Фрагмент для ознакомления
2
Все федеральные законы, которые были приняты Государственной Думой РФ, в течение 5 дней должны быть переданы для рассмотрения в Совет Федерации, который изучает законопроект и проводит голосование (ст. 103 Регламента).
Федеральные законы, связанные с принятием федерального бюджета, налогообложением, международными договорами, вопросы войны и мира, защиты государственный границ, а также законопроекты, связанные с валютным и таможенным регулирование подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации РФ. Об этом говорится в ст.106 Конституции РФ.
Поступивший из Государственной Думы РФ закон совместно со стенограммой и иными материалами подлежит направлению членам Совета Федерации, а также специально назначенному руководством Совета Федерации РФ ответственному комитету. Члены Совета Федерации РФ организовывают обсуждение проекта закона, который был принят Государственной Думой РФ, в субъектах Российской Федерации и, в случае наличия замечаний, передают их в специальный комитет.
Комитет их исследует и определяет в заключении, должен ли закон в обязательном порядке рассматриваться в Совете Федерации. В том случае, если закон должен быть в обязательном порядке рассмотрен, то комитет принимает решение: рекомендовать Совету Федерации РФ не выносить на заседание либо рекомендовать вынести на заседание.
В том случае, если будет принято решение об одобрении законопроекта Советом Федерации РФ либо рассмотрение его на заседании Совета Федерации РФ, то процедура по большей части сходна той, что имеет место в Государственной Думе РФ, хотя и существуют значительные отличия. Первоначально на заседании Совета Федерации выступает докладчик комитета, потом происходит обсуждение законопроекта и дальнейшее голосование. Для одобрения требуется большинство голосов от общего количество членов Совета Федерации РФ. Принятый Советом Федерации законопроект отправляется для подписания Президенту Российской Федерации.
Некоторые характерные признаки существуют при исследовании в Совете Федерации РФ федерального конституционного закона (для его одобрения требуется ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ), а также закона о внесении поправок в Конституцию РФ. Законопроект о поправках также должен приниматься общим числом не менее ¾ голосов от общего числа членов Совета Федерации. После этого Совет Федерации РФ уведомляет субъекты России о принятии закона о поправке к Конституции РФ и в течение 5 дней текст закона отправляется органам законодательной власти субъектов РФ.
Повторное рассмотрение проекта закона Государственной Думой РФ, отклоненным Советом Федерации РФ – это стадия законодательного процесса, которая связана с преодолением образовавшихся между палатами Федерального Собрания РФ разногласий в связи с принятым федеральным законом.
При отклонении Советом Федерации РФ федерального закона палаты могут сформировать согласительную комиссию для того, чтобы преодолеть образовавшиеся разногласия, после чего закон должен быть повторно исследован Государственной Думой РФ.
В том случае, если федеральный закон был отклонен Советом Федерации РФ, он передается Государственной Думой на заключение специального ответственного комитета. По результатам исследования федерального закона данный комитет вносит на изучение Государственной Думы РФ проект постановления, где может рекомендовать Государственной Думе РФ одно из следующих решений:
1) снять федеральный закон с последующего исследования Государственной Думой РФ по причине отклонения его Советом Федерации РФ;
2) сформировать по предложению или с предварительного согласия Совета Федерации РФ согласительную комиссию на основе паритета для того, чтобы преодолеть возникшие разногласия по федеральному закону;
3) принять федеральный закон в редакции, которая ранее была предложена Государственной Думой РФ.
Закон, который был принят Государственной Думой РФ в редакции, предложенной согласительной комиссией, должен быть оформлен вместе с Аппаратом Государственной Думы РФ и в течение 5 дней отправляется на исследование Совета Федерации РФ с приложение всех необходимых материалов.
В том случае, если федеральный закон в редакции, предложенной согласительной комиссией, не набрал необходимого количества голосов, то председатель во время заседания Государственной Думы РФ ставит вопрос о принятии федерального закона в редакции, которая ранее была предложена Государственной Думой РФ. Федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой РФ редакции признается принятым в том случае, если за его принятие отдали свои голоса не меньше 2/3 от общего количества депутатов Государственной Думы РФ.
Федеральный закон, принятый повторно Государственной Думой РФ, отправляется Председателем Государственной Думы РФ в течение пяти дней Президенту РФ для подписания и последующего обнародования. Председатель Государственной Думы РФ уведомляет Председателя Совета Федерации о направлении этого федерального закона Президенту РФ.
