Фрагмент для ознакомления
2
Малым предприятиям, которые являются неотъемлемым звеном экономики, присущи ряд социальных и экономических функций. К экономическим функциям относятся производство продукции, работ и услуг, предоставление рабочих мест и снижение тем самым напряженности на рынке труда, участие в формировании бюджетов всех уровней и т. д. Социальные функции включают реализацию творческого потенциала работников, применение труда социально незащищенных групп населения, удовлетворение людей в общении.
Е. Е. Кузьмина выделяет значительный спектр экономических и социальных функций малых предприятий. Экономические функции: создание широкого спектра товаров и услуг; обеспечение необходимой стабильности, специализацию производства; укрепление экономической безопасности страны и снижение экономических угроз. Социальные функции: способствует формированию среднего класса через увеличение числа собственников; стимулирует рост экономически активного населения; оказывает социально-психологическую помощь населению.
Малые предприятия, как и любой субъект предпринимательства, имеют свои достоинства и недостатки. К достоинствам малого предпринимательства можно отнести:
вносит вклад в экономику страны, так как большая часть инноваций приходиться на представителей малого бизнеса, кроме того, оно стимулирует создание «среднего класса» на территории страны;
позволяет субъектам воплощать свои идеи и раскрывать свой потенциал, при этом получая вознаграждение;
первоначальный капитал, который необходим при регистрации в качестве субъекта предпринимательства, более низкий, чем у общества с ограниченной ответственностью (от 10000 рублей) и юридического лица (от 4000 рублей), и составляет от 800 рублей;
характеризуется маневренностью и адаптивностью в принятии управленческих решений, обладает способностью быстро подстраиваться под изменяющуюся рыночную среду;
обладает простой структурой управления;
более экономно использует ресурсы.
Переходим к рассмотрению недостатков, которые имеет в себе малое предпринимательство:
большая интеллектуальная и физическая нагрузка для предпринимателя;
малые предприниматели часто сталкиваются с проблемой недостатка управленческого опыта, так как управляют сами и с большим трудом делегируют полномочия, считая затраты на управленческий персонал «пустой» тратой денежных средств;
малые предприятия могут стать зависимыми от крупных компаний-клиентов;
сложности, связанные с привлечением дополнительных финансовых средств;
наличие маленького капитала может привести к потере устойчивости конкурентоспособности;
деятельность в условиях высокой степени риска.
Таким образом, малое предпринимательство обладает обширным рядом экономических и социальных функций среди них можно выделить: производство продукции, обеспечение населения рабочими местами, а также формирование среднего класса, стимулирование роста экономики государства. Кроме того, малое предпринимательство имеет свои достоинства и недостатки. Среди достоинств можно особо отменить маневренность, адаптивность и достаточно простую управленческую структуру малого предпринимательства. В качестве недостатков перечислим трудности, касающиеся привлечения дополнительных финансовых средств, и наличие крупных компаний конкурентов, обладающих более крупным потоком финансовых средств.
Финансово-кредитный механизм, разработанный в современных экономических условиях, представляет собой финансово-кредитный метод и систему управленческих рычагов для реализации финансовой политики. Финансовые и кредитные механизмы являются инструментами реализации национальной и региональной фискальной политики. Применяя конкретные инструменты финансовых и кредитных механизмов, национальные учреждения стремятся обеспечить успешное функционирование и реализацию планов и стратегически важных целей в соответствии с определенной финансовой политикой.
В случае перестройки всего финансово-кредитного механизма в соответствии с установленными принципами и тенденциями национального экономического и социального развития, эти тенденции должны быть увязаны с текущими законодательными действиями. Как уже отмечалось, финансово-кредитные механизмы содержат большое количество систематизированных и тесно взаимодействующих частей или инструментов, которые полностью соответствуют различным планам финансовых отношений в обществе. Финансово-кредитные механизмы являются неотъемлемой частью финансовой системы. По сути, деятельность финансовой системы определяет сочетание финансовых инструментов финансовых субъектов и финансовых инструментов национальных и муниципальных органов власти.
Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая хозяйствующими субъектами, которая юридически регулируется государственными органами в соответствии с определенными категориями, которые определяют и переводят суть термина. Являясь важной частью национальной экономической системы, малые предприятия играют важную роль в развитии субъектов страны: увеличение числа занятых и самозанятых людей привело к сокращению безработицы, предоставлению населению широкого спектра товаров и услуг и снижению ответственности государства и его субъектов для обеспечения планов социального обеспечения.
Малые предприятия укрепили конкурентную среду, тем самым способствуя постепенному развитию экономики всей территории. Уровень развития малых предприятий напрямую определяет степень развития экономики всей страны. Это привело к выводу, что поддержка малого бизнеса - это поддержка рынка и конкурентоспособной экономики в целом. Созданы и реализуются определенные виды государственных программ поддержки малого бизнеса. Целью является создание мероприятий для малого бизнеса на основе повышения качества и эффективности мер, реализуемых государством на федеральном и региональном уровнях. Автор рассмотрит ряд последних изменений, направленных о поддержке малых и средних предприятий в преодолении экономических последствий пандемии коронавируса в следующей главе.
