Фрагмент для ознакомления
2
Чтобы добиться более справедливого распределения национального дохода (валового внутреннего продукта), в начале двадцатого века все страны сформулировали политику перераспределения доходов, ядром которой является именно система социального обеспечения. Таким образом, социальное обеспечение, как системное явление, является прежде всего экономической категорией. В то же время политика перераспределения доходов населения через систему социального обеспечения реализуется государством путем создания правовых механизмов:
а) организационно-правовые средства реализации социального обеспечения;
б) способы установления соответствующих источников средств и их правовой статус;
в) система управления социальным обеспечением;
г) количество людей, получающих социальное обеспечение, виды гарантий и условия предоставления социального обеспечения; механизм защиты нарушенных прав.
Таким образом, социальное обеспечение как система является правовой категорией.
Социальное обеспечение - это система экономических и правовых мер, принимаемых государством для перераспределения ВВП путем предоставления материальной компенсации гражданам в случае возникновения социальных рисков, с целью сбалансирования их личных доходов и поддержания их полноценного социального статуса, а также перераспределения ВВП из определенных источников средств, строго контролируемых обществом и государством [10].
Некоторые ученые полагают, что социальное обеспечение - это система социальных отношений, формирующихся между гражданами и национальными органами власти, органами местного самоуправления и организациями для обеспечения получения гражданами источников финансирования на основе законодательства о здравоохранении, пенсиях, пособиях и других видах обеспечения. Однако для формирования социальных отношений необходимо выделять средства на социальное обеспечение через национальную систему экономических и правовых мер.
1.2.Структура социального обеспечения
Структура социальных отношений является сущностью структуры социального обеспечения. Социальное обеспечение включает в себя различные типы взаимосвязанных социальных отношений: экономические, социальные, политические и правовые.
Отношения социального обеспечения в рамках экономической части являются частью распределения. Как экономическая категория, социальное обеспечение определяет общие отношения, связанные с созданием, распределением, перераспределением и потреблением обобществленной части необходимых продуктов и оставшейся части.
Рациональные отношения являются частью социальных отношений. Органы социального обеспечения обеспечивают продуктами питания определенные категории граждан: людей, достигших пенсионного возраста, инвалидов, временно нетрудоспособных, семьи с детьми, безработных, людей с низким доходом и т.д. Социальные отношения основаны на экономических отношениях и подчиняются им.
С политической точки зрения социальное обеспечение отражает цели социальной политики страны в этой области. Из-за политической природы отношений в области социального обеспечения они непосредственно связаны с экономическими и социальными отношениями как часть структуры социального обеспечения. Экономические отношения являются наиболее важными в представительной структуре, а на политические отношения влияет механизм учета интересов.
Правовые отношения являются важной частью структуры социального обеспечения как системы коллективных отношений. Их важность проистекает из важности прав в достижении целей социального обеспечения. Основа правовых отношений в структуре социального обеспечения определяется экономическими, социальными и политическими отношениями. Правовое влияние на отношения в области социального обеспечения (экономические, социальные, политические) ограничено характером взаимоотношений между экономической, социальной, политической и правовой сферами.
Правовые и политические отношения в сфере социального обеспечения тесно взаимосвязаны. Социальная политика требует от государства использования большого объема средств. И наоборот, социальная политика не столько определяется правовыми нормами, сколько используется средствами массовой информации для достижения своих целей и содействия совершенствованию законодательства.
Изучение структуры системы социального обеспечения требует предварительного разъяснения концепции системы. Из предыдущих статей можно сделать вывод, что компоненты системы включают фонды, охранные агентства, виды обеспечения, права или, точнее, ту часть, которая включает надзор за социальным обеспечением, и механизм обеспечения этой безопасности. Это позволяет определить систему социального обеспечения как взаимосвязанный источник денежных средств, охранные агентства, ведомства и институции, виды безопасности и системы, которые контролируют юридические действия [7].
Компонентами системы являются ее части (государственные и негосударственные) и подсистемы (финансирование, управление, субъект обеспечения, тип обеспечения, закон), которые направлены на реализацию прав граждан в области социального обеспечения. Каждый из них сформировал относительно независимую систему со своим внутренним составом. В то же время все они активно взаимодействуют, благодаря чему происходит нормальная работа всей системы.
