Фрагмент для ознакомления
2
Бухгалтерский и экспертный подход к построению рейтинговой оценки
Существуют два ключевых подхода к формированию комплексных рейтинговых оценок: бухгалтерский (балансовый) метод и экспертный подход. Бухгалтерский метод предполагает, что при выработке рейтинговой оценки организации исследователь использует имеющуюся финансовую отчетность. На основе этих данных он вычисляет необходимые показатели, после чего, применяя разнообразные методы статистического анализа информации, определяет комплексный рейтинг изучаемого предприятия или осуществляет ранжирование объектов. Несмотря на то что такая оценка считается объективной, она может быть недостаточно полной в отражении реального экономического положения, так как основывается только на финансовой отчетности и не учитывает различные качественные показатели деятельности компании [3, с.98].
Исследование экспертами предприятий основывается на собранных данных, когда эксперты оценивают компанию (или каждое предприятие из группы) на основе информации, опыта и квалификации, имеющихся у них. Применение экспертного подхода при составлении рейтингов позволяет выявить все аспекты и учесть качественную информацию, что в конечном итоге дает полное представление о ситуации. Однако использование этого метода может столкнуться с некоторыми трудностями, такими как ограниченный доступ к информации, проблемы с квалификацией экспертов, влияние субъективных факторов на оценку, сложности в организации работы группы экспертов, несовершенство оценочных систем и методов обработки данных, а также высокие затраты на проведение исследований [5, с.81].
Важно учитывать, что при анализе финансовой отчетности компаний с использованием балансового метода, исследователи имеют возможность рассматривать как конкретные цифры, так и относительные, качественные и динамические показатели. Эти разнообразные данные играют важную роль при формировании рейтинговой оценки финансового состояния предприятий и обеспечивают более всесторонний взгляд на их финансовые показатели [10, с.123].
1.2 Рейтинговая оценка на основе бухгалтерского подхода
В рамках методики финансового анализа завершающим этапом является построение комплексной сравнительной рейтинговой оценки предприятий. Ниже приведено описание процесса такой оценки [8, с.182].
Оценка предприятий построена на основе анализа показателей, отражающих финансовое состояние, уровень рентабельности и активность в деловой сфере. Эти факторы являются основными при формировании рейтинговой оценки в данной методике.
Кроме указанных показателей, для формирования рейтинга предприятий могут быть использованы и другие характеристики, и показатели, отражающие их финансово-хозяйственную деятельность. Это позволяет учесть более широкий спектр факторов при оценке эффективности работы предприятий [9, с.101].
Процесс применения методики рейтинговой оценки включает несколько этапов, следующих друг за другом. В ходе данной методики осуществляется комплексный анализ показателей, определение основных критериев оценки и формирование итогового рейтинга компаний, что позволяет более объективно сравнивать их финансовое положение и эффективность деятельности [7, с.59].
Оценка финансово-хозяйственной деятельности компаний осуществляется на основе построения системы индикаторов, которые служат основой для формирования рейтинга. Собирается информация за определенный период, на основе которой производится расчет аналитических показателей. После этого производится расчет показателей, необходимых для создания рейтинговой оценки. Следующим этапом является определение сравнительной комплексной рейтинговой оценки компаний. И, наконец, осуществляется ранжирование сравниваемых предприятий в соответствии с полученной рейтинговой оценкой [6, с.23].
Финансовые показатели, данные о рентабельности и активности предприятий, которые применяются для формирования рейтинговых оценок, определяются на основе информации, содержащейся в финансовой (публичной) отчетности и учете компаний. Методика расчета данных показателей подробно описана в предшествующих разделах данного методического пособия [11, с.112].
Основной принцип методики рейтинговой оценки заключается в сопоставлении характеристик данного предприятия с аналогичными показателями эталонной организации. Поскольку деятельность каждой из сравниваемых компаний отражается не только одним, но несколькими финансовыми показателями, то сравнение с эталоном представляет собой многогранный процесс. Степень удаленности или близости от эталонной организации определяется через вычисление комплексного показателя, который зависит от анализируемых характеристик и аналогичен понятию расстояния между точками в многомерном пространстве [15, с.45].
В данной методике оценки предприятий рейтинг формируется путем сопоставления с лучшими результатами среди всех изученных компаний, а не на основе субъективных мнений специалистов. Оптимальные значения показателей образуются в результате соревнования на рынке. Образцовое предприятие, у которого все показатели наивысшие, может быть, как гипотетическим, так и реальным.
Процесс разработки сравнительной комплексной рейтинговой оценки компаний, представленный в виде последовательности вычислительных шагов [4, с.96].
1. Предполагается, что система финансовых показателей определена и входящие в нее показатели рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности и бухгалтерского учета сравниваемых предприятий. Рассчитанные показатели записываются в виде матрицы (kij), в которой строки соответствуют порядковым номерам показателей, а столбцы соответствуют порядковым номерам сравниваемых предприятий (предполагается, что показатели и предприятия пронумерованы: i= 1,..., n; j = 1,..., m) [12, с.105].
2. Для каждого показателя определяется наилучшее значение (оно может быть максимальным, минимальным или другим оптимальным значением в зависимости от содержания показателя) И проставляется в дополнительный (m + 1)-й столбец матрицы, соответствующий эталонному предприятию [14, с.78].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аудит: учебник и практикум для вузов / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова, А. В. Шурыгин; под редакцией М. А. Штефан. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 744 с.
2. Бадмаева, Д. Г. Анализ информации финансовой отчетности: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 38.04.01 Экономика, направленность подготовки «Бухгалтерский учет. Анализ. Аудит» / Д. Г. Бадмаева. - Санкт-Петербург: СПбГАУ, 2020. - 90 с.
3. Бухгалтерский финансовый учет: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Бухарева [и др.]; под редакцией И. М. Дмитриевой, В. Б. Малицкой, Ю. К. Харакоз. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 524 с.
4. Дудник, Д. В. Основы финансового анализа: учебное пособие / Д. В. Дудник, М. Л. Шер. - Москва: РГУП, 2020. - 232 с.
5. Жилкина, А. Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: учебник / А.Н. Жилкина. — Изд. испр. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 332 с.
6. Захаров, И. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для вузов / И. В. Захаров, О. Н. Тарасова; под редакцией И. М. Дмитриевой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 415 с.
7. Илышева, Н. Н. Анализ финанссовой отчетности: учебник / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. - Москва: Финансы и Статистика, 2021. - 370 с
8. Камышанов, П. И. Финансовый и управленческий учет и анализ: учебник / П.И. Камышанов, А.П. Камышанов. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 592 с.
9. Кобелева, И. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И.В. Кобелева, Н.С. Ивашина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2024. — 292 с.
10. Кулагина, Н. А. Практический курс анализа хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Кулагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 135 с.
11. Неудачин, В. В. Реализация стратегии компании: Финансовый анализ и моделирование: Пособие / Неудачин В.В. - Москва: ИД Дело РАНХиГС, 2011. - 168 с.
12. Чернышева, Ю. Г. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации): учебник / Ю.Г. Чернышева. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 421 с.
13. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций: практич. пособие / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.
14. Штефан, М. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации: учебник для вузов / М. А. Штефан, О. А. Замотаева, Н. В. Максимова; под редакцией М. А. Штефан. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 346 с.
15. Экономика предприятия: учебник для вузов / С. П. Кирильчук [и др.]; под общей редакцией С. П. Кирильчук. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 458 с.