Итак, в качестве приоритетного направления, развитие инфраструктуры для поддержки малых и средних предприятий направлено на содействие развитию системы кредитования и оказание консультативной поддержки; создание и/или развитие инфраструктуры для поддержки малых и средних предприятий, работающих в сферах промышленного и сельскохозяйственного производства, а также а также разработка и внедрение инновационных продуктов и/или экспортных товаров (инжиниринг, услуги); поддержка малых и средних предприятий, действующих в отдельно взятом промышленном городе; предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной и/или муниципальной собственности Российской Федерации, а также содействие в развитие предпринимательского духа у молодежи. Меры государственной поддержки также включают имущественную поддержку, информационную поддержку, консультационную поддержку, подготовку и переподготовку кадров.
1.3. Развитие малого бизнеса и перспективы в Российской Федерации
Перспективы развития малого бизнеса зависят от его роли в национальной экономике. Сегодня это неотъемлемая часть ВВП страны, и ее значение значительно возросло после начала пандемии COVID-19.
Статистика показывает, что доверие россиян к частным предпринимателям начало расти. Только 37% респондентов согласились с тем, что они негативно относятся к владельцам малого бизнеса. Это свидетельствует о том, что большинство жителей страны готовы обращаться за товарами или услугами к частным предпринимателям.
За более чем 30-летнюю историю российского бизнеса в стране сформировалась особая бизнес-среда со многими уникальными характеристиками. События прошедшего года доказали, что российские предприниматели более устойчивы к кризисам, чем считалось ранее. Каковы особенности ведения бизнеса под брендом "Сделано в России" и как эти факторы повлияют на ближайшее будущее, читайте в наших материалах.
Важнейшим критерием сегодняшней реальности является неопределенность. Мы не понимаем, как будет выглядеть мир через полгода или год и на каких условиях мы продолжим вести бизнес в России. В то же время, учитывая эту неопределенность в нашем сознании, мы признаем, что существуют разные сценарии развития событий: даже такие, которые мы пока не можем себе представить. В этих условиях особую роль приобрели личностные характеристики менеджеров, главной из которых является качество человеческого капитала.
Менталитет предпринимателей, ведущих бизнес в России, не будет зависеть от национальности или расы. За последние 20-30 лет люди развили уникальные навыки, и сегодня, пожалуй, нет ни одного российского предпринимателя, который не нашел бы решения. В то же время бизнес-среда в России неоднородна. Здесь я хочу выделить предпринимателей трех возрастов. Эти предприниматели, как правило, являются партнерами.
Первая - это пожилые люди старше 60 лет. Их рост пришелся на 1970-е и 1980-е годы прошлого века. Хотя у них есть свой собственный опыт, в силу их возраста им труднее принимать решения, которые определяются текущим моментом, чем другим.
Вторая категория - это молодые люди в возрасте до 35 лет, чье становление пришлось на 1990-е и 10-е годы прошлого века. Хорошо образованные, они обладают достаточным количеством знаний. В то же время отсутствие опыта в 1990-е годы делало их действия предсказуемыми и лишало их многовариантности.
Третий и наиболее перспективный уровень - это менеджеры в возрасте от 35 до 50 лет. Люди, пережившие несколько эпох в процессе разработки, обладают богатым опытом и современными методами управления для построения бизнес-процессов. Они привыкли решать уравнения с неизвестными и жить в соответствии с "фактической погодой". Понятие неопределенности "зашито" у них на генетическом уровне.
Правительство начало понемногу реагировать на требования владельцев малого бизнеса. Например, был предложен проект "Малые и средние предприятия". С ее помощью многие частные компании могут удаленно получать необходимую помощь, используя функции платформы.
Также стоит упомянуть о запуске программы льготного кредитования, в рамках которой теперь предоставляются кредиты по процентной ставке 9,25%.
Кроме того, на перспективы малого бизнеса может повлиять внедрение новой системы единого налогового счета (ЕНС). С его появлением предпринимателям стало проще отправлять налоги. Если раньше они были совершенно разными, то теперь все налоговые органы имеют одинаковые реквизиты. Этот метод значительно снижает вероятность ошибок при расчете и отправке денежных средств.
Кроме того, с активным внедрением онлайн-платформ в деятельность малого бизнеса найти квалифицированных работников должно стать намного проще. Кроме того, активное использование интернет-ресурсов повысит узнаваемость компании среди общественности и положительно скажется на привлечении новых клиентов.
У владельцев малого бизнеса достаточно проблем и препятствий на пути к успеху. Многих людей не устраивают высокие налоги и нехватка средств. Однако эксперты уверяют, что при правильном подходе можно сформулировать стратегию, которая позволит преодолеть эти трудности. Самое главное - помнить, в чем суть бизнеса, для кого он предназначен и какие услуги он может предоставлять клиентам.
