- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью.
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Общая психология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью."?28 страниц
17 источников
Добавлена 02.07.2024 Опубликовано: studservis
2615 ₽
5230 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические аспекты взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью………………………………………………………
1.1 Агрессивность, как психологический феномен……………………. 6
1.2 Понятия тревожности в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………….. 13
Выводы по первой главе…………………………………………………… 18
2 Экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью………………………………….
2.1 Диагностика взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью……………………………………………………….. 19
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью у детей младшего школьного возраста…………………………………………………... 20
Выводы по второй главе……………………………………………………. 27
Заключение…………………………………………………………………. 29
Список используемой литературы……………………………………… 30
Приложения………………………………………………………………... 32
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Сегодня агрессивные высказывания и поведение являются одной из самых серьезных социальных проблем нашего общества. Ведь в какой бы форме оно ни проявлялось, оно несет в себе ущерб и вред другим живым существам. С древних времен этому явлению уделялось большое внимание, и сегодня оно является предметом многочисленных научных исследований. Поэтому изучение агрессии и тревожности особенно актуально для этого возраста, когда эта черта характера уже находится на стадии развития и возможно своевременное коррекционное лечение.
Перед психологами стоит задача изучить механизмы и методы, которые активизируют внутренние резервные возможности личности, способствуют сохранению и укреплению психического здоровья и снижению уровня агрессии и тревожности личности. Такие феномены, как тревожность и агрессия, привлекают внимание исследователей в различных областях.
В науке этим вопросом занимались А. Бандура, А. Басс, Р. Барон, А. Берковиц, Г. Колнат, Д. Лехан Ричардсон, К. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм и другие, но и в психологической литературе, где рассматривается коррекция агрессии и тревожности у детей и формирование конструктивных поведенческих навыков [3]. По данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наблюдается достаточно устойчивый рост числа тревожных и агрессивных людей.
Проблема агрессивного поведения является предметом исследования таких отечественных ученых, как С.Л. Колосова, Т.Г. Румянцева, Т.В. Драгунова, Л.М. Семенюк, Н.Ф. Тарицина, Е.О. Смирнова, С.Ю. Чижова, И.А. Хурманов.
На сегодняшний день участившиеся жалобы на развитие агрессии у детей являются одним из самых распространенных явлений среди родителей и педагогов.
Проблема тревожности и агрессии является одной из наиболее серьезных проблем современной психологии. В последние десятилетия значительный рост подростковой преступности, антисоциального поведения, агрессии, тревожности и ригидности среди детей и подростков вызывает серьезную озабоченность общества.
Причем число детей, демонстрирующих такое поведение, стремительно растет. Противоречие между необходимостью и недостаточностью теоретических и практических знаний в этой области обусловило выбор темы данного исследования: "Экспериментальное исследование взаимосвязи тревожности и агрессии".
Цель исследования: изучить взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью
Объект исследования: соотношение личности тревожности и агрессивности
Предмет исследования: экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить на основе анализа психолого-педагогической литературы понятие агрессии как психологический феномен
2. Рассмотреть понятие тревожности в психолого-педагогической литературе
3. Провести экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью
Для решения поставленных задач работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы) эмпирические (методики диагностики агрессивности и тревожности детей младшего школьного возраста: «Кактус» (М.А. Панфилова); опросник «Агрессивное поведение» (П.А. Ковалева) детский вариант; «Опросник школьной тревожности Филипса»; «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан)), беседа с учителем, изучение и анализ планов учебной работы и наблюдение за деятельностью педагогов; методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, представленные в виде диаграмм и таблиц).
Экспериментальной базой исследования являлось МБОУ «СОШ №16» Пензенской области г. Кузнецк.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в работе психологов, занимающихся возрастной и детской психологией, в профилактике и коррекции тревожных и агрессивных детей.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, 4 приложений.
1 Теоретические аспекты взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью
1.1 Агрессивность, как психологический феномен
Современный этап развития человеческого общества показывает, что те социальные проблемы, которые существуют, они оказывают достаточно серьезное воздействие на само общество. Особо выделяется проблема, которая связана с агрессией. Современная психология под агрессивным поведением подразумевает – активное воздействие одного субъекта общества на другого субъекта общества, с проявляющимся ущербом как психического, так и физического здоровья того, против кого направлена данная агрессия. Также существует понятие «агрессивная активность», которая, прежде всего, считается проявлением поведения человека [5, с. 59].
