подготовки юристов - специалистов по правотворчеству в современной России/
Н.А. Фролова// В сборнике: Норморайтер как профессия Материалы дискуссии. Издание 2-ое, переработанное и дополненное, 2019. -С. 244-248.
18.Черткова, Ю.В. Идея судебного правотворчества за рубежом и ее перспективы в России/Ю.В. Черткова// Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки, 2017. -Т. 3 (69).- № 1.- С. 239-246.
19. Шамаров, П.В. Теория миротворчества: проблема и содержание /П.В. Шамаров// Этносоциум и межнациональная культура, 2019.- № 5 (131). -С. 112-121.
20. Якубенко, К.Ю. Негативные тенденции правосознания субъектов правотворчества: теоретические и практические проблемы/ К.Ю. Якубенко// Право и государство: теория и практика, 2018. -№ 3 (162).- С. 14-18.
Интернет-ресурсы
21. Перспективы развития правотворчества в России. URL: https://studentopedia.ru/pravo/perspektivi-razvitiya-pravotvorchestva-v-rossii---problemi-sootnosheniya-ponyatiya-i-principov.html (Дата обращения 19.03.2024).