Фрагмент для ознакомления
2
Определение и понятие типографики
Этимология и первоначальная концепция типографики связаны с эволюцией письменной коммуникации - важнейшего элемента в летописи человеческой цивилизации. Сам термин «типографика», образованный от греческих слов «typos», означающего «оттиск», и «graphia», означающего «письмо», включает в себя искусство и технику создания и расположения шрифта, чтобы сделать письменную речь разборчивой, читаемой и визуально привлекательной. Это определение подчеркивает двойственную природу типографики как функционального инструмента для коммуникации и формы художественного выражения .
Генезис типографики можно проследить до изобретения подвижного шрифта и печатного станка - революции, которую возглавил Иоганн Гутенберг в XV веке. Эта инновация ознаменовала собой сдвиг от ручного скриптория к механическому воспроизведению, демократизировав доступ к письменным знаниям . Влияние этого технологического скачка на распространение информации и культурный обмен очень велико, как отмечает Я. Чихольд, подчеркивающий преобразующую роль типографики в эволюции современных парадигм коммуникации и дизайна .
Рассуждая о теоретических аспектах типографики, Э. Шпикерманн предлагает взглянуть на дизайн шрифта и его влияние на читабельность и эстетическую привлекательность. Автор утверждает, что типографика, по своей сути, является средством передачи не только буквального значения текста, но и подтекстовых элементов с помощью стилистических и структурных решений . Эту точку зрения разделяет В. Ефимов, который рассматривает стилистическую эволюцию шрифтов, отмечая, как исторические, культурные и технологические факторы влияют на типографические тенденции и предпочтения .
В целом, этимологические корни и концептуальные рамки типографики, раскрытые исследователями, обеспечивают фундаментальное понимание дисциплины. Она раскрывает типографику как многогранную практику, в которой сочетаются технологии, искусство и коммуникация, развиваясь в ответ на культурные сдвиги и технологический прогресс. Настоящее исследование не только подчеркивает историческое значение типографики, но и ее непреходящую актуальность в формировании современных ландшафтов дизайна и коммуникации.
При этом, в сфере графического дизайна типографика предстает как незаменимый элемент, сочетающий визуальное и вербальное для передачи сообщений с ясностью и эстетической привлекательностью. Как отмечают И.С. Мурашкин и М.В. Решетова, типографика в графическом дизайне - это не просто выбор подходящих шрифтов, а тщательный подбор шрифта для повышения коммуникативной эффективности и визуальной гармонии дизайнерских композиций .
Рассматривая интернациональный стиль в графическом дизайне посредством журнала «NEUE GRAFIK», О.А. Ващук подчеркивает важность типографики в создании универсального языка дизайна, преодолевающего культурные и географические границы. Четкость, функциональность и геометрическая простота типографики в этом стиле демонстрируют, как типографика может воплощать и пропагандировать философию дизайна, способствуя созданию целостной визуальной идентичности, которая одновременно информативна и увлекательна .
Кроме того, исследование Н.В. Галимовой графического символа как аспекта восприятия вербального образа подчеркивает глубокое влияние типографики на интерпретацию и восприятие визуальных сообщений. Типографика в данном контексте является не просто средством передачи текста, а важнейшим элементом конструирования символов и передачи культурных и концептуальных смыслов в графическом дизайне .
Взаимодействие между типографикой и графическим дизайном, как выяснили эти исследователи, представляет собой динамичный диалог, в котором типографская форма и содержание существенно влияют на эффективность, эстетику и эмоциональный резонанс дизайнерских работ. Таким образом, типографика - это центральный компонент графического дизайна, который формирует способ представления, восприятия и восприятия информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бекишев М.А. Шрифт в системах визуальной навигации // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shrift-v-sistemah-vizualnoy-navigatsii (дата обращения: 27.03.2024).
2. Беляев А.А. Актуальные проблемы современной веб-типографики: взгляд в будущее // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennoy-veb-tipografiki-vzglyad-v-buduschee (дата обращения: 27.03.2024).
3. Брингхерст, Роберт. Основы стиля в типографике / Роберт Брингхерст ; пер. с англ. [Г. Северской]. - Москва : Изд. Д. Аронов, 2006 (М. : Типография «Новости»). - 430 с.