Причины возникновения агрессии кроются в возникающих у человека элементов деструктивного поведения, формирующиеся и накопившиеся негативные эмоции и имеющиеся отрицательные мотивы.
Само понятие «агрессия» имеет значительный перечень определений, которые возможно разделить на 2 категории:
1. Агрессия является сформировавшейся моделью поведения человека. Здесь стоит отметить имеющиеся негативные эмоции у человека, такие как: ненависть, гнев, а также имеющиеся у человека мотивы, которые в побуждают человека к унижению, оскорблениям. Исследователь Чижов С.Ю. говорит о том, что агрессия – это своеобразная форма поведения, которая противопоставляет себя установившиеся нормы поведения и наносят человеку физический ущерб, а также формирует у человека стрессовые состояния, которые негативно оказывают влияние на человека [11, с. 139].
2.Агресси является продуманным и целенаправленным поведением человека. Это означает, что агрессия выражается в преднамеренном действии человека, который совершает акты агрессии и своей конечной целью считает, что необходимо нанести как можно больший ущерб стороне, против которой данная агрессия направлена.
В современной науке понятие агрессии дополняются, так как исследования по данной теме продолжаются. Исследователь Фромм Э. в своих трудах под агрессией понимает самозащиту человека, которая стала выработанной реакцией человека на проявление угрозы со стороны другого человека. Отмечает, что агрессия может оказываться не только на физические и одушевленные субъекты, но и акты агрессии возможны и к неодушевленным субъектам. В этом ключе рассуждает исследователь Аллан Ф., который говорит о том, что агрессия – это зародившаяся внутри человека сила, которая позволяет ему бороться с внешними силами [2, с.74].
Исследователь Берковиц Л. говорит о том, что агрессия – это ни что иное как способ человека к самоутверждению, а Уилсон Э. говорит о том, что агрессия – это способ ограничения свободы одного человека другим человеком [5, с.102].
Исследователь Бандур А., говорит о том, что агрессия – это не только намеренная реакция одного человека на причиненный вред со стороны другого человека. Аронсон Э. в своих трудах говорит, что агрессия – это намеренное причинение ущерба другому человеку. Модигинский Ю.Б. также склонен утверждать о том, что агрессия – это ни что иное как целенаправленное причинение вреда физическому и психологическому здоровью другому человеку.
В современной психологии сформировалось мнение о том, что агрессия – это поведение, которое выражено в злобе, агрессии, доминировании, которое может выражаться в различных деструктивных элементах и приводить к у убийствам и самоубийствам.
Стоит отметить, что агрессия имеет свою конечную цель, выражение и проявление в различных видах поведения человека. Также агрессия является определенным средством достижения целей, которые перед собой поставил человек с такой формой поведения.
В настоящее время существует три подхода к объяснению причин агрессии. Основателем первой теории гравитации был Зигмунд Фрейд. Он считал агрессию по сути инстинктивной и неизбежной; возникновение и дальнейшее развитие агрессии у З. Фрейда связано со стадиями развития ребенка. Новый подход предлагают работы К. Лоренца, который считает, что агрессия возникает прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у человека, как и у других организмов [16, с. 184].
В теории фрустрации, выдвинутой Д. Доллардом, считается, что агрессивные установки существуют у человека, как и у других организмов; в теории фрустрации, выдвинутой Доллардом, агрессивные установки рассматриваются как ситуативный, или эволюционный, процесс. В ее основе лежит идея о том, что агрессивные установки являются ситуативными, то есть эволюционными, процессами. Главный принцип этой теории заключается в том, что агрессия всегда приводит к той или иной форме агрессии, а агрессия всегда является следствием агрессии. Согласно теории социального научения, агрессия - это поведение, усвоенное в процессе социализации, путем наблюдения за соответствующим поведением и получения социального подкрепления. Чтобы рассмотреть вопрос о детской агрессии у подростков, давайте сначала объясним, что представляет собой общее понятие агрессии, ее структуру и природу [10, с. 59].
Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают, что агрессия - это поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другим организмам, которые имеют все основания избегать такого поведения, независимо от формы, в которой оно проявляется. Комплексное определение включает в себя следующее [3, p.124]:
- Нападение обязательно подразумевает преднамеренное и умышленное причинение вреда жертве;
- Только такое поведение может рассматриваться как агрессия с причинением вреда или ущерба организму;
Согласно одной из формулировок Басса, агрессия - это любое действие, угрожающее или причиняющее вред другим. Второе определение, выдвинутое рядом известных исследователей, звучит следующим образом. Чтобы действие квалифицировалось как агрессия, оно должно не просто привести к такому результату, но и содержать намерение напасть.