Финансирование подсистемы государственного финансирования основано на двух методах финансирования (правовых и организационных формах): обязательном социальном страховании и бюджетном финансировании.
Обязательное социальное страхование включает:
1) Медицинское страхование;
2) Пенсионное страхование;
3) Страхование на случай временной нетрудоспособности;
4) Страхование по беременности и родам;
5) Страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена семьи;
6) Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Застрахованный и застрахованное лицо участвуют в сфере обязательного социального страхования. Застрахованным лицом является гражданин Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, самозанятые лица, имеющие работу, и другие граждане, если того требует законодательство. В Российской Федерации предусмотрено, что за них уплачиваются страховые взносы или за них в рамках обязательного социального страхования.
Застрахованными здесь являются организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с федеральными нормативными актами по отдельным видам обязательного социального страхования. В некоторых случаях страховыми компаниями могут быть административные и местные органы власти. Некоммерческие организации создавались как страховые компании, которые были созданы для гарантии прав застрахованного в случае наступления страхового случая [5].
Управление социальным обеспечением организаций работодателей, организаций медицинского страхования и негосударственных пенсионных фондов осуществляется их директорами и специально созданными структурными подразделениями.
Основная подсистема, обеспечивающая национальную часть системы социального обеспечения, охватывает практически все население страны. Некоторые граждане застрахованы, в то время как другие застрахованы за счет бюджетных средств (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации). Некоторые группы граждан могут получить страховку через фонды обязательного социального страхования и бюджетные источники (федеральные судьи, государственные служащие, прокуроры и т.д.) [9].
Подсистемы организаций, получающих поддержку от государства, включают жителей определенных муниципалитетов, сотрудников определенных организаций, граждан, которые установили отношения по добровольному дополнительному медицинскому страхованию, и негосударственные пенсии. Как правило, при этом они могут получать помощь за счет средств обязательного социального страхования, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подсистема гарантийных ставок национальной части системы социального обеспечения Российской Федерации представлена денежными выплатами, натуральными ставками и системами обслуживания. Она состоит из комбинации схожих и однотипных типов блоков обеспечения и может рассматриваться как относительно самостоятельная система: пенсионные, денежные и компенсационные выплаты; медицинская помощь; социальные услуги; социальная поддержка; государственная социальная помощь; каждая система дополнительных видов социальной поддержки может быть подразделена на подсистемы.
Видами негосударственного социального обеспечения являются муниципальные пенсии (доплата к пенсиям), меры социальной поддержки, корпоративные пенсии, дополнительные медицинские услуги, негосударственные пенсии и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 01.10.2019, с изм. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях».
4. Федеральный закон «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» от 03.06.2009 № 101-ФЗ.
5. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О негосударственных пенсионных фондах».
6. Акатнова М. И., Коломоец Е. Е., Морозов П. Е. Актуальные вопросы правового регулирования труда и социального обеспечения государственных служащих.. – М: Проспект, 2022. - 416 с.
7. Антипьева Н. В. Единство и дифференциация в праве социального обеспечения. – М: Проспект, 2022. - 238 с.
8. .Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. – М: Проспект, 2020. - 184 с.
9. Буянова, М. Право социального обеспечения в медицинской сфере. - М.: КноРус медиа, 2020. - 829 c.
10. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. Учебник. - М.: КноРус, 2022. - 152 c.
11. Добромыслов, К. В. Социальное обеспечение в России. - М.: Книжный мир, 2021. - 416 c.
12. .Евдокимова, Т. В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе// Молодой ученый. — 2020. — № 12 (92). — С. 993-995.
13. Захарова Н. А., Горшков А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие. – М: Наука, 2020. – 574 с.
14. Каспарьянц Н. М., Косенко С. Г. Государственное социальное обеспечение в России: пути становления и перспективы развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № S16. – С. 26–34.
15. Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения в России. – М: Юрайт, 2022. - 188 с.
16. Никонов, Д.А. Социального обеспечение и его роль. – М.: СИНТЕГ, 2020. - 608 c.
17. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения и его структура – М: Проспект, 2020. 480 с.