Сегодня, по мнению экспертов, российский малый бизнес можно назвать полностью адаптированным к работе в условиях высокого давления. Однако существующая сегодня система поддержки не может реально помочь предприятиям перейти от модели "выживания" к модели "развития".
После решения проблем малого бизнеса компания сможет больше сосредоточиться на повышении квалификации сотрудников и повышении эффективности работы предприятия.
2. Оценка государственной поддержки малого бизнеса в России и Оренбургской области
2.1. Динамика численности, структуры малых предприятий в России и их государственная поддержка
Малый бизнес — это коммерческое предприятие, в уставном капитале которого доля участия государственных, общественных и религиозных организаций (ассоциаций), благотворительных и других фондов не превышает 25%, доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранцев) не более 49% в сумме. Предприятие, признается малым, если доходы компании за год не превышают 800 млн. руб., а численность сотрудников – до 100 человек.
С 1 августа 2016 года существует Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства от Федеральной налоговой службы, в котором можно узнать точное количество действующих малых предприятий. На рис.1. можно отследить количество малых предприятий России на данный момент времени по Федеральным округам .
Рис. 1. Малые предприятия России на 10.03.2023
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // «Собрание законодательства РФ», 14.04.2014, № 15, ст. 1691.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 12.12.2023) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ ea6f7bb32cdb797dc30aca18be2a215cd0211ad2/
3. Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/c00f2876ab 0dd093b178ab9ee67e1b4a609f34b6/
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70644224/
5. Барышникова, Н.А. Экономика организации [Текст]: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. А. Барышникова, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – С. 124 – 125.
6. Боброва, О. С. Организация коммерческой деятельности: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Текст]/ О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 332 с.
7. Боброва, О. С. Основы бизнеса: учебник и практикум для вузов [Текст] / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 330с.
8. Болотов, И.Н. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике России / И.Н. Болотов // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II. – С. 9-13.
9. Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса: учебное пособие для вузов [Текст] / Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева; под редакцией Н. А. Продановой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 229 с.
10. Давыдова, А. А., Конева А. А. Малое предпринимательство: сущность и функции [Текст]: // Стратегии бизнеса. 2020. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/n/maloe-predprinimatelstvo-suschnost-i-fuunktsii
11. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/
12. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие для вузов [Текст] / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
13. Кузьмина, Е. Е. Организация предпринимательской деятельности [Текст]: учебное пособие для вузов / Е. Е. Кузьмина – 4-е изд., пераб. И доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – С. 123-129.
14. Кузьмина, Е. Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Е. Е. Кузьмина. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 455 с.
15. Кулмаганбетова, А. С. Инновационный потенциал малого и среднего бизнеса: теория и практика оценки (по материалам предприятий Казахстана): монография [Текст] / А. С. Кулмаганбетова, И. Н. Дубина, Ж. Б. Рахметулина. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 166 c.
16. Магомедов, А.М. Учебник для среднего профессионального образования [Текст]/ А. М. Магомедов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 323 с.
17. Малый и средний бизнес / Министерство экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/ sections/smallBusiness
18. Муравицкая Н.К. Особенности ведения бухгалтерского и налогового учета, порядок формирования бухгалтерской отчетности на малых предприятиях: монография [Текст] / Муравицкая Н.К. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. – 134 c.
19. Мурзин, Д. А. Учет и налогообложение на предприятиях малого и среднего бизнеса: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / Д. А. Мурзин, Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 261 с.
20. Никифоров, О. А. История российского предпринимательства: учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Никифоров, Н. В. Боркина, А. Н. Першиков. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 270 с.
21. Оренбуржье. Портал Правительства Оренбургской области. [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru.
22. Реброва, Т.А. Роль малых предприятий на рынке труда Оренбургской области / Т.А. Реброва // Человек в экономико-правовом и политическом пространстве: Сборник научных статей XXV научно-практической конференции. - Барнаул, 2021. - С. 124-135.
23. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics /05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7
24. Роль малого бизнеса. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/457860/
25. Роль малого бизнеса для развития экономики. [Электронный ресурс.]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/2437513/page:4/
26. Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. orenstat.gks.ru
27. Солдатова, С.С., Пивкина К.Р. Экономические последствия пандемии «covid19» для России [Текст] / С.С. Солдатова // StudNet. 2020. №2. - 260-265 с.
28. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.htm
29. Чеберко, Е. Ф. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов [Текст] / Е. Ф. Чеберко. – МОСКВА: Издательство Юрайт, 2021. – 123 с.
30. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности. История предпринимательства: учебник и практикум для вузов [Текст] / Е. Ф. Чеберко. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 420 с.
31. Шевцова, В.В. Развитие малого предпринимательства в России [Текст] / В.В. Шевцова // Актуальные исследования. 2022. – №5 (84). – С. 83-87.
32. Официальный информационный портал Малого Бизнеса в РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://мойбизнес.рф
33. Официальный сайт Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://corpmsp.ru/