Наконец, третье представление Зиллмана ограничивает применение термина "агрессия" действиями, направленными на причинение физического или телесного вреда другому человеку. Хотя по поводу определения агрессии существует множество разногласий, многие социологи склоняются ко второму определению. Это определение включает в себя обе категории: намерение напасть или причинить вред другим и фактическое совершение [16, с. 42].
Современная наука сформировала определение агрессии. Агрессия – это поведение, которое направлено на причинение вреда другому, оскорбление другого. Таким образом, можно говорить о том, что агрессия – это сформировавшаяся модель поведения, а не определенные эмоции человека, которые ему присущи. Важно сказать, что достаточно долгое время исследователи отождествляли эмоции и агрессию, но объективное понимание говорит о то, что агрессия только отчасти зависит от эмоций.
По сформировавшемуся общепринятому мнению, агрессия выражена в аспектах, представленных ниже:
1.Агрессией являются различные ситуации, которые связаны с криминальным насилием, т.е. преступлением, которое оказывает влияние на здоровье человека. В связи с этим, можно выделять степени агрессии, уровни агрессии, а также мотивы которые побуждают человека совершать акты агрессии [7, с.67].
2. Агрессией является сформировавшийся у человека способ его поведения, который в будущем приведет к совершению правонарушения. По мнению исследователей Уолтерса Р. И Бандуры А., существует направленная агрессия, которая по своей природе является разрушением. Однако агрессия не всегда нарушение закона, так как существуют моменты, когда агрессия не открыта, а проявляется в скрытых формах [14, с.37].
Понятие «агрессия» подразумевает под собой определенные деструктивные намерения человека, и нередко скрывается под понятием амбиции, что может выражаться в цинизме, стремлении к достижениям, что люди, нередко, воспринимают как агрессивное поведения, что может вызывать гнев у других и формировать конфликты.
К психологическим особенностям, которые могут привести к агрессивному поведению, относятся следующие:
- Недостаточное развитие интеллектуальных и коммуникативных навыков;
- Снижение навыков саморегуляции;
- Отсутствие игривости;
- Сниженная самооценка;
- Нарушенные отношения со сверстниками.
Не все дети способны контролировать агрессивное поведение. Чем младше возраст, тем меньше они контролируют свое агрессивное поведение. В этом случае оно называется неконтролируемой агрессией. Это объясняется тем, что возбуждающие реакции в коре головного мозга преобладают над тормозными [12, с. 65].
В психологии различают вербальную и физическую агрессию, которая может быть прямой или косвенной соответственно [14, с. 167].
Вербальная агрессия принимает следующие формы:
1. косвенная форма направлена на выдвижение обвинений или угроз в адрес товарища. Она проявляется в различных высказываниях в виде жалоб, демонстративных выкриков, направленных на устранение товарищей, агрессивных фантазий и т.д. 2. прямые формы - оскорбление и словесное унижение других. Традиционные "детские" прямые словесные нападения включают дразнилки ("ябеда - колябеда", "зора - обжора") и оскорбления ("толстый - доверчивый").
Физические нападения могут принимать следующие формы:
1. Косвенная физическая агрессия, целью которой является нанесение материального ущерба другому человеку путем прямого физического воздействия. Сюда относятся: уничтожение продукта деятельности другого человека; уничтожение или повреждение имущества другого человека.
2. Прямое физическое нападение одного человека на другого, следствием чего является причинение физических страданий, а также унижение этого человека. Представлено 2 формы нападения: первая форма считается символической, а вторая форма является фактической. При символическом нападении демонстрируются только намерения совершить акт агрессии, а при фактическом происходит прямой физическое нападение, которое приводит к негативным последствиям.
Прямая и косвенная вербальная агрессия встречается у большинства детей. В большинстве случаев агрессивное поведение детей носит инструментальный или реактивный характер. В совокупности все перечисленные признаки говорят о том, что агрессивное поведение личности - это поведение, в котором на первый план выходит доминирующий мотив.
Потенциальная агрессия включает в себя нарушение коммуникации, саморазрушение и самоубийство. Внутренние мысли об агрессии проявляются в виде фантазий и эмоций. Например, у субъекта возникают мысли о мести человеку, но проявление агрессии происходит только в области фантазий или при переживании сильных эмоций [3, с. 58].
