Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня интерес к защите прав потребителей охватывает всех, поскольку каждый гражданин выступает в роли потребителя товаров и услуг. Закон "О защите прав потребителей", принятый в 1992 году, сыграл важную роль в определении места потребителя в рыночной экономике. Этот закон укрепил социальные гарантии для граждан-потребителей и увеличил ответственность производителей, продавцов, исполнителей, импортеров, индивидуальных предпринимателей за качество товаров и оказание услуг.
Однако обеспечение идеального качества продукции, работ и услуг является сложной задачей, особенно с учетом постоянного развития производственных процессов и появления новых товаров, работ и услуг, требующих как технической, так и юридической поддержки. Поэтому вопрос защиты прав потребителей остается актуальным. Граждане-потребители по-прежнему остаются более уязвимыми участниками гражданско-правовых отношений по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чьи интересы защищают профессионалы. Вместе с тем потребителям требуется поддержка.
Следует отметить, что необходимость принятия специального закона, который бы детально регулировал права и обязанности потребителя и продавца, обусловлена незащищенностью положения потребителя в сфере торговли. Часто потребитель не знает своих прав, возникающих с момента приобретения товара, из-за недостатка юридических знаний, поскольку он не является профессионалом в сфере гражданско-правовых отношений.
Поэтому данный закон направлен на обеспечение гарантий граждан (потребителей) и увеличение ответственности продавцов. В нем предусмотрена процедура предъявления претензий потребителем, альтернативные пути разрешения споров, освобождение от государственной пошлины при подаче претензии, установление дополнительных штрафов для продавца и другие меры.
Объектом исследования станут общественные отношения, складывающиеся в сфере защиты прав потребителей.
Предметом исследования станут нормы права, регулирующие отношения в сфере защиты прав потребителей, судебная практика, сложившаяся в результате применения данного законодательства, монографии и научные труды ученых-правоведов по данной теме.
Целью проводимого исследования является анализ системы защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, поставлены следующие задачи:
-разобрать историю становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом;
-рассмотреть понятие и формы защиты прав потребителей;
-изучить основные виды прав потребителей;
-исследовать правовое регулирование защиты прав потребителей;
-провести анализ правоприменительной практики.
-описать актуальные проблемы защиты прав потребителей в России и пути их решения.
Нормативная основа исследования состоит из: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН, Гражданский кодекс Российской Федерации и Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 24.01.2022) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и другие нормативные акты.
Методологическую и теоритическую основу исследования составили труды: Парций Я.Е., Корнилов А.Б., Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И., Жилина Г.А., Ершов В.А., и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
В историческом плане уровень потребления каждой страны зависит от уровня развития ее экономики, производительности труда. При этом есть законы защищающие интересы и покупателей, и производителей товаров, и самого потребителя, которые покупают товары или услуги для личных потребностей. Одной из древнейших торговых способов была организованная торговля, известная как рынок.
Такие рынки были в древней цивилизации, например, в Китае, Вавилоне, Греции, Египте и Римской империи. Интересы потребителей были защищены на подобных рынках за счет свободной торговли между продавцом и покупателем и соблюдения установленных правил.
В разных странах работали рыночные стражи, задача которых была обеспечить соблюдение торговых правил на рынке, наказывать нарушителей, поощрять честного торговца.
К примеру, в Древнем Китае роль такой роль когда-то исполнял знаменитый философ Конфуций. Более того, власти города внимательно следили за ходом торговли на общественных рынках.
В древних законах древнего государства всегда были найдены нормы защиты интересов граждан в своей роли потребителя.
Законы Хаммурапи, введенные в период правления вождя Вавилона в XVII веке до н.э., могут быть считаны первыми комплексными правилами, регулирующими экономическую деятельность и учитывающие интересы потребителей. Эти законы устанавливали положения о кредитах, стандартах товаров и сервисов, ценообразовании и ответственности за проведение некачественных товаров.
Известно, что значительное влияние на формирование законов о защите прав потребителей оказала Римская империя. Римское частное право подробно регулировало права покупателей и обязанности продавцов в случае выявления дефектов продукции.
Уже тогда сформировались нормы, которые сегодня можно увидеть в потребительском законодательстве. Например, продавец обязан был гарантировать покупателю защиту его прав на приобретенный товар и информировать о скрытых недостатках, не являющихся очевидными при первом осмотре.
Дальнейшее развитие в этом вопросе видно в германском феодальном праве, которое также предусматривало ответственность за обман потребителей. К примеру, в правовом опусе Германии под названием "Земское право", созданном Эйке фон Репковым в период между 1221 и 1225 годами, имелась статья, предусматривающая наказание в виде виселицы для тех, кто использовал недостоверные меры и весы или обманывал в торговле (при наличии соответствующих доказательств).
