Фрагмент для ознакомления
1
Введение……………………………………………………………...……..3
1. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста………………………………………………………………………….....5
2. Учебная мотивация младших школьников в зарубежной и отечественной литературе………………………………………………………12
3. Условия и способы развития учебной мотивации младших школьников………………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………..……27
Список использованной литературы…………………………………….28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день развитие мотивации учения у младших школьников является важной проблемой, которая имеет большое социальное значение. Обучение в школе является неотъемлемой частью жизни человека, и для успешного усвоения знаний и навыков необходимо, чтобы дети были мотивированы к учебе. Мотивация играет ключевую роль в активности ученика, его желании учиться и достигать успехов.
Изучение мотивации учения у детей позволяет выявить их реальные интересы и стремления, а также определить возможности для развития этой сферы. Развитие мотивации учения у ребенка способствует его успешности в учебной деятельности, поскольку положительные мотивы стимулируют его к активному поиску и усвоению новой информации.
Отечественные педагоги, такие как В. А. Сухомлинский, М. А. Данилов, А. Н. Леонтьев, занимались проблемой развития мотивации учения у школьников и разработали общепедагогические подходы к формированию мотивации как важного компонента разностороннего развития личности. Теоретические аспекты построения и развития мотивационной сферы личности были исследованы такими психологами, как Л. И. Божович, С.Л. Рубинштейн, К. Левин, Д.К. Маккеланд, А. Маслоу.
Объект исследования: младшие школьники (6-11 лет), их учебная деятельность, процессы формирования и развития учебной мотивации.
Предмет исследования: механизмы развития учебной мотивации у младших школьников, факторы, влияющие на уровень мотивации к учебе, методы стимулирования и поддержки учебной мотивации.
Цель исследования: изучение и анализ развития учебной мотивации у младших школьников в учебной деятельности с целью определения факторов, влияющих на формирование и поддержание мотивации к обучению.
Задачи исследования:
- определить психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
- рассмотреть учебную мотивацию младших школьников в зарубежной и отечественной литературе;
- выявить условия и способы развития учебной мотивации младших школьников.
1. Психолого – педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Общепринято считать, что в юном школьном возрасте находятся дети от 6-7 до 10-11 лет, что соответствует периоду обучения в начальных классах школы. В этот временной промежуток наблюдается дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие малышей, что обеспечивает базис для последующего обучения в учебном учреждении. Прежде всего, наблюдается усовершенствование работы мозга и нервной системы. Согласно данным физиологов, к 7 годам кора головного мозга становится в значительной степени зрелой, однако несовершенство регулирующей функции коры проявляется в особых чертах поведения, организации деятельности и эмоциональной сфере детей данного возраста: они легко отвлекаются, трудно концентрируют внимание, возбудимы и эмоциональны [4].
В младшем школьном возрасте выделена неравномерность психофизиологического развития у различных детей. Продолжают существовать различия в темпах развития мальчиков и девочек, при этом девочки остаются на передовой позиции. Некоторые авторы отмечают, что фактически в начальных классах "за одной и той же партой сидят дети разного возраста: в среднем мальчики младше девочек на год-полтора, хотя это не связано с календарным возрастом" [9].
Центральным аспектом в юном школьном возрасте становится учебная активность. Она определяет ключевые изменения, происходящие в развитии психики детей в это возрастное время. В рамках учебной деятельности формируются психологические новшества, отражающие наиболее важные достижения в развитии младших школьников и выступающие как основа для последующего развития.
Младшие школьники проявляют высокую заинтересованность к окружающему миру. Их цепляют факты, события, детали, вызывающие сильное впечатление. При возможности дети приближаются к объекту интереса, стремятся касаться незнакомых предметов, фиксируют внимание на деталях.
Характер типичного школьника в младшем возрасте отличается импульсивностью, склонностью к моментальным действиям, общим недостатком в волевых усилиях - школьники в возрасте 7-8 лет еще не обладают умением настойчиво продвигаться к цели, преодолевать преграды.