В итоге отметим, что агрессия – это прежде всего совершенный поступок, который совершил человек сформировавший внутри себя враждебный, по отношению к нему, внешний мир. Отметим, что процесс формирования агрессии запускается у человека с раннего возраста, еще будучи дошкольником, данная ситуация возникает довольно часто. Поэтому, чтобы избежать больших проблем, связанных с агрессией в будущем, необходимо обращать самое пристальное внимание на проявления агрессии с самого раннего возраста человека.
1.2 Понятия тревожности в психолого-педагогической литературе
В России, начиная с первой половины XVII века слово «тревога» означало «признаки боя», но позже значение самого понятия стало видоизменяться и слово «тревога» получило следующую трактовку:
Тревожность – это специфический феномен личности психологического характера, который проявляется в частых проявлениях тревоги из-за особенностей нервной системы человека, которая характеризуется слабыми нервными процессами [13, с. 144].
Сам термин «тревога» описывается как психологическое состояние, которое неприятно для человека по своей природе. Довольно часто данное понятие связывают с личностью и сущностью самого человека. Известный психолог, Юнг К.Г. указывал в своих работах, что тревога входит в число основных эмоций человека, которые он испытывает на протяжении всей своей жизни (стыд, интерес, страх, вина) [17, с. 119].
Психологическая природа феномена тревоги является предметом научных дискуссий. Г.Ш. Габдреев (Г.Ш. Габдреев) рассматривает страх как: "эмоциональный дискомфорт с ощущением надвигающейся опасности, сопровождающийся дурными предчувствиями" [9, с. 98]. [9, с. 98].
Р.С. Немов считает, что тревожность проявляется в "личностных особенностях, которые благоприятствуют возникновению тревожных реакций и воспринимают объективно безопасные состояния как широко распространенную угрозу" [12, с. 400]. [12, с. 400].
А.М. Прихожан предложил разделение тревожности как эмоционального состояния личности и устойчивости как черты личности или характера, понимая тревожность как "переживание сильных эмоциональных состояний, связанных с негативными внешними проявлениями" [13, с. 14]. [13, с. 14].
Г.С. Абрамов определяет тревожность как состояние напряженности [1, с. 200].
Отметим, что тревожность определяется автором как сформировавшаяся устойчивость к личностной тревоге, т.е. человек ситуативно уже будет подготовлен к возникающим негативным событиям, которые у него могут вызывать проявление тревоги.
Исследователь Цинбулаев Д.Г. определяет тревожность как определенное эмоциональное воздействие, которое выражено в напряженности, нервозности, беспокойства, а также в мрачных ощущениях и предрассудках, при активной работе вегетативной нервной системы [15, с. 8].
Практически такое же понимание эмоциональной тревожности представлено у Яковлева О.В., который охарактеризовал его следующим образом: [11, с. 135]:
1.Различные факторы оказывают влияние на интенсивность сенсорной тревожности.
2.В определенное время эмоциональная напряженность вызывает дискомфорт.
3.Эмоциональная тревожность проявляется в виде опасений, страхов, озабоченности, беспокойства, а также неприятных ощущений тревоги.
4. В состоянии тревоги вегетативная нервная система человека находится в состоянии высочайшего уровня напряжения.
Божович Л.И., активно занимался вопросом, связанным с психологической тревогой. По его мнению, тревога – это специальный сигнал тревоги, опасности, служащий для привлечение внимания человека, на потенциальные опасности, которые могут возникать, которые приведут к негативным последствиям.
В связи с этим, обычное состояние тревожности считается необходимым компонентом жизни человека, так как позволяет адаптироваться к меняющимся условиям.
В рамках исследований Бочевой Н.А. выяснилось, что в детском возрасте человек испытывает очень много трудностей, которые связаны с социальными изменениями, к которым он еще не приспособлен и не имеет опыта преодоления данного явления.
Бочев Н.Г. дает описание психического состояния тревожности, которое представляет как обобщенное чувство угрозы, неопределенность. Ребенка очень сильно пугает все неопределенное, неизведанное, так как он еще не может объяснить природу окружающих его вещей и явления из взрослой жизни [3, с. 90].
Также исследователь отмечает, что проявления тревожности у учеников сильно сказывается на их поведении, причем чувство тревожности также возникает и в процессе познания мира.
