Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Теоретические основы изучения функций, обязанностей, правомочий и ответственности таможенных органов РФ при осуществлении таможенного контроля 5
2. Практическая реализация функций, обязанностей, правомочий и ответственности таможенных органов при проведении таможенного контроля. 14
3. Проблемы в реализации функций, обязанностей, правомочий и ответственности при проведении таможенного контроля таможенными органами РФ и пути их решения 22
Заключение 34
Список литературы 34
Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы изучения функций, обязанностей, правомочий и ответственности таможенных органов РФ при осуществлении таможенного контроля
В литературе можно найти достаточно много определений, которые касаются понятия «контроль». Ученые-менеджеры определяют менеджмент как систему мониторинга и контроля за функционированием объекта, с целью выявления отклонений от его параметров.
Ученые изучают таможенный контроль с различных точек зрения, так как это одна из форм государственного контроля. Таможенный контроль не только обеспечивает безопасность государства и общества в целом, но и защищает всех участников таможенных отношений. Государственный контроль - это функция управления, которая включает в себя систематизированный комплекс действий по мониторингу и проверке процессов, происходящих в обществе и государстве, с целью выявления фактического положения дел, сравнения результатов с нормами и стандартами, а также устранения выявленных недостатков и оценки эффективности контрольных мероприятий [12, с. 35].
Для сравнения, государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в Российской Федерации относятся к деятельности контрольных органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Таможенный контроль осуществляется в особом порядке и не подпадает под процедуру государственного контроля (надзора). Однако общее определение государственного контроля может быть использовано в контексте таможенного контроля.
Понятие таможенного контроля установлено на наднациональном уровне в Таможенном кодексе ЕАЭС (ТК ЕАЭС) [2], точнее в подпункте 41 пункта 1 статьи 2 раздела I. Ранее ТК ТС содержало практически идентичное определение (рисунок 1).
Понятие таможенного контроля изменялось и развивалось параллельно с таможенным законодательством. Так, Таможенный кодекс Российской Федерации 1993 года определял таможенный контроль как комплекс мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации для соблюдения законодательства о таможенном деле и международных договоров. Таможенный кодекс Российской Федерации 2003 года определял таможенный контроль как комплекс мер, направленных на соблюдение таможенного законодательства. Определения понятия «таможенный контроль» в Таможенном кодексе Таможенного Союза и ТК ЕАЭС приведены выше.
С международной точки зрения, Всемирная таможенная организация определяет таможенный контроль как «меры, применяемые для соблюдения законов и нормативных актов, исполнение которых возложено на таможенные органы».
Рисунок 1 – Понятия таможенного контроля, закрепленного в ТК ЕАЭС и ТК ТС [10]
Из практики зарубежных стран, в рамках Европейского союза под таможенным контролем подразумевается «выполнение специфических действий должностными лицами таможенных органов для проверки перемещения товаров, а также проверка подлинности документов и другой документации, осмотр транспортных средств, багажа и товаров, перевозимых лицами или отдельно от них...».
Определение таможенного контроля в действующем Таможенном кодексе ЕАЭС не совпадает с определением, содержащимся в международной Конвенции о упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года (Киотская конвенция), где «таможенный контроль» - меры, применяемые таможенной службой для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Это указывает на то, что Россия придерживается концепции таможенного контроля в соответствии с европейскими стандартами. Таким образом, можно отметить, что определение таможенного контроля в Таможенном кодексе ЕАЭС показывает, что даже понятийный аппарат постоянно совершенствуется вместе с развитием таможенной сферы.
Государственный и таможенный контроль имеют некоторое сходство, однако таможенный контроль является частью государственного контроля, осуществляемого таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. Таможенные органы выполняют различные и взаимосвязанные функции, такие как регулятивные, контрольные, экономические, информационно-аналитические, оперативные, управленческие, правовые, экономические и обеспечивающие деятельности.
Экономическая функция занимает особое место среди функций таможенных органов в странах со развивающейся рыночной экономикой. Реализация экономической функции и деятельности экономической специфики связана с решением крупной части задач таможенной службы, влияющих на уровень развития национальной экономики, структуру рынка, бюджетные показатели и экономическую безопасность государства. Решение таких задач может потребовать затрат ресурсов и оцениваться экономическими показателями [11, с. 40].
Таким образом, таможенные органы выполняют задачи по таможенному оформлению и контролю, создавая условия для увеличения товарооборота через таможенную границу.
Таможенные органы Российской Федерации играют ключевую роль в обеспечении безопасности государства и его экономической защиты. Они осуществляют контроль за перемещением товаров и транспортных средств через границу, взимают таможенные платежи и обеспечивают соблюдение таможенных правил. Кроме того, таможенные органы участвуют в разработке таможенной политики и сотрудничают с другими странами по вопросам таможенного контроля.
Они также занимаются борьбой с незаконными перевозками товаров, контрабандой и другими экономическими преступлениями. Сотрудники таможенных органов обладают специальными полномочиями и проводят регулярные проверки на границах, чтобы предотвратить незаконные действия.
Таможенные органы являются ключевым звеном в системе обеспечения экономической безопасности государства и играют важную роль в защите национальных интересов и прав потребителей.
Основные функции таможенных органов включают в себя:
1. Осуществление контроля за перемещением товаров через таможенную границу.
2. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства и правил таможенного дела.
3. Сбор таможенных платежей и налогов.
4. Проведение таможенного оформления товаров.
5. Предупреждение нарушений таможенных правил и противодействие контрабанде.
6. Сотрудничество с другими таможенными органами и международными организациями в области таможенного дела [4, с. 24].
Таможенные органы играют важную роль в обеспечении безопасности государства, защите экономических интересов страны и обеспечении справедливой конкуренции на внешнем рынке.
Кроме того, к функциям таможенных органов также можно отнести контроль за перемещением оружия, наркотиков и других запрещенных или опасных товаров через границу, а также организацию санитарно-эпидемиологического контроля за импортом и экспортом товаров. Также таможенные органы занимаются защитой экологии и борьбой с незаконной добычей природных ресурсов.
В связи с этим, можно сказать, что деятельность таможенных органов России может быть разделена на две основные группы. Первая группа состоит из основных или внешних функций, которые можно реализовать только в административных отношениях. Вторую группу функций составляют функции, связанные с управлением таможенной службой. В данном случае речь идет о внутренних функциях таможенных органов. Они обеспечивают их работу в соответствии с целями и задачами, которые они выполняют.
Рассмотрев функции таможенных органов в Российской Федерации, следует подчеркнуть, что на них также возлагаются функции таможенного контроля, предотвращения незаконного ввоза и вывоза товаров, а также сбора статистической информации. Таможни и таможенные посты, будучи внешними и внутренними, исполняют эти функции. С целью наиболее качественной реализации основных направлений развития была разработана Стратегия развития таможенных органов до 2030 года. В рамках данного документа предусматривается повышение автоматизации деятельности всех подразделений таможенной службы посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Так, благодаря использованию единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин и налогов в 2023 году было взыскано более 77% всех таможенных платежей, что значительно облегчило работу таможенных органов, поскольку ранее оплата проходила по неофициальной схеме. Автоматизация коснулась не только процесса уплаты обязательных платежей, но и общения между плательщиками и таможенными органами. В 2018 году был внедрен новый инструмент – личный кабинет, который позволяет оперативно получать информацию, имеющуюся у таможенных органов, а также предоставлять таможенные декларации. При этом в рамках личного кабинета осуществляется также погашение таможенных платежей всеми участниками внешнеэкономической деятельности [12, с. 35].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Бойцова, И. С. Таможенная процедура таможенного транзита, особенности таможенных операций при ее совершении / И.С. Бойцова. - М.: Юрайт, 2023. -136 с.
4. Буваева, Н. Э. Международное таможенное право: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Э. Буваева, А. В. Зубач; под общ. ред. А. В. Зубача. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 298 с.
5. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук; под ред. Г. П. Геращенко. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 234 с.
6. Джабиев, А. П. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев, К. О. Староверова, Т. С. Кудрявицкая; под общей редакцией А. П. Джабиева. – 2-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 489 с.
7. Джабиев, А. П. Таможенные процедуры: учебник для вузов / А. П. Джабиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 470 с.
8. Карагодин, В. П. Таможенная экспертиза: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / В. П. Карагодин, С. В. Золотова; под ред. В. П. Карагодина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 208 с.
9. Макрусев, В. В. Управление таможенным делом: учебник для вузов / В. В. Макрусев, М. В. Бойкова, Е. О. Любкина; под общей редакцией В. В. Макрусева. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 547 с.
10. Матвеева, Т. А. Таможенное право: учебное пособие для вузов / Т. А. Матвеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 244 с.
11. Матвеева, Т. А. Таможенное право / Т.А. Матвеева. - М.: Юрайт, 2023. - 245 с.
12. Новикова, С. А. Таможенное дело и таможенное регулирование в ЕАЭС: учебник для вузов / С. А. Новикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 380 с.
13. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 302 с.
14. Новикова, С. А. Таможенное дело: учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Новикова. – М.: Издательство Юрайт, 2022. – 302 с.
15. Основы таможенного дела: учебник для вузов / А. П. Джабиев [и др.]; под общ. ред. А. П. Джабиева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 392 с.
16. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 2: учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 344 с.
17. Покровская, В. В. Таможенное дело в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / В. В. Покровская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 298 с.
18. Попова, Л. И. Товароведение и экспертиза в таможенном деле: учеб. пособие для вузов / Л. И. Попова. – 3-е изд. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 227 с.
19. Попова, Л. И. Таможенные процедуры: учебник для вузов / Л. И. Попова. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 162 с.
20. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Е. Ф. Прокушев, А. А. Костин; под ред. Е. Ф. Прокушева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 450 с.
21. Сенотрусова, С. В. Таможенное дело: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 258 с.
22. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях / Сенотрусова С. В., Свинухов В. Г. - М.: Юрайт, 2023. - 254 с.
23. Сенотрусова, С. В. Таможенные платежи во внешнеторговых операциях: учебник для вузов / С. В. Сенотрусова, В. Г. Свинухов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 253 с.
24. Сидоров, В. Н. Таможенное право. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / В. Н. Сидоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 267 с.
25. Экономика таможенного дела: учебник и практикум для вузов / Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, В. В. Жогличева, Т. С. Кудрявицкая; под редакцией Г. П. Геращенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 356 с.
26. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://customs.gov.ru/.