Очень интересная история Московского Государства середины XVIII века - царский указ на корчмы, направленный на противодействие незаконному производству и торговле алкоголем и табаками.
Согласно пункту 3 указа купцам, приобретающим вино для продажи, приходилось платить штраф: первый раз – 2 руб., второй – 4 руб. и были наказаны в виде нападения на козел и заключения в тюрьме на два месяца. При попадании в третий раз они были наказаны штрафом в 6 рублей за человека, нападением на площадь и тюрьмой в месяц.
В случае очередного нарушения правил было предусмотрено строгий наказание: побои по торгам и ссылки на удаленные города и их собственность и земельный участок передавались государству.
Проблема корчемства существовала в Москве и раньше. В документе Царя Ивана I Митрополит Макарий рассказал о корчах, присутствовавших в городах и районах и волостах.
Цель указа заключалась в упорядочении порядка корчм и, для чего, наместники и должностные лица предложили регулировать эту проблему; поэтому корчмы, направленные на заботу о сельских жителей, планировали полностью уничтожить.
Государственное правительство преследовало корчемство не только в качестве противодействия незаконному изготовлению алкоголя, угрожающего монополии его, но и в силу его вредных воздействий на здоровье, нравственные нормы русского народа.
В начале ХХ века защита прав потребителей добилась заметного развития, что привело к возникновению понятия «потребитель». Потребителское право является комплексным направлением правовой практики, которое охватывает нормы различной отраслей гражданского, административного и юридического права, регулирующие отношения, касающиеся защиты и обеспечения удовлетворения морального, материального и иного права граждан.
В 1930-е годы западноевропейские страны начали создавать так называемые «лиги потребителей», которые, можно сказать, являются предвестниками современного потребительского объединения.
В прошлом и нынешнем эта организация продолжает оказывать влияние на производителей, продавцов продукции и сервисов.
"Лиги покупателей" в прошлом разработали определенные реестры, в которых входили добросовестные предприниматели, которые следили за определенными ценностями в отношении потребителей.
Это оказалось стимулом для иных торговцев, так как их бизнес-репутация, сформированная на основе политического мнения, непосредственно влияла на успешность и прибыль их предпринимательства. Впрочем, только давления общественного не хватило.
Фактическая потребность в государственном регулировании отношений по обслуживанию и удовлетворению потребностей граждан подтвердилась в выступлении Президента США Дж. Кеннеди в начале 60-х годов перед конгрессом.
Основная цель его доклада - упорядочить непосредственное взаимодействие сторон в сделке по защите прав потребителя.
С появлением первоначальных принципов были разработаны четыре ключевых принципа, которые становятся основой современной юрисдикции по защите потребительских прав:
1. Приоритетное право на безопасность - обеспечение обязательной гарантии безопасности для здоровья потребителей, здоровья окружающих. Товар не подлежит ущербу имуществу покупателя в условиях стандартного использования, хранения, транспортировки и утилизации в соответствии с стандартными условиями эксплуатации, хранения и транспортировки.
2. Право получения информации, которое обязывает потребителю предоставить достоверные и полные сведения о товарах. Также это включает право выбора, так как информация - ключевой фактор для правильного выбора.
3. Право выражения мнения гарантирует свободу слов, убеждений и выражений каждого пользователя. Также это означает право на поиск, получение и распространение информации и мыслей законными путями.
4. Право на благоприятную среду, дает каждому права на благоприятную среду, достоверные сведения о состоянии ее и компенсацию ущерба здоровью и собственности.
В основу этих принципов лежали многие международные и национальные законодательные акты, в том числе Конституция РФ и Всеобщая декларация прав человека РФ.
В 1970-е годы Европейская Комиссия создала Комитет по защите потребительских прав, в 1980-е годы Генеральная ассамблея ООН приняла «Основные принципы защиты потребительских прав».
Документы служили основой разработки законодательства потребителей большинства стран, в том числе следующих принципов:
- Право безопасности;
- Право высказывать мнение;
- Право предоставления информации;
- Право потребительского образования;
- Право удовлетворять основные потребности;
- Гарантия качества;
- Право компенсировать ущерб.
На тот момент защиту прав потребителей в России недостаточно развито. Нормы о принципах защиты потребителей содержались в основном в гражданском праве, особенно в ст. 246 ГК 1964 г. «Права потребителя при продаже ему ненадлежащей продукции» и ст. 364 ГК РФ «Права потребителя при нарушении договора с подрядчиком».
Однако классическая гражданская юрисдикция не была в полном объеме способна регулировать взаимоотношения, связанные с защитой морального, материального и иного ценного имущества граждан.
Это стало причиной изменения нормативных документов и приведения их к международным стандартам в этой области.
Первая веха законодательства, существовавшего до сих пор в Советском государстве, для решения вопросов правовой регламентации в области защиты потребительских прав стала разработкой проекта Закона СССР о качестве продукции, защите потребительских прав. Этот закон был отправным пунктом в реализации прав потребителей.
