Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее актуальных проблем современного государственного строительства в России является формирование оптимального административно-территориального устрой-ства субъектов Российской Федерации. Это важнейшая составляющая тер-риториальной организации общества, на основе которой, в частности, строится система органов государственной власти, органов местного са-моуправления и государственных органов. В последние годы на необхо-димость совершенствования территориальной организации государства указывают не только ученые, но и высшие руководители страны. Необхо-димость рассмотрения данного вопроса практически полностью определя-ется его актуальностью для процесса оптимизации федеративного устрой-ства, происходящего на фоне модернизации всей политико-правовой си-стемы государства, значительная часть которой является достаточно тра-диционной для практики федерализма. Прежде всего, это создание новых укрупненных субъектов путем слияния двух и более существующих субъ-ектов РФ и последующее образование административно-территориальных единиц с особым статусом в границах автономных округов, ранее являв-шихся самостоятельными субъектами РФ. Конституционные изменения в России в 2020 году будут способствовать трансформации российского за-конодательства и затронут вопросы правового пространства. В настоящем исследовании рассматриваются вопросы о региональном правовом про-странстве и правовом пространстве республик в составе России как части единого правового пространства Российской Федерации.
Объект исследования составляют общественные отношения, скла-дывающиеся при исследовании конституционно-правового статуса рес-публики в составе Российской Федерации.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы кон-ституционного права, регулирующие конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации.
Целью исследования является анализ конституционно-правового статуса республики в составе Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следую-щие задачи:
1.раскрыть правовой статус республик в составе Российской Федера-ции;
2.рассмотреть конституционно-правовое регулирование положения языков народов в республиках в составе Российской Федерации;
3.исследовать правосубъектность, совместные и исключительные полномочия республик в составе Российской Федерации;
4.проанализировать конституционно-правовое регулирование обра-зования и вхождения в состав Российской Федерации нового субъекта – республики.
Методологическая основа исследования. Существуют общенауч-ные и частно-научные методы исследования, такие как формально-юридические методы, и системно-структурные методы, задействованные при изучении федеральных территорий в системе современного федера-лизма.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; законодательство в сфере конституционного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой ис-следования являются труды российских ученых по конституционному праву, такие как: Богатова О.А., Будаев Б.П., Бялт В.С., Комкова Е.В., Ко-лесников М. А., Нудненко Л.А., Стрекозов В.Г., Бузуртанова М.А., Вага-пов М.А., Волкова В.С., Дондоков З.Б., Кухарев Ю.С., Магаррамов М.Д., Минакова А.И., Миронов Д.Н., Рамазанова Д.Ш., Сафина С.Б., Степанова Ж.А., Хамуков А.В., Чертков А.Н., Шустров Д.Г. и другие авторы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА 1.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТАТУСА РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Правовой статус республик в составе Российской Федерации
Согласно ст.66 Конституции РФ, статус республик определяется Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, а по-скольку Федеративный договор от 31 марта 1992 года также уточняет во-прос о правовом статусе республик и определяет их принадлежность, про-ведем анализ данных документов (в Приложении представлен перечень республик в составе РФ).
Главной особенностью республик в составе Российской Федерации является то, что они объявлены Конституцией Российской Федерации и своими Конституциями государствами, обладающими всей полнотой госу-дарственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) на сво-ей территории, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Например, Удмуртская Республика - государство в составе Россий-ской Федерации, исторически сложившееся на основе реализации права на самоопределение удмуртского народа и удмуртов, основанного на воле-изъявлении многонациональных народов Российской Федерации, и само-стоятельно осуществляющее государственную власть на своей территории в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Уд-муртской Республики.
Однако не все республики называют себя государствами. Часть 1 ст. 1 Конституции Хакасской Республики Хакасия провозглашает субъектом Российской Федерации без указания государственного статуса. Дальней-шие положения Конституции Республики Хакасия также не указывают на государственную принадлежность.
