Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социализация личности – одна из основных проблем социально-гуманитарного познания, актуальность исследования которой не ослабевает с течением длительного времени. Более того, с учетом развития российского общества, включая и советский период, мы можем отметить совершенствование новых культурных и духовно-нравственных порядков общества. Это все позволяет говорить о том, что к проблеме социализации следует относиться тщательно и изучать ее с учетом различных аспектов.
На сегодняшний день существует определенная тенденция по выдвижению особых требований к личности со стороны общества, также отмечается формирование новой системы традиционных ценностей, модернизацией важнейших сфер жизни, в том числе сформированных в советский период, а также внедрением дополнительных духовных ценностей. При этом наблюдается определенная трансформация общественной жизни, при которых нормы социализации личности, как правило, либо теряют свое значение, либо отсутствуют. Общество претерпевает значительные изменения основных институтов социализации, сопровождающееся серьезным дисбалансом целенаправленных и стихийных форм социализации в сторону доминирования последних .
Актуальность темы исследования продиктована тем обстоятельством, что в последние десятилетия в мире наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются практически во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя общество, производство и быт. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, т.к. современный Интернет - это, в первую очередь, информация, а информация в нашем мире, как известно, это очень мощное орудие, иногда даже оружие. В современных реалиях, к которым относятся постоянно растущая интенсивность коммуникативных процессов, все большая дифференциация каналов информации, доступных человеку, а также приобретение средствами коммуникации все более массового, тотального характера, рассмотрение взаимосвязи информационной среды человека с особенностями формирования его системы ценностей представляется нам весьма актуальной задачей.
Несмотря на то, что Интернет, как всемирная Сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, в то же время, разнородная информация и контент, содержащиеся в сети Интернет, могут оказывать пагубное воздействие и влияние (и не только при чрезмерном потреблении) на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.
Целью данной работы является рассмотрение Интернета как среды социализации российской молодежи.
Задачи:
- рассмотреть сущность социализации;
- описать стадии развития личности в процессе социализации, институты социализации;
- рассмотреть особенности современной эпохи: М. Маклюэн;
- изучить специфику Интернет-социализации современной молодежи;
- описать Интернет как агент социализации;
- рассмотреть негативные аспекты Интернет-социализации молодежи.
Объект исследования – Интернет-социализация.
Предмет исследования – специфика Интернет-социализации молодежи.
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения проблем социализации в современном обществе
1.1 Сущность социализации
Термин «социализация» был близок уже тогда к тому, что мы понимаем под этим термином сейчас. По мнению Э. Дюркгейма (1858–1917), социализация – это процесс, благодаря которому формируются человеческие качества. Этого подхода придерживались О. Конт, К. Маркс и М. Вебер. Дюркгеймом была создана теория, где в центре – мораль как структура объективных поведенческих правил. Функции морали ученый связывал с воспитанием, которое «очеловечивает» индивида, развивает в нем качества, необходимые социуму. Благодаря социализации человек приобщается к теме «коллективного сознания» при помощи установления целостности социума, учится подавлять индивидуальные интересы во имя социальных.
К середине прошлого столетия психологи А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, А. Бандура стали рассматривать социализацию в виде научной области.
Психолог и социолог Т. Парсонс (1902–1979) же рассматривает только социологию как науку, что должна заниматься изучением социальных систем коллективных действий индивидов. Тему социализации ученый описывал с точки зрения изучения социальных явлений и процессов.
Социализация в теории Р. Харре
Свою позицию в отношении природы «Я» последовательно проводит Ром Харре. По мнению Харре, каждая личность рассматривается как группа. Значит, психика индивида имеет социальное происхождение, и тесно связана с социализацией. Она – итог социальной коммуникации с другими людьми. Поэтому этогенический подход находится в противопоставлении индивидуализму.
По мнению Харре, социальная психология должна анализировать социальные коммуникации как продукт общества, а после пытаться определить в людях, которые включены в коммуникации, первичные структуры, шаблоны, отражение данной структуры, которая была причиной этого продукта.