В том случае, если предложение ответственного комитета о принятии федерального закона, который ранее был отклонен Советом Федерации РФ, не набрал необходимого количества голосов, то он признается отклоненным и не подлежит дальнейшему исследованию. Итоги проведенного голосования должны быть оформлены Постановлением Государственной Думы РФ.
2.3. Особенности форм участия Президента РФ в законодательном процессе
Одним из конституционных полномочий Президент РФ является право законодательной инициативы по любым вопросам. К его полномочиям относится инициирование принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов, а также законов о внесении изменений в Конституцию РФ. Именно посредством законодательной инициативы во многом реализуется право Президента РФ определять основные направления внутренней и внешней политики (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
3. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 29.05.2023) О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 45, 26.02.2014
4. Федеральный закон от 22.12.2020 N 439-ФЗ (ред. от 29.05.2023) О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Российская газета, N 293, 28.12.2020
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 20.02.2024) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 28.07.2023) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газете от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Алабин П.А. Стадии законодательного процесса в России: вопросы классификации // Журнал «Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений». - 2021. - С. 33-34.
8. Бендюрина С. В. Конституционное право России: учебник для бакалавров / С. В. Бендюрина, М. В. Гончаров, Д. М. Евстифеев ; отв. ред. А. Н. Кокотов, М. С. Саликов. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2022. - 448 с.
9. Бишенова М.М., Ширитов А.Б. Понятие законодательного процесса // Журнал «Вестник экспертного совета». - 2020. - № 4 (23). - С. 70-75.
10. Гацолаева А.Х., Прокопенко Р.Е. Конституционно-правовые основы участия Президента РФ в законодательном процессе // Евразийский юридический журнал. - 2022. - № 7 (170). - С. 108-111.
11. Горбатовский С.К. Принципы законодательного процесса // Журнал «Наука в современном мире». -2021. – С.424-427
12. Золотухина Т.А. О роли Президента РФ в законотворческом процессе // Евразийский юридический журнал. -2022. - № 2 (165). - С. 65-68.
13. Зуев О.Е., Бахлов И.В. Российские парламентаризм после конституционной реформы 2020 года // Журнал «Социально-политические науки». - 2023. - Т. 13. - № 4. - С. 74-79.
14. Иналкаева К.С. Заключительная стадия законодательного процесса // Наука России: цели и задачи. Сборник научных статей. - 2019. - С. 22-23.
15. Кашапов В.Р., Кузнецов И.А. Законодательный процесс: понятие, участники // Журнал «Столица науки». - 2020. - № 6 (23). - С. 173-177.
16. Лошкарев И.О., Лаврентьева М.С. Сущность и принципы законодательного процесса в РФ // Частное и публичное право. Инновационные подходы в современной юридической науке. Сборник научных статей. – 2019. – С. 132-135
17. Меньшов В. Л. Конституционное право России: учебник / В. Л. Меньшов. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 206 с.
18. Нестеров М.Д. Понятие и стадии законотворчества: законодательный процесс // Актуальные вопросы государственного управления в цифровой трансформации. Сборник научных статей. - 2022. - С. 84-85
19. Норвин В.Н. Понятие и основные стадии законодательного процесса // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2023.- № 99-3. - С. 112-115.
20. Нудненко Л. А. Конституционное право России: учебник для вузов / Л. А. Нудненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 531 с.
21. Панков В.А. Понятие законодательного процесса в отечественной юридической мысли // Журнал «Скиф. Вопросы студенческой науки». - 2020. - № 9 (49). - С. 135-140.
22. Рамазанов Т.Р. К вопросу о принципах федерального законодательного процесса // Юриспруденция в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник научных статей. -2021. – С.22-24
23. Стрекозов В. Г. Конституционное право России : учебник для вузов / В. Г. Стрекозов. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 282 с.
24. Ханеев Д.Ф. О проблемах функционирования парламентаризма в РФ // Журнал «Матрица научного познания». - 2021. - № 12-2. - С. 275-280.
25. Чубакова Н.В., Соболь У.И. Особенности правового регулирования участия Президента РФ в законодательном процессе // Журнал «Молодой ученый». - 2021. - № 10 (352). - С. 135-139.