Фрагмент для ознакомления
2
С момента зарождения и становления христианства вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства был связан. В последние две тысячи лет характер этих отношений часто ограничивался желанием соревноваться за власть и взаимное подчинение, что заставляло задуматься о целесообразности теократии или, наоборот, полного подчинения церкви государству.
На разных этапах истории объединенной Италии вопрос разграничения полномочий церкви и государства приобретал особую остроту. Отказ от папской модели во время объединения страны потребовал пересмотра принципов взаимоотношений церкви и государства во вновь созданном королевстве. В то же время враждебная тактика нейтралитета в конце 19 - начале 20 вв. и перемирие, заключенное в феврале 1929 г. Подписание латеранских соглашений между Ватиканом и правительством фашистской Италии было столь же далеко от идеальной модели сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества двух институтов, сформулированной итальянскими либералами в девятнадцатом веке.
Второй Ватиканский собор с 1962 по 1965 год подтвердил принцип «автономии и независимости церкви и государства», который был закреплен в Конституции Итальянской Республики после Второй мировой войны. Однако автономия не означает изоляции: общей платформой для сотрудничества сегодня являются интересы народа, которым должны служить как церковь, так и государство. Признавая право человека на свободу выбора, включая «свободу вероисповедания», католическая церковь выразила открытое и готовое к диалогу отношение.
Однако возрождение католицизма, даже с учетом роста активности мирян, не привело к христианизации общества. Парадоксально, но статистика говорит о "возрождении", даже о возвращении язычества, то есть поклонении новым идолам. Эксперты, в том числе богословы, опасаются, что под руководством современного мира, который «подражает» и адаптируется, Церковь может превратиться в «светскую» народную церковь, служащую современному государству.
Поэтому представляется важным изучить теоретические и практические основы различных моделей государственно-церковных отношений с учетом конкретных исторических условий. Интерес к либеральной модели этих отношений и их ценностям определяется логикой развития самого правового государства.
Степень разработанности. Тема исследования находит свое отражение в таких работах, как: Тарле Е.В. «История Италии в средние века», Лозинский «История папства», «Всеобщая история государства и права», под ред. В.А. Томсинова.
Цель исследования: провести историко-правовой анализ церкви в политической системе Италии.
Задачи исследования:
рассмотреть возвышение папства и становление римской католической церкви в Средние века, в Западной Европе;
определить роль католической церкви в 19 веке в Италии;
рассмотреть римскую церковь при Муссолини;
исследовать институт папства сегодня.
Объект исследования – Церковь в Италии.
Предмет исследования – особенности становления и проблемы развития института церкви в политической системе Италии.
Методы исследования: анализ, синтез.
Теоретическая основа исследования представлена материалами учебной и научной литературы, используемой автором в процессе написания работы.
В структуру работы входит введение, четыре раздела, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы; определены цель и задачи, предмет и объект исследования, представлена краткая характеристика структуры работы. В основной части, состоящей из четырех разделов, раскрывается содержание темы работы, выделены и проанализированы проблемные аспекты темы. В заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы. Список использованных источников представляет собой перечень печатных источников и иных ресурсов, которыми руководствовался автор при проведении исследования.
1. Возвышение папства и становление римской католической церкви в Средние века, в Западной Европе
После окончательного разрыва с православной церковью Католическая Церковь достигла догматического единства; долгое время народные ереси против церковной иерархии основывались на различных течениях, отходящих от официальной церковной доктрины. Укрепление единства Церкви-вопрос не религиозный, а церковно-административный. Папа Римский стал гарантом единства Католической Церкви. Ссылаясь на высший авторитет доктрины из-за догмы, Папа Римский также хочет обеспечить свою высшую исключительность в области церковного управления. Его цель-установление централизованной абсолютистской церковной власти, чему препятствовало частичное государственно-церковное деление европейских феодальных стран, укрепившееся в XI веке, и их центральная (римская) власть .
Очевидно, что правители отдельных стран пытались укрепить свою власть, опираясь на свою растущую национальную церковь, поэтому они не были заинтересованы в дальнейшем укреплении авторитета центральной церкви. В то же время разделение на национальные церкви поставило эти церкви - и восточные церкви - под угрозу независимости в доктринальных вопросах, что привело к ликвидации христианского универсализма. Поэтому, борясь за верховного папу, раз светские власти обязаны назначать (наделять) правом высшего духовенства, это прерогатива правителя, руководствующегося не только желанием достичь этой ограниченной цели. В то же время высшее духовенство зависело от своих светских правителей и поэтому было вынуждено служить церковно-административным и церковно-политическим целям страны. Этой ситуации можно избежать, только соблюдая интересы вселенской Церкви, воплощенные в верховной власти Папы Римского в результате централизованного правления. Таким образом, единство церкви гарантировано.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVI.: Дис..канд. ист.; паук. Челябинск, 2004. - 229 с.
2. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. 2. Европа 5 — 17 вв. М. 1999.
3. Бердпиков И.С. Краткий курс церковного права Православной Греко-российской Церкви, с указанием главнейших особенностей католического и протестантского церковного права. - Казань: тип. Императорского Университета, 1888. - 468 с.
4. Берман Г. Западная традиция права. Эпоха формирования. М. 1994.
5. Булавина М.А. Положение Римской католической Церкви в России. Ставрополь, 2005, 197 с.
6. Варьямс М.Ю. Краткий курс церковного права: Учебное пособие. - М.: МЗ-Пресс, 2001. - 127 с.
7. Великович Л.Н.Чёрная гвардия Ватикана. М., 1985.
8. Всеобщая история государства и права. Учебник. В 2 т. Под ред. В.А. Томсинова.
9. Задворпый В. Юдин А. История Католической церкви в России. Краткий очерк. - М.: Колледж католической теологии, 2005. 102 с.
10. История Римско-католической Церкви в Российской империи (XV11I-XX вв.) в документах Российского государственного исторического архива. - Ч. 1. Спб., 2009. - 289 с.
11. Как Католическая церковь создала западную цивилизацию / Томас Вудс; пер. с англ. В. Кошкина. — М.: ИРИСЭН, Мысль, 2010. 280 с.
12. Католическая энциклопедия. М.: Изд-во Францисканцев, 2002. - Т. 1: А-3
13. Католичество / Автор-сост. А.А. Грицапов. Ми.: Книжный Дом, 2006. -384 с. - (Религии мира).
14. Лиценбергер О.А. Римско-католическая Церковь в России: история и правовое положение. Саратов, 2001. – 384 с
15. Мчедлов М.П. Католицизм. М., Политиздат, 1970. – 271 с.
16. Новая история стран Европы и Америки. В 2 т. Под ред. Е.Е. Юровской и И.М. Кривогуза. М. Высшая школа. 1998
17. Скальфи Р. Краткая история Католической Церкви / Р. Скальфи — НПКЦ «Духовная библиотека», 2018 – 220 с.
18. Тарле Е.В. История Италии в средние века. М. 2003.