Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Невербальный интеллект является важным аспектом развития ребенка, особенно при наличии нарушений слуха. Невербальный интеллект включает в себя способность ребенка понимать и использовать различные невербальные сигналы, такие как мимика, жесты и интонация. Дошкольный возраст является критическим периодом для развития невербального интеллекта, поскольку в этом возрасте дети активно осваивают различные формы коммуникации.
Исследование особенностей невербального интеллекта дошкольников с нарушениями слуха является актуальным и значимым, так как такие дети сталкиваются с уникальными трудностями на пути своего развития. Необходимо понять, какие особенности присущи их невербальному интеллекту и каким образом эти особенности могут повлиять на их социальное и эмоциональное развитие. Исследование также позволит лучше понять, какие специфические методы обучения и поддержки могут быть эффективны для развития невербального интеллекта у детей с нарушениями слуха.
Цель исследования заключается в изучении особенностей невербального интеллекта дошкольников с нарушениями слуха.
Объект исследования: дошкольники с нарушениями слуха.
Предмет исследования: невербальный интеллект дошкольников.
Тема исследования и цель обусловили формулировку следующих задач исследования:
1) рассмотреть сущность невербального интеллекта в развитии ребенка;
2) изучить коммуникативные особенности дошкольников с нарушением слуха;
3) определить особенности развития невербального интеллекта у дошкольников с нарушением слуха;
4) проанализировать практические аспекты работы с дошкольниками с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по теме исследования, контент-анализ.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, список источников и литературы.
Глава 1. Теоретическое исследование невербального интеллекта дошкольников с нарушением слуха
1.1. Сущность невербального интеллекта в развитии ребенка с нарушением слуха и с нормативным развитием
Невербальный интеллект, или NI (Nonverbal Intelligence), - это способность человека к пониманию и использованию невербальных сигналов для коммуникации и восприятия окружающей среды. Он включает в себя такие элементы, как визуально-пространственное мышление, способность распознавать и интерпретировать невербальные выражения лица, жесты, мимику, телодвижения и другие невербальные формы коммуникации.
Роль невербального интеллекта в общем развитии ребенка крайне важна. Он играет ключевую роль в установлении и поддержании социальных связей, взаимопонимания и эмоциональной интеллигентности. Дети с развитым невербальным интеллектом обладают большой способностью к эмпатии, лидерству в группе, манипуляции информацией и разрешению конфликтов. Они лучше понимают окружающих людей и могут адаптироваться к разным ситуациям, что способствует их личностному росту и разностороннему развитию.
Определение невербального интеллекта является важной основой для эффективных методов обучения и воспитания ребенка. Педагоги и родители должны учитывать индивидуальные особенности ребенка в этой области и помогать ему развивать навыки невербальной коммуникации. Это может быть достигнуто через игровые исследовательские задачи, использование визуальных материалов, развитие наблюдательной и аналитической способности, а также тренировки по распознаванию эмоций и невербальных выражений.
Развитие невербального интеллекта не только способствует лучшему пониманию окружающего мира, но и предоставляет детям ценные инструменты для развития когнитивных способностей, включая пространственное воображение, абстрактное мышление, творческое решение проблем и инновационное мышление. Кроме того, развитие невербального интеллекта помогает улучшить чувство самооценки и самовыражения, что способствует успешной социализации и общению с другими людьми в будущем.
Важно отметить, что развитие невербального интеллекта должно быть постепенным и основано на позитивном подходе, поддержке со стороны родителей и педагогов, а также учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Большое внимание следует уделить игровому и креативному подходу, а также использованию разнообразных методик и материалов, которые помогут стимулировать развитие невербального интеллекта у детей.
В конечном счете, развитие невербального интеллекта важно для общего развития ребенка, влияет на его социальное взаимодействие, когнитивные способности и оказывает положительное влияние на успешность его жизни и достижение будущих целей.
Невербальный интеллект у детей с нарушениями слуха является крайне важным аспектом их развития. Они сталкиваются с особыми вызовами в области зрительного восприятия и коммуникации, что требует специального внимания и поддержки.
Одной из основных характеристик невербального интеллекта у этих детей является развитие зрительного восприятия. Поскольку слух является источником информации для большинства людей, дети с нарушениями слуха должны полагаться на зрение для восприятия мира вокруг них. Это требует более интенсивного и систематического развития зрительной функции.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Андреева И.А. Исследование уровня социально- коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Науч.-пед. обозрение. - 2014. - № 4. - С. 7 - 11.
2.Бабунова Е.С. Теоретико-прикладные основы социально- коммуникативного развития дошкольников / Е.С. Бабунова, Л.В. Градусова, Н.И. Левшина и др. - Магнитогорск, 2015. - 329 с.
3.Белая, Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения слабослышащих дошкольников / Н. А. Белая // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 78-87.
4.Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - М. : Совет.спорт, 2004.
5.Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно- ролевым играм. М.: Просвещение, 1975. - 174 с.
6.Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Проблемы общей психологии / Соб.соч. Т.3, Т.5. - М.: Педагогика, 1993. - 346 с.
7.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М., 1985. - С. 78.
8.Гамезо М.В. Старший дошкольник и младший школьник - психодиагностика и коррекция развития. - М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК, 2008.
9.Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Воспитание и обучение трудных детей / пер. с немец. Н.А. Горловой; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Изд. центр Академия, 2007. - 207с.
10.Головчиц Л. А. Система коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с недостатками слуха в структуре комплексных нарушений развития : монография / Л. А. Головчиц ; Московский пед. гос. ун-т. - М. :, 2015. - 178 с
11.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
12.Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П.Носковой и др. - М.: Просвещение, 1993. -С. 92 - 105.
13.Граш Н.Г. Развитие эмоционально-эстетической сферы детей с недостатками слуха на уроках чтения. С-Петербург: Союз, 2001. - 192 с.
14.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 67 - 69.
15.Ершова В. В. Психолого-педагогическая характеристика детей имеющих нарушения слухового анализатора: учебное пособие / В. В. Ершова. - Ставрополь : Ставроп. гос. пед. ин-т, 2010. - 152 с.
16.Заречнова Е. А. Средства общения, доступные детям с нарушениями зрения и слуха, и их роль в формировании умения общаться / Е. А. Заречнова // Дефектология. - 2010. - № 2. - С. 39-46.
17.Исенин Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с.
18.Коробова, Н. М. Формирование пространственных представлений у детей с нарушением слуха средствами игры / Н. М. Коробова, О. А. Соловьёва // Коррекционная педагогика: теория и практика.- 2012. - № 5. - С. 65-70.