Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир» 6
1.1. Анализ понятия ценностное отношение младших школьников 6
к здоровому образу жизни в условиях реализации ФГОС НОО 6
1.2. Средства и способы формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир» 15
Выводы по I главе 19
Глава II. Методические аспекты формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир» 20
2.1. Организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир» 20
2.2. Методические рекомендации по формированию ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир» 23
Выводы по II главе 25
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Одной из основных задач любой образовательной организации является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, поскольку от психического и физического здоровья людей зависит благополучие общества в целом.
Формирование у детей понимания ценности здоровья, о здоровом образе жизни является сегодня актуальным, поскольку именно младший школьный возраст является ведущим в развитии понимания субъекта, что такое здоровый образ жизни.
Сегодня проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. За время обучения в начальной школе у многих школьников существенно снижаются показатели здоровья. В качестве основных причин специалисты называют недостаток физической активности, большую перегрузку детей и общую организацию обучения.
Источниками отрицательного воздействия на здоровье младших школьников являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс.
Сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных стратегических задач нашего государства. Это регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:
- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье – это первая и наиважнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности в целом. Именно по этой причине взрослым необходимо формировать у младших школьников ценностное отношение к здоровому образу жизни как в рамках урочного времени, так и в рамках внеурочной деятельности.
С раннего возраста субъекту необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаливанием, соблюдать правила личной гигиены и добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли ученика.
Цель работы: изучение и обоснование необходимости формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Предмет исследования: средства и способы формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Задачи:
1. Провести анализ понятия ценностное отношение младших школьников к здоровому образу жизни в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить средства и способы формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир».
3. Описать организационно-педагогические условия формирования ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир».
4. Предложить методические рекомендации по формированию ценностного отношения младших школьников к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир».
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава I. Теоретические основы формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе изучения курса «Окружающий мир»
1.1. Анализ понятия ценностное отношение младших школьников
к здоровому образу жизни в условиях реализации ФГОС НОО
Отношение ребёнка к собственному здоровью напрямую зависит от понимания этого понятия, в силу его возраста. Основными средствами формирования здорового образа жизни детей в образовательной организации являются развитие культурно-гигиенических навыков, организация рационального режима дня, развитие и организация здорового и правильного питания, психоэмоциональный комфорт, закаливание организма, рациональная двигательная активность и работа по профилактике и снижению заболеваемости детей.
Основы здорового образа жизни детей младшего школьного возраста определяются наличием у них соответствующих знаний и представлений об элементах здорового образа жизни. Так же важно сформировать у детей все те необходимые умения и компетенции, которые присущи имеющимся у них знаний. Взрослым необходимо реализовать всё это в повседневной жизни младших школьников, причём доступными для каждого ребенка способами [14].
Проблемы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни описывали в своих трудах исследователи И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др. Считается, что эта проблема в практический части реализации процессов разработана недостаточно. Т.А. Некрасова считает, что понятие здоровье трактуется как состояние равновесия между требованиями среды и силами организма.
Основатель валеологии автор И.И. Брехман отмечает, что здоровье – это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. А.Г. Щедрина определяет здоровье как целостное динамическое состояние, включая его позитивные и негативные показатели. Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, само здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
С ним созвучно определение ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. В определении выделены все основные компоненты понятия здоровья, что и будет взято за основу в настоящей работе. Сегодня выделяют следующие компоненты здоровья:
1. Соматическое.
2. Физическое.
3. Психическое.
4. Нравственное.
Под соматическим здоровьем понимают текущее состояние систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Под физическим здоровьем понимают уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Можно сказать, что основой физического здоровья являются морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов [12].
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта субъекта. Под нравственным здоровьем понимают комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.
Различают здоровье индивидуальное и здоровье населения как статистическое понятие. Содержание здоровья определяется как состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и условиями постоянно меняющейся среды [15].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Л.А. Использование здоровьесберегающих технологий
в образовании [Текст] / Л.А. Акимова. - Оренбург: ОГПУ, 2016 - 158 с.
2. Аскерова, М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий
в начальной школе [Текст] / М.Н. Аскерова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. - No3. – С. 120 – 123.
3. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле
жизни [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практикафизической культуры. – 2018 - No 4 - С. 3-5.
4. Болонина, В.В. Использование здоровьесберегающих технологий
в работе педагога в условиях интегрированного обучения. Методические
рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений,
родителей [Текст] / Сост. В.В. Болонина.– Новокуйбышевск: Ресурсный центр, 2018. - 96 с.