Исследователь тревожности, Эйсмонтас Б.Б. отмечает, что саму тревожность следует делить на 2 категории:
1.Тревога, которая мобилизует человека и дает ему дополнительные силы и энергию. Чтобы мобилизовать свои усилия в случае возникновения угрозы и опасности для жизни человека.
2.Тревожность, которая в случае возникновения опасности парализует человека, он не может активно реагировать на возникающие угрозы.
Другой исследователь, Габдолиева Г.Ш. говорит о том, что стиль воспитания в семье также оказывает влияние на формирование тревожности у ребенка, что позже сильно скажется в будущем, в его поведении и поступках в конкретных делах. Важно, что дети, которые являются беспомощными испытывают релаксационную тревогу (ступор), а дети, которые добиваются своих целей испытывают мобилизационную тревогу (активные действия) [8, с. 52].
В связи с тем, что тревожность вызывает активность, исследователи говорят о том, что существует «полезная тревожность», про которую активно пишет исследователь Прихожан А.М. Также отмечено, что определенная доля страха и тревожности позволяет человека держаться в тонусе, для того чтобы в определенный опасный момент среагировать и обезопасить себя от негативных влияний внешней среды [13, с. 7].
Исследователь Бочева Н.А. говорит также о том, что тревожность является специальной адаптивной функцией нашего организма, которая позволяет улучшить физическую активность в случаях опасности и решать сложные задачи в условиях экстремальных ситуаций, который могут возникать с человеком в процессе их жизнедеятельности [3, с. 90].
Тревожность также является следствием того, что происходит с ребенком в процессе обучения. Когда дети испытывают сильную и частую тревогу, их адаптация к школе задерживается или ухудшается.
Многие психологи считают, что повышенная тревожность - это субъективное явление, обусловленное личным опытом младших школьников. Повышенная тревожность у детей подразумевает отсутствие эмоциональной адаптации к определенным социальным ситуациям, таким как школа, и сопровождается потерей уверенности и беспокойством ребенка.
Тем детям, которые не посещали дошкольные образовательные учреждения очень сложно адаптироваться в новых условиях, с новыми людьми и коллективом. Они, как правило, бояться насмешек, ошибок, пустяков различного рода. Очень часто не могут справиться с возникшим у них волнением, хотя многие дети не проявляют такого уровня волнения. Также у таких детей возникает страх общения со своими сверстниками, они боятся физического насилия и отличаются излишней чувствительностью.
В итоге следует сказать, что тревога является субъективной эмоцией, которая возникает в ситуации стресса и является эмоциональной реакцией человека на негативные проявления окружающей среды или социума, в котором он проживает.
Высокий уровень тревожности, который связан с потенциальной неудачей является механизмом выживания, который заложен человеку природой, чтобы сохранять свою жизнеспособность в любых условиях [6, с. 155].
Развитие тревожности напрямую связано с осознанием ребенком своих возможностей и переходом их в страх, в результате чего ребенок не имеет ожидаемых возможностей справиться с угрозой, потенциала для выполнения необходимых действий и возможности разрешить ситуацию. При этом учитываются особенности развития тревожности у детей среднего школьного возраста.
Выводы по первой главе
В главе 1 рассматриваются аспекты взаимосвязи тревоги и агрессии, определяются понятия агрессии и тревоги, изучаются категории тревоги и выделяются формы агрессии (вербальная и физическая).
Агрессия - это черта личности, которая выражается в поведении и действиях, направленных на причинение вреда себе или другим. Она проявляется в словесных оскорблениях, недружелюбном поведении и нанесении физических травм. Агрессивные люди часто раздражительны, обидчивы и проявляют гнев, злобу и ярость.
Тревожность - это черта личности, которая проявляется в стрессовых ситуациях, как правило, часто и сильно.
2 Экспериментальное исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью
2.1 Диагностика взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью
Статистический этап экспериментального исследования был посвящен изучению взаимосвязи тревожности и агрессии у детей младшего возраста.
В вышеназванном эксперименте приняли участие 30 человек из четырех классов 10-11 классов и 16 муниципальных бюджетных учреждений общеобразовательных школ г. Кузнецка. Кузнецка.
Исследование проводилось поэтапно. Для выполнения поставленной задачи на каждом этапе выделены критерии, показатели и определены соответствующие диагностические методики, представленные в таблице 2.1.