4. Ващук О.А. Интернациональный стиль графического дизайна в зеркале журнала «NEUE GRAFIK» (1958-1965) // Искусствознание. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalnyy-stil-graficheskogo-dizayna-v-zerkale-zhurnala-neue-grafik-1958-1965 (дата обращения: 27.03.2024)
5. Войтишек Е.Э., Витченко М.А. Технология изготовления металлических литер и типографский процесс в средневековой Корее // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-izgotovleniya-metallicheskih-liter-i-tipografskiy-protsess-v-srednevekovoy-koree (дата обращения: 27.03.2024).
6. Галимова Н.В. Графический символ как аспект восприятия словесного образа // Культурная жизнь Юга России. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskiy-simvol-kak-aspekt-vospriyatiya-slovesnogo-obraza (дата обращения: 27.03.2024).
7. Гофман Ю.М. Типографика логотипа // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. №64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipografika-logotipa (дата обращения: 27.03.2024).
8. Данилова Е. История о типографике // Вестник культурологии. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-danilova-istoriya-o-tipografike (дата обращения: 27.03.2024).
9. Долгих М.Н. Технология проектирования декоративных шрифтов: от идеи до результата // Вестн. Том. гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2018. №30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-proektirovaniya-dekorativnyh-shriftov-ot-idei-do-rezultata (дата обращения: 27.03.2024).
10. Ефимов В. Великие шрифты. Шесть из тридцати. кн. 2: Антиква / Ефимов В., Шмелева А. - 2007. – 221 с.; кн. 1: Истоки. - 2006. - 181 с.
11. Ильин А.А. Как цифровые технологии изменили «Станок Гутенберга» // ИСОМ. 2017. №2-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-tsifrovye-tehnologii-izmenili-stanok-gutenberga (дата обращения: 27.03.2024).
12. История типографики - как все начиналось... - MortWood.by
13. Кузьмина М.А. Типографика медиа: технические характеристики, сравнительный анализ ux/ui-дизайна сайта и полиграфической вёрстки (на примере русского издания Еsquire) // Известия ТулГУ. Технические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipografika-media-tehnicheskie-harakteristiki-sravnitelnyy-analiz-ux-ui-dizayna-sayta-i-poligraficheskoy-vyorstki-na-primere (дата обращения: 27.03.2024).
14. Масаев Ю.А., Масаев В.Ю. История книгопечатания - величайшего изобретения человечества // Вестник КузГТУ. 2016. №3 (115). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-knigopechataniya-velichayshego-izobreteniya-chelovechestva (дата обращения: 27.03.2024).
15. Мурашкин И.С., Решетова М.В. Эстетика шрифтов в современной типографике // Вестник МГУКИ. 2016. №4 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-shriftov-v-sovremennoy-tipografike (дата обращения: 27.03.2024).
16. Немировский Е.Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. - М.: Наука, 2000. - 659 с.
17. Никулин С. Г. Типографика. Дизайнеры «Новой волны» // ОмГТУ. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipografika-dizaynery-novoy-volny (дата обращения: 27.03.2024).
18. Ноордзей, Геррит. Штрих. Теория письма [Текст] / Геррит Ноордзей ; [пер. с англ.: Ирина Смирнова]. - Москва : Изд. Д. Аронов, 2013. - 86 с.
19. Овчинникова Р.Ю. Модернизм и графический дизайн // Манускрипт. 2017. №10-2 (84). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/modernizm-i-graficheskiy-dizayn (дата обращения: 27.03.2024).
20. Петрова В.В., Калугина Д.А. Применение типографики для подготовки контента // Вестник МГУП. 2015. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tipografiki-dlya-podgotovki-kontenta (дата обращения: 27.03.2024).
21. Прохорова Е.А. О классификации шрифтов и их функциях // Вестник ЧелГУ. 2011. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-shriftov-i-ih-funktsiyah (дата обращения: 27.03.2024).
22. Пурас И.Ю. Современные тренды в графическом дизайне // Бизнес и дизайн ревю. 2016. №2 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-trendy-v-graficheskom-dizayne (дата обращения: 27.03.2024).
23. Рудер Э. Типографика: руководство по оформлению : [перевод с немецкого]. - Москва: Книга, 1982. - 286 с.
24. Типографика: какие задачи в дизайне решает. URL: Типографика: что это, основные термины и понятия - обзор шрифтов и правил типографики в дизайне (yandex.ru).
25. Федорова Л.В. Из истории допечатной книги. [Электронный ресурс] URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_16_326 (дата обращения: 02.04.2017).