5. Булатова, С.Р. Основные задачи в начальной школе по
здоровьесбережению детей [Текст] / С.Р. Булатова - Таврический научный
обозреватель. – 2016. - No1. – С. 116 – 120.
6. Вахитова, Г.Х. Теория и практика здоровьесбережения в
современной начальной школе [Текст] / Г.Х. Вагитова, И. В. Поздеева // Вестник Томского 49 государственного педагогического университета. – 2013. - No12(140). – с. 194 – 196.
7. Вдовина, Л.Н. Здоровое питание – залог качества жизни и
долголетия [Текст] / Л. Н. Вдовина // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – No 1. – С. 40-42.
8. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] - URL: http://www.who.int/suggеstions/fаq/ru/ (дата обращения 25.03.2024).
9. Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание
школьников [Текст] / Теория и практика физической культуры. – 2011. - No 8. – с. 9 – 17.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная дятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя[Текст] /Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223 с.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов [Электронный ресурс] - URL:http://www.twirpx.com/filе/885221/ (дата обращения 25.03.2024).
12. Емельянова, Т. В. Условия формирования здорового образа жизни
у младших школьников [Текст] / Т. В. Кмельянова // Научный альманах. - 2015. – No 10-2 (12). - С. 170-174.
13. Корнилко, И. А. Методика организации внеклассной работы по
формированию здорового образа жизни младших школьников [Текст] / И. А.
Корнилко, И. Ю. Дружкова, Н. М. Утебаев // Вестник гуманитарного
научного образования. - 2011. - No 1. - С. 27-29.
14. Королькова, Л. Г. Опыт образовательного учреждения по
созданию здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. Г. Королькова, О. А. Чернова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - Т. 9. - No 1. - С. 272-274.
15. Кофанова, Л.В. Дидактические основы организации здоровьесберегающей деятельности учащихся в образовательном
пространстве современной школы [Текст] / Л.В. Кофанова. – Ростов-н/Д. - 2014. – 190 с.
16. Кофанова, Л.В. Опыт здоровьесбережения обучающихся в
современной школе [Текст] / Л.В. Кофанова // Материалы Международной
научнопрактической конференции «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд
в будущее». Ростов-на-Дону. – 2013. - С. 125 - 134.
17. Кофанова, Л.В. Проблемы здоровьесбержения учащихся в теории
и практике современного образования [Текст] / Л.В. Кофанова -
Научнообразовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное
измерение. - 2013. - No3 (27). - С. 66 - 73.
18. Кофанова, Л.В. Формирование ценностного отношения учащихся
к здоровью в здоровьесберегающем образовательном пространстве
образовательного учреждения [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. – 2011. - No3 (18). - С. 126 - 131.
19. Кузнецова, И. В. Формирование валеологической культуры детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности [Текст] / И. В. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - No 10. - С. 68-77.
20. Курбатова, А. С. Формирование здорового образа жизни младших
школьников в рамках реализации ФГОСС НОО [Текст] / А. С. Курбатова, Г. Н. Шкода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - No 6-0. - С. 552.
21. Лизунова, Е. В. Внеклассная работа как способ формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного
возраста [Текст] / Е. В. Лизунова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - No 1(10). – С. 30-33.
22. Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в начальной
школе [Текст] / М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. - No1. – С.14 – 17.
23. Тихомирова, Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в
инклюзивном образовании [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева. - Ярославский педагогический вестник. – 2017. - No3. – С. 82 – 85.
24. Фролова, И.Е. Формирование потребности младших школьников
в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность / И.Е. 53
Фролова, Л.А. Левина [Электронный ресурс] – URL:
http://consеducеntеr.ru/indеx.php/pеdаgogchtеnyа/111-2mos/292-frolovа-lеvinа (дата обращения 25.03.2024).
25. Хасанова, Т.З. Формирование здорового образа жизни у младших
школьников / Т.З. Хасанова, Е.В. Головнева [Электронный ресурс] – URL:
https://www.sciеncеforum.ru/2015/965/15200 (дата обращения 25.03.2024).
26. Хаустова, В.Н. Формирование у школьников представлений о
здоровом образе жизни [Текст] / В.Н. Хаустова, С.А. Овсянникова, А.А.
Лукьянченко, И.В. Бондаренко - Педагогическое мастерство: материалы IV
Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -
С. 149 - 151.
27. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в
начальной школе [Текст] / Т.С. Ячменникова. - Муниципальное образование:
инновации и эксперимент. – 2011. - No5. – С. 66 – 71.