Диагностическая карта констатирующего этапа исследования
Таблица 2.1
2.2 Анализ и интерпретация результатов взаимосвязи между тревожностью и агрессивностью у детей младшего школьного возраста
В целях исследования проблемы особенностей агрессивного поведения младшего школьного возраста с различными уровнями тревоги. В таблице 2 представлены результаты исследования агрессии младшего школьного возраста проектной методикой «Кактус» М.А. Панфилова (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Распределение младших школьников по уровням выраженности разных признаков агрессивности (в %)
№ Показатели Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Импульсивность 19 33 48
2 Эгоцентризм, стремление к лидерству 24 42 34
3 Зависимость, неуверенность 17 45 38
4 Демонсративность 28 46 26
5 Тревога 24 41 35
6 Агрессия 10 47 43
Анализ данных, представленных в таблице 1, показывает, что около половины учащихся средней школы (48%) склонны к импульсивному поведению и деятельности. Это означает, что такие дети часто ведут себя неадекватно и не могут себя контролировать.
Более 40 % детей относятся к среднему уровню лидерских амбиций - эгоцентризму. Они не всегда принимают во внимание мнения и желания других людей. Более половины детей (45 %) не уверены в себе и зависят от других и их мнения.
Подавляющее большинство детей в исследуемых группах также склонны проявлять живые черты в своем поведении. Это означает, что дети склонны концентрироваться на себе и привлекать к себе внимание.
Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
Тревожность проявляли 41 %, что говорит о нестабильном эмоциональном состоянии детей в школе. Кроме того, 43 % детей склонны к агрессии в своем поведении и языке. Визуальные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 Распределение младших школьников по уровням выраженности разных признаков агрессивности (в %)
Далее по результатам опроса по склонности относительно определенного типа агрессии, проведенного опросником П.А. Ковалевой, получены данные о следующих данных, представленных в табл. 2. 3.
Таблица 2.3
Распределение младших школьников по уровням выраженности разных видов агрессии (в %)
№ Показатели Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Склонность к прямой вербальной агрессивности 25 54 21
2 Склонность к косвенной вербальной агрессивности 16 58 26
3 Склонность к прямой физической агрессивности 28 53 19
4 Склонность к косвенной физической агрессивности 28 48 24
5 Уровень несдержанности 14 52 34
Исходя из данных таблицы 2, можно сделать вывод, что около половины учеников средней школы проявляют физическую агрессию и физическую агрессию на среднем этапе. Это означает, что они не могут контролировать свои негативные эмоции и не могут быть самими собой.
Около 20 % склонны к эскалации до 21 % прямой вербальной агрессии и 24 % физической агрессии. Это означает, что они часто вовлекаются в конфликты, нередко становятся провокаторами и резко и негативно реагируют на сказанное. Они не хотят участвовать в обсуждении чужого мнения: 34 % детей начинают злиться.
Это означает, что они не могут контролировать свои эмоциональные всплески и не умеют с ними справляться. Поведение и реакции детей на внешние события показывают, что любая внешняя реакция всегда вызывается яркой внешней реакцией.
Также выяснилось, что 52% учеников начальной школы умеют контролировать свои эмоции и проявлять самоконтроль, когда это необходимо. Они не готовы демонстрировать свои чувства и эмоции окружающим.
Таким образом, уровень агрессивности детей младшего школьного возраста и их склонность к определенным видам агрессии можно представить следующим образом. Почти половине детей (48 %) свойственно импульсивное поведение и поступки.
Это означает, что такие дети часто ведут себя необдуманно и не могут себя контролировать.
Более 40 % детей имеют средний уровень управленческих и эгоцентрических амбиций. Они не всегда учитывают мнение и потребности других людей. Чуть больше половины (45 %) детей средней школы тревожны и зависимы от других и их мнения.
Они также обнаружили, что большинство детей в исследуемых группах склонны проявлять демонстративные черты в своем поведении. Это означает, что дети стремятся привлечь к себе внимание. Большинство респондентов были тревожны, что говорит о нестабильном эмоциональном состоянии детей в школе.
Кроме того, 43 % детей склонны к агрессии в своем поведении и словах.
Около половины детей начальной школы также демонстрируют средний уровень физической и эмоциональной агрессии. Около 20 % детей имеют высокий уровень прямой вербальной агрессии (21 %), физиологической агрессии (24 %) и физической агрессии (24 %).
Это означает, что такие дети часто вовлекаются в конфликты, их часто провоцируют, и они склонны резко и негативно реагировать на сказанное. 34 % детей, участвовавших в исследовании, имеют высокий уровень пренебрежения.
Другими словами, они не могут или не хотят контролировать свои эмоциональные проявления.