Важной особенностью республик в составе России является наличие собственной территории. Поэтому, согласно части 2 статьи 5 Конституции Кабардино-Балканской Республики, "территориальная целостность и неприкосновенность Кабардино-Балканской Республики гарантируется". Территория Республики Северная Осетия-Алания является ее составной и неделимой частью. Действия, направленные на отчуждение территории Республики Северная Осетия-Алания, не допускаются и преследуются по закону (ч.1 ст.10 Конституции Республики Северная Осетия-Алания) .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
Монографии, учебники, учебные пособия, комментарии:
2. Бялт, В. С. Основы конституционного права Российской Феде-рации : учебное пособие для вузов / В. С. Бялт. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 155 с.
3. Комкова, Г. Н. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, М. А. Липчанская. - 7-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 448 с.
4. Нудненко, Л. А. Конституционное право : учебник для средне-го профессионального образования / Л. А. Нудненко. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 528 с.
5. Стрекозов, В. Г. Конституционное право : учебник для средне-го профессионального образования / В. Г. Стрекозов. - 9-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 282 с.
Научные статьи:
6. Богатова, О. А. Структура и тенденции развития социальной идентичности столицы республики в составе Российской Федерации / О. А. Богатова, Е. И. Долгаева // Социальное время. – 2021. – № 4(28). – С. 22-38.
7. Богатова, О. А. Самоописание городской идентичности столиц республик в составе Российской Федерации: опыт сравнительного анализа / О. А. Богатова // Вестник Удмуртского университета. Социология. Поли-тология. Международные отношения. – 2023. – Т. 7, № 1. – С. 50-66.
8. Будаев, Б. П. Важность сохранения национальных республик в современной России / Б. П. Будаев // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 2(59). – С. 115-121.
9. Бузуртанова, М. А. сравнительный анализ Степного кодекса Республики Калмыкия и Конституции Республики Ингушетия / М. А. Бу-зуртанова // Юридический факт. – 2021. – № 128. – С. 10-15.
10. Вагапов, М. А. Государственность Чеченской Республики и ее значимость в составе федерации / М. А. Вагапов // Евразийская адвокату-ра. – 2023. – № 5(64). – С. 141.
11. Волкова, В. С. Становление судебной системы Республики Крым в составе Российской Федерации / В. С. Волкова // Океанский ме-неджмент. – 2021. – № 3(12). – С. 30-32.
12. Головин А.Г. О сущности права на участие в референдуме в контексте делегирования власти народом // Актуальные проблемы россий-ского права. 2022. № 10. С. 90 - 101.
13. Дондоков, З. Б. Д. Исследование экономики Республики Буря-тия как проблемного региона / З. Б. Д. Дондоков, Д. З. Убонова // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2022. – № 4. – С. 47-55.
14. Кухарев, Ю. С. Проблемы и перспективы договорного регули-рования статуса республик в составе РФ / Ю. С. Кухарев, К. Г. Балашов, А. В. Выходцева // Евразийское пространство: экономика, право, обще-ство. – 2023. – № 10. – С. 114-118.
15. Магаррамов, М. Д. Объективные факторы обеспечения без-опасности субъектов СКФО (на примере Республики Дагестан) / М. Д. Ма-гаррамов // Евразийское Научное Объединение. – 2020. – № 6-5(64). – С. 358-359.
16. Минакова, А. И. Многонациональность Мордовии: историче-ский аспект / А. И. Минакова // Вестник Чувашского университета. – 2022. – № 2. – С. 63-74.
17. Миронов, Д. Н. Республики в составе России в постреформен-ном правовом пространстве / Д. Н. Миронов // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Полито-логия. Право. – 2022. – № 1(25). – С. 22-28.
18. Рамазанова, Д. Ш. Русские в системе межэтнических отношений Республики Дагестан / Д. Ш. Рамазанова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2022. – Т. 14, № 6. – С. 29-55.
19. Сафина, С. Б. Полномочия конституционных советов респуб-лик в составе Российской Федерации: первые шаги правового регулирова-ния / С. Б. Сафина // Конституционное и муниципальное право. – 2024. – № 2. – С. 27-29.
20. Степанова, Ж. А. Историко-правовые аспекты формирования и развития марийской государственности / Ж. А. Степанова // Интерактивная наука. – 2021. – № 10(65). – С. 87-88.
21. Хамуков, А. В. Конституционный статус республики как субъ-екта федерации в доктрине советского и российского федерализма / А. В. Хамуков // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. – 2022. – Т. 22, № 3. – С. 64-76.