Впрочем, этот закон никогда не вступал в силу в связи с распадом Советского Союза. Однако в течение многих лет этот нормативный акт остался примером для стран-членов СНГ в разработке норм по защите прав потребителя.
В 1992 г. был принят Закон о защите потребительских прав, который позволил гражданам России осуществлять права, закрепленные в резолюциях Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций.
Принят Верховным советом РФ Закон о защите потребителей стал одной из первых законодательных актов для обеспечения гарантий безопасности прав граждан на приобретение безопасного и качественного товара.
В настоящее время в сфере защиты потребительских прав существует большое количество нормативно-правовых актов, в том числе законов и постановлений Правительства, регулирующих взаимоотношения потребителей и регулирующих широкий спектр правовых аспектов.
В 1961 году 15 марта проходит Всемирный День защиты потребителя. По представленным данным, можно предположить, что в законодательстве защиты прав потребителей уже прошел долгое развитие.
В начале ХХ века в странах США, Англии, других стран начали сформироваться лиги потребителей, являющиеся прототипами современного потребительского объединения, целью которого является развитие потребительского сообщества и воздействие на производителя и поставщиков товаров.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативно-правовые документы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14 – ФЗ (ред. от 28.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63 – ФЗ (ред. от 07.06.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
3.Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300 – 1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 140
4.Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996, N 49, ст. 5491
5.Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. 28.08.1995, N 35, ст. 3505
Специальная литература
6.Агафонова Н.Н., Белов В.Е., Солдатова В.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). - М.: Проспект, 2022. – 178 с.
7.Баранов С.Ю. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей. - М.: Статут, 2022. – 261 с.
8.Берзина, А. И. Охрана прав потребителей в современном гражданском праве // Молодой ученый. - 2020. - № 49 (339). - С. 180-181.
9.Галий, А. А. Специфика формирования законодательства о защите прав потребителей // Молодой ученый. - 2023. - № 22 (260). - С. 292-293.
10.Корнилов Э.Г. Гражданско – процессуальные проблемы защиты прав потребителей // Хозяйство и право. - 2023. - N 11. - С. 79 - 83
11.Корягин А.Е., Соколова И.Е. Права потребителей. - М.: Библиотечка Российской газеты, 2022. – 439 с.
12.Костоусова, А. Е. Особенности защиты прав потребителей // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 205-208.
13.Костоусова, А. Е. Права потребителя, гарантированные законодательством // Молодой ученый. - 2020. - № 5 (295). - С. 208-210.
14.Кусков, А. С. Потребительское право. Практикум : учебное пособие. - М.: Юрайт, 2023. - 309 с.
15.Усачева Е. А. Правовые проблемы квалификации лица в качестве потребителя // Мировой судья. - 2022. - № 2. - С. 27–31.
16.Чурочкина О. С. Эволюция развития института защиты прав потребителей в России (исторический и нормативно-правовой аспекты) // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2023. - № 4. - С. 22–26.
17.Шашкова Л. А. Права потребителей и их защита в РФ гражданско-правовыми средствами. – Ульяновск, 2022. – 211 c.
Судебная практика
18.Апелляционное определение Московского городского суда от 26.04.2022 по делу N 33 – 15324/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAMSMARB;n=1244 852 (дата обращения: 20.03.2024)
19.Апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2022 по делу N 33 – 40745/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1791240 (дата обращения: 20.03.2024)
20.Апелляционное определение Санкт – Петербургского городского суда от 18.01.2022 N 33 – 2124/2022 по делу N2 – 4779/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SARB;n=97465 (дата обращения: 20.03.2024)
21.Апелляционное определение Самарского областного суда от 22.05.2022 по делу N 33 – 5718/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1928436 (дата обращения: 20.03.2024)
22.Апелляционное определение Московского городского суда от 30.08.2022 по делу N 33 – 33625/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1616868 (дата обращения: 20.03.2024)
23.Апелляционное определение Челябинского областного суда от 25.04.2022 по делу N 11 – 5491/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1907315 (дата обращения: 20.03.2024)
24.Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2022 по делу N 33 – 11413/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAMSMARB&n=12 29394 (дата обращения: 20.03.2024)
25.Апелляционное определение Московского городского суда от 06.10.2022 N 33 – 39128/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=RAMSMARB&n=10 60370 (дата обращения: 20.03.2024)
26.Апелляционное определение Московского городского суда от 20.02.2022 по делу N 33 – 6135/2022 URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=RAMSMARB;n=1211 213 (дата обращения: 24.06.2022)
27.Постановление Верховного Суда РФ от 06.07.2022 N 307 – АД16 – 7457 по делу N А56 – 57628/2022 URL: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=481912 (дата обращения: 24.06.2022)