Только 52 % детей начальной школы умеют управлять своими эмоциями и проявлять самоконтроль, когда это необходимо. Эти дети не готовы демонстрировать свои эмоции и чувства другим. Результаты исследования представлены на рисунке 2.
Рис.2 Распределение младших школьников по уровням выраженности разных видов агрессии (в %)
Для изучения степени чувствительности и особенностей переживания чувствительности у детей в младшем школьном возрасте использовались шкалы личностной тревожности А.М. Прихожана и опросник школьного тревожного опросника Филипса, результаты, которые представлены в Таблице 2.4.
Таблица 2.4
Распределение младших школьников по уровням выраженности разных видов тревожности (в %)
№ Показатели тревожности Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1 Школьная 15 26 59
2 Самооценочная 45 33 22
3 Межличностная 34 35 31
4 Переживание социального стресса 29 45 26
5 Фрустрация потребности в достижении успеха 18 38 44
6 Страх самовыражения 49 31 10
7 Страх ситуации проверки знаний 15 31 54
8 Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 19 33 48
9 Проблемы и страхи в отношениях с учителями 31 41 48
10 Общий уровень тревожности 16 32 52
В таблице 2.4 показано, что 59 % детей начальной школы испытывают высокий уровень тревоги по поводу школы. Это означает, что учащиеся испытывают страх и негативные чувства, когда им приходится проверять свои знания, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы в классе, демонстрировать свои умения и навыки.
Это может быть связано с их интровертной натурой и страхом перед публичной критикой. Дети боятся, что им придется писать тест или что их навыки будут оценивать. Как правило, это характерно для родителей, которые не приемлют низких оценок.
Это также характерно для хороших учеников. Такой негативный эмоциональный фон приводит к плохим результатам подготовки. Тревожность ученика также связана с учебной самостоятельностью, что также характерно для начальной школы.
Таблица 2.4 также показывает, что самооценка тревожности среди учеников начальной школы находится на низком уровне - 45%. Дети не испытывают тревоги, когда думают о себе и оценивают себя. Это может свидетельствовать о том, что дети еще не заинтересованы в изучении себя и своих способностей. 30,5 процента испытывают некоторые проблемы в межличностных отношениях со сверстниками или значимыми для них взрослыми. Около 1,5 процента респондентов также опасаются, что могут не оправдать ожидания других в ситуациях, проверяющих их способности.
Поэтому вполне вероятно, что эти студенты не всегда уверены в себе и что агрессия может быть защитной реакцией на стрессовые ситуации. Результаты представлены на рисунке 3.
Рис.3 Распределение младших школьников по уровням выраженности разных видов тревожности (в %)
Исходя из представленных данных, можно сделать вывод, что для данной выборки детей младшего возраста характерна повышенная тревожность, дети особенно обеспокоены проблемами в школе, успеваемостью и оценкой знаний, что характерно для этой возрастной группы. Дети демонстрируют умеренный уровень агрессии, часто вербальной или косвенной, высокий уровень недоверия к окружающим, интуитивное и демонстративное поведение.
Таким образом, дети с низким уровнем тревожности способны рационально относиться к критике, спокойно относятся к окружающим, верят в свои силы и способности, уверены в себе. Они способны контролировать свои эмоции и самих себя.
Были проанализированы различные показатели уровня тревожности и агрессии, но они не были однозначными:
Уровень тревожности и склонность к определенным видам агрессии в младших классах были исследованы и выявили, что почти половина (48 %) детей начальной школы склонны к импульсивному поведению и деятельности. Почти половина учеников средней школы проявляют физическую и вербальную агрессию.
Около 20 % могут перейти к прямой вербальной агрессии 21 % и физической агрессии 24 %. Исследование выявило 34 % учеников с высоким уровнем невнимательности и 59 % учеников с высоким уровнем невнимательности в школе.
Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод, что для данной выборки детей начальной школы характерна повышенная тревожность, особенно в отношении школьных проблем, успеваемости и проблем с оценками. Эта группа детей демонстрирует среднюю агрессивность, часто вербальную или косвенную, сильное презрение к окружающим, импульсивное и демонстративное поведение.
По результатам проведенного исследования мы сравнили количественные и качественные показатели агрессивного поведения и тревожности у детей средней школы. Распространенность агрессивных черт, таких как прямые вербальные агрессивные тенденции, косвенные вербальные агрессивные тенденции, косвенные физические агрессивные тенденции, прямые физические агрессивные тенденции и нерегулярные импульсивные тенденции, была обнаружена у высокотревожных учеников средней школы.