Человеческое поведение, исследуемое Р. Харре, является следующим: жизнь человека – это череда эпизодов, которые являются законченными по смысле. Это отрезки жизни, которые связаны между собой и регулируются конкретными правилами и планами. В зависимости от происхождения действий, шаблона и уровня произвольности действия делятся на такие категории: биологические, формальные (официальные), проблемные .
В биологическом эпизоде (сон, к примеру) поведенческий паттерн связан с механизмами физиологического характера. Эти действия не подчинены человеку, он их наблюдает. В данных эпизодах человеческая самостоятельность является ограничена конкретными рамками . Но социальный психолог-этогенист интересуется, прежде всего, проблемными эпизодами. Определение такого эпизода говорит о том, что в таком эпизоде человеку предстоит решить определенную задачу. Вот здесь и берет свое начало психология. Если бы Харре не дифференцировал в своей теории тип эпизодов, то его теорию было бы сложно отличить от других концепций «понимающей» социологии, так как в них социальный процесс исследуется в аналогичных понятиях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2002.
2) Архангельская, И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. М., 2018.
3) Бовина И. Б., Поведение онлайн и офлайн: две реальности или одна? // Психологическая наука и образование. — 2020. — Т. 25, № 3. — С. 101-115.
4) Богданова Д. А., Социализация личности во Всемирной паутине // Народное образование. — 2018. — № 1/2. — С. 185-192.
5) Кожевников А.М., Масликов В.А. Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодёжи. Социология. 2020. № 1. С. 149-158
6) Корчак К. И., Влияние информационной социализации на психологическое здоровья человека // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2023. — № 1. — С. 56-60.
7) Кудрявцева М. В. Проблемы и риски киберсоциализации современной молодежи// ЗАМЕТКИ УЧЕНОГО. 2022. № 1. С. 230-232
8) Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М., 2003.
9) Малькевич А. А., Возможности использования интернет-технологий в системе молодежной политики России // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. — 2020. — № 4. — С. 38-49.
10) Масликов В.А. Информационные технологии в социальном протесте. Материалы Афанасьевских чтений. 2018. № 1 (22). С. 5-13.
11) Орлов А. А., Характеристика "сетевой личности" как инновация в структуре содержания педагогического образования // Педагогика. — 2018. — № 7. — С. 12-23.
12) Приступа Е.Н. Семья как институт первичной социализации//АПГРЕЙД СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ЭТАПЫ СТАРТАПА. ОБНОВЛЕНИЕ 2025. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 150-155
13) Рубцова О. В., Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности "образ Я" // Психологическая наука и образование. — 2021. — Т. 26, № 4. — С. 20-33.
14) Самсонова Т. Н., Роль интернета в политической социализации современной российской молодежи // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2022. — № 4. — С. 62-84.
15) Серебряков В. Г. Глобальные тренды развития искусственного интеллекта в экономике//XXXIV Международная научно-практическая конференция: «Научное пространство: актуальные вопросы, достижения и инновации». 2021. С. 38-45
16) Смирнов В. В., Феномен цифровой зависимости в условиях информационного общества (социально-психологический аспект) // Высшее образование сегодня. — 2019. — № 4. — С. 72-76
17) Солдатова Г. У., Социально-когнитивная концепция цифровой социализации : новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2021. — Т. 18, № 3 (июль-сентябрь). — С. 431-450.
18) Урусова Л.Х. К вопросу о детерминантах социализации// ЕВРАЗИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. 2019. № 10. С. 475-480
19) Урусова Л.Х. О дифференцированных конструктах формирования современной личности // Alma mater (Вестник высшей школы). М.: Издательство ООО «ИНОИЦ «АЛМАВЕСТ». 2019. No 1. С. 60-65
20) Шеин К. А., Самоидентификация молодежи в условиях гиперпотребления цифровых продуктов // Социальная политика и социология. — 2023. — Т. 22, № 1 (146). — С. 152-159.