Стремление к познанию учебного материала и усвоение знаний индуцируется у детей пристрастием к ощущению удовлетворения от своих личных успехов. Поддержка со стороны учителя, взрослых, выделение даже малейших успехов и движения вперед стимулируют это чувство.
По завершении обучения в начальной школе у детей должны закрепиться следующие качества: способность к саморегуляции, рефлексия, мышление в понятиях; успешное освоение учебной программы; формирование основных компонентов активности.
Младший школьный возраст — это пиковая стадия детства. Ребенок сохраняет детские особенности: легкомыслие, наивность, стремление к взрослым сверху вниз. Однако уже начинает проявляться утрата детской прямолинейности в поведении, развивается другая логика мышления. Образование становится значительным аспектом его жизни, принося не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Интересы, ценности и рутинный порядок дня могут меняться.
Влияние новой ведущей деятельности у детей младшего школьного возраста формирует более устойчивую структуру мотивов, где мотивы учебной работы становятся основными. Некоторые из этих мотивов возникают в процессе обучения и связаны с содержанием и формами учебной работы, в то время как другие исходят за пределы учебного процесса. Последние делятся на социальные и личные мотивы, отражающие стремление к собственному благополучию.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Атаманова, Г. И. Педагогика. Практикум / Г. И. Атаманова, В. Н. Ромашин. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 272 с.
2.Вергелес, Г. И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учебное пособие / Г.И. Вергелес. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 174 с.
3.Голованова, Н. Ф. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Голованова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 372 с.
4.Диагностика и учёт в образовательном процессе индивидуальных свойств обучающихся: учебное пособие / В. Д. Шадриков, Л. В. Гаврилова, Г. А. Стюхина [и др.]; под редакцией К. В. Макаровой, В. Д. Шадрикова. — Москва: МПГУ, 2022. — 276 с.
5.Демидко, В. В. Педагогика: учебно-методическое пособие / В. В. Демидко, М. Н. Демидко. - Минск: РИПО, 2020. - 223 с.
6.Землянская, Е. Н. Педагогика начального образования: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 251 с.
7.Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 711 с.
8.Крившенко, Л. П. Педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 400 с.
9.Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д. А. Крылова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 437-439. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35135/ (дата обращения: 09.04.2024).
10.Кроль, В. М. Педагогика: учебное пособие / В. М. Кроль. — Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2023. — 303 с.
11.Князев, Е. А. История зарубежного образования и педагогики: учебное пособие для вузов / Е. А. Князев. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 302 с.
12.Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 374 с.
13.Мандель, Б. Р. Педагогика: учебное пособие / Б. Р. Мандель. - 3-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2019. - 287 с.
14.Подласый, И. П. Педагогика: учебник для вузов / И. П. Подласый. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 575 с.
15.Педагогика современного начального образования: состояние, проблемы и перспективы развития: материалы конференции / ответственные редакторы В. М. Янгирова [и др.]. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2021. — 294 с.
16.Педагогика: учебник / В.Г. Рындак, А.М. Аллагулов, Т.В. Челпаченко [и др.]; под общ. ред. В.Г. Рындак. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 427 с.
17.Педагогическая психология: учебно-методическое пособие / составитель С. В. Воронин. — Сочи: СГУ, 2019. — 34 с.
18.Савенков, А. И. Педагогика. Исследовательский подход: учебник и практикум для вузов / А. И. Савенков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 400 с.
19.Ушинский, К. Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 258 с.
20.Шадриков, В. Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах: монография / В. Д. Шадриков, Н. А. Зиновьева, М. Д. Кузнецова; под. ред. В. Д. Шадрикова. - Москва: Логос, 2020. - 232 с.
21.Юнусова Эльмаз Адиль-Гареевна Методы и приемы формирования мотивации к учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №73-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-v-mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 09.04.2024).