Таким образом, в данном исследовании изучалась взаимосвязь между агрессивным поведением и тревожностью среди старшеклассников.
Выводы по второй главе
Таким образом, можно сделать вывод, что для данной выборки детей начальной школы характерны, в частности, проблемы в школе, проблемы с успеваемостью и повышенная тревожность при оценке знаний. Дети этой группы демонстрируют среднюю агрессивность, часто вербальную или косвенную агрессию, сильную грубость по отношению к окружающим, импульсивное и демонстративное поведение.
Распространенность таких черт агрессии, как склонность к прямой вербальной агрессии, склонность к косвенной вербальной агрессии, склонность к косвенной физической агрессии, склонность к прямой физической агрессии и нерегулярные импульсивные тенденции, оказалась выше у учеников старших классов с повышенной тревожностью.
Предложение данного исследования было направлено на то, чтобы дать возможность сформулировать исследование взаимосвязи между тревожностью и агрессией у учащихся начальной школы.
Заключение
В итоге следует отметить, что наиболее характерна тревожность на уровне начальной школы, когда у детей, плохо социализированных начинают возникать проблемы в детском саду или школе. В связи с тревожностью намечаются проблемы с выстраиванием коммуникаций между сверстниками, что негативно сказывается на дальнейшей социализации человека и в конечном итоге, может привести к негативным последствиям. Дети с тревожностью демонстрируют определенный уровень агрессии, как правило, средний, и чаще всего такие дети импульсивны и резко настроены к окружающим.
Прямая вербальная агрессия, как правило, демонстрируется в среднем и старшем школьном возрасте. Именно в это время проявляются тенденции к физической агрессии, импульсивности, а также к косвенной физической агрессии.
Цель предлагаемого содержания исследования - создать возможность для формирования исследования взаимосвязи тревожности и агрессии у детей младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Абрамова С. В. Адаптация детей к школьному стрессу при различных формах начального обучения [Текст] / С.В. Абрамова // - М.: Генезис, – 2004 – С.276
2. Айсмонтас Б.Б., Жукова Н. В. и др. Учет индивидуально-психологических особенностей учащихся в условиях «цифровой образовательной среды» [Текст] / Б.Б. Айсмонтас [и др.] // - ББК 88.6 Н 34. – 2020. – С. 159.
3. Басс A. Психология агрессии [Текст] /А. Басс // – М.: Издательство Юрайт, - 2016. - № 3. - С. 60-67.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст] / Л.И. Божович // - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. / Л. Берковиц // – ОЛМА Медиа Групп, 2018 – с.275
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия [Текст] /А. Бандура [и др.] // - М.: Владос – 2008 – с.234
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский // - М.: Флинта – 2020 – С.367
8. Габдреева Г. Ш. Место тревожности в структуре развивающейся психологической защиты личности [Текст] // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. – 2021. М.: Владос, – Т. 154. – №. 6. – С. 233-243.
9. Горохов С. А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ [Текст] // С.А. Горохов [и др.] // Социально-гуманитарные знания. – М.: Издательский центр «Академия» 2020. – №. 4. – С. 147-151.
10. Доллардом Д, Петина А. и др. Теоретический анализ проблемы подростковой жестокости. [Текст] / Д. Доллардом [и др.] // - изд. Москва, 2020 - с.245
11. Ильина С., Чижова А. Личностно ориентированные и нетрадиционные технологии в обучении русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / С. Ильина [и др.] // – Litres, 2022 - с.154
12. Немов Р. С. Соотношение совладающего поведения с другими видами и мотивами социального поведения [Текст] / Р.С. Немов // Издание осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-14006. – 2020 – с.189
13. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности [Текст] / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование - М.: Флинта – 2018. – Т. 3. – №. 2.
14. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн // – М.: Флинта, 2019.– 628 с.
15. Сайбулаева Д. Г. Специфика гендерных проявлений школьной тревожности детей 6-7 лет [Текст] / Д.Г. Сайбулаева // Системные технологии - изд Москва – 2020. – №. 10. – С. 157-164.
16. Фрейд, З. Запрещение, симптом и страх. Тревога и тревожность [Текст] / З. Фрейд // Под ред. В.М. Астапова.- СПб.: Питер, - 2018. -180 с.
17. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [Текст] / Э. Фромм // - М. Наука, - 2019. - 330 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней