Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном отечественном уголовном судопроизводстве одним из элементов несудебного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор. Так, в части 1 статьи 1 Закона о прокуратуре РФ определена основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов.
Прокурорский надзор за органами предварительного расследования в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о прокуратуре РФ, хотя и является лишь составной частью отрасли прокурорского надзора, но от этого не теряет своей значимости.
В настоящее время особый интерес вызывают вопросы, связанные с осуществлением надзорных полномочий прокурором в стадии предварительного расследования. Главным образом это связано с тем, что на практике при реализации прокурором функций в данной сфере имеется ряд проблем, которые вытекают из недостаточного правового регулирования.
Важнейшее место в системе правоохранительных органов, принимающих участие в реализации указанной задачи, занимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД). Поскольку охватываемая сфера максимально переплетена с возможностью в необходимых случаях нарушения конституционных прав граждан, повышенное внимание к совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в РФ кажется исключительно необходимым ввиду ряда существующих сегодня в данной отрасли проблем.
Как известно, прокуратура, как орган профессионального надзора, обладает, в том числе, полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Специфика данной отрасли прокурорского надзора нашла свое отражение в главе 3 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Однако содержание данной главы ограничивается лишь перечислением предмета такового надзора (который, к слову, кажется недостаточно проработанным) и отсылки к уголовно-процессуальному законодательству, устанавливающему круг полномочий прокурора в данной сфере. На настоящем этапе прокуратура обладает весьма ограничена в выборе средств и методов прокурорского реагирования, могущих позитивно воздействовать на защиту интересов лиц, чьи конституционные права нарушены в результате незаконного или неправильного проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) органами, осуществляющими ОРД. Как отмечено многими современными теоретиками, посвятившим свои труды исследованию указанной проблемы, в настоящее время вопрос обеспечения законности ОРД исключительно средствами прокурорского надзора является открытым и дискуссионным ввиду наличия в данной сфере множества правовых проблем и казусов прикладного характера.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования осуществления контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Предмет исследования – нормы закрепляющие порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей правового регулирования осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие, предмет и пределы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
-рассмотреть полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
-исследовать проблемы правового регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
-рассмотреть совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
В работе автором применялись анализ и синтез, системный и комплексный подходы и другие методы научного исследования.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
ВВЕДЕНИЕ
В современном отечественном уголовном судопроизводстве одним из элементов несудебного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор. Так, в части 1 статьи 1 Закона о прокуратуре РФ определена основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории России законов.
Прокурорский надзор за органами предварительного расследования в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о прокуратуре РФ, хотя и является лишь составной частью отрасли прокурорского надзора, но от этого не теряет своей значимости.
В настоящее время особый интерес вызывают вопросы, связанные с осуществлением надзорных полномочий прокурором в стадии предварительного расследования. Главным образом это связано с тем, что на практике при реализации прокурором функций в данной сфере имеется ряд проблем, которые вытекают из недостаточного правового регулирования.
Важнейшее место в системе правоохранительных органов, принимающих участие в реализации указанной задачи, занимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (далее - ОРД). Поскольку охватываемая сфера максимально переплетена с возможностью в необходимых случаях нарушения конституционных прав граждан, повышенное внимание к совершенствованию оперативно-розыскной деятельности в РФ кажется исключительно необходимым ввиду ряда существующих сегодня в данной отрасли проблем.
Как известно, прокуратура, как орган профессионального надзора, обладает, в том числе, полномочиями по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Специфика данной отрасли прокурорского надзора нашла свое отражение в главе 3 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Однако содержание данной главы ограничивается лишь перечислением предмета такового надзора (который, к слову, кажется недостаточно проработанным) и отсылки к уголовно-процессуальному законодательству, устанавливающему круг полномочий прокурора в данной сфере. На настоящем этапе прокуратура обладает весьма ограничена в выборе средств и методов прокурорского реагирования, могущих позитивно воздействовать на защиту интересов лиц, чьи конституционные права нарушены в результате незаконного или неправильного проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) органами, осуществляющими ОРД. Как отмечено многими современными теоретиками, посвятившим свои труды исследованию указанной проблемы, в настоящее время вопрос обеспечения законности ОРД исключительно средствами прокурорского надзора является открытым и дискуссионным ввиду наличия в данной сфере множества правовых проблем и казусов прикладного характера.
Объект исследования – общественные отношения в сфере правового регулирования осуществления контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
Предмет исследования – нормы закрепляющие порядок осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Цель исследования – комплексный анализ особенностей правового регулирования осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Задачи исследования:
-рассмотреть понятие, предмет и пределы прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
-рассмотреть полномочия прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства;
-исследовать проблемы правового регулирования прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью;
-рассмотреть совершенствование прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
В работе автором применялись анализ и синтез, системный и комплексный подходы и другие методы научного исследования.
Структура исследования предопределена кругом рассматриваемых вопросов и включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. – 2020. – 04 июля.
2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ : принят Гос. Думой 22 ноября 2001 г. : одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. : [в ред. от 06.04.2024 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 [часть I]. – Ст. 4921.
3.О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 25.12. 2023) // Российская газета. – 1992. – № 39.
4.Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 33. – Ст. 3349.
5.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности (вместе с Инструкцией о порядке составления и представления отчета о работе прокурора по надзору за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности, Инструкцией об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность) : приказ Генпрокуратуры России от 15.02.2011 № 33 // Законность. – № 5. – 2011.
6.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия : Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17 сент. 2021 г. № 544 // Законность. – 2021. – № 12. – С. 40–51.
II. Основная и специальная литература
7.Буланова, Н.В. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: организационный, процессуальный и криминалистический аспекты: пособие / Н.В. Буланова, Д.И. Ережипалиев, О.А. Яловой. – Москва: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2013. – 324 с.
8.Васильева, М.К. Проблемные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно–розыскной деятельности / М.К. Васильева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. сборник статей X Международной научно–практической конференции: в 2 ч. – 2018. – С. 190–193.
9.Волков, А. А. Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан / А.А. Волков, В.В. Лошкарёв // Законность. – 2016. – № 4. – С. 66–70.
10.Данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2018 год. [Электронный ресурс] // URL: https://www.rbc.ru/society/22/05/2018/5b04004f9a7947693c8553c5
11.Данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2019 год. [Электронный ресурс] // URL: https://xn––b 1 aew.xn––p 1 ai/publicopinion
12.Данные исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2019 год. [Электронный ресурс] // URL: https://xn––b 1 aew.xn––p 1 ai/publicopinion
13.Дорошков, В.В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе / В.В. Дорошков // Мировой судья. – 2019. – № 11. – С. 13–19
14.Железняк, Н. С. Правовая основа, предмет и организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность / Н.С. Железняк // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2012. – № 2. – С. 6–17.
15.Журбин, Р.В. Проблемы теории и практики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании незаконного предпринимательства: автореф. дис. канд. юрид. наук / Р.В. Журбин. – М., 2004. – 29 с.
16.Законопроект № 490175–6 «О внесении изменений в статьи 8 и 15 Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»«. [Электронный ресурс] // URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/490175–6
17.Заславский, В. Б. К вопросу об обжаловании прокурором судебных решений о производстве оперативно–розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан / В.Б. Заславский // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2017. – № 7. – С. 76–79.
18.Кожевников, О. А. Полномочия прокурора в надзоре за законностью оперативно–розыскной деятельности / О.А. Кожевников // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 3. – С. 58–63.
19.Крюков, В.Ф. Уголовное преследование в досудебном производстве / В.Ф. Крюков. – Москва, 2010. – 530 с.
20.Луговик, В.Ф. Оперативно–розыскной кодекс Российской Федерации (авторский проект федерального закона) / В.Ф. Луговик // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. – С. 109–135.
21.Майдыков, А.А. Значимые проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность на современном этапе развития общества в Российской Федерации / А.А. Майдыков, А.О. Шикунов // Вестник университета им. О.Е. Кутафина. – 2019. – №8. – С.53–66.
22.Настольная книга прокурора / / под общ.ред.С.Г. Кехелерова, О.С. Капинус – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2014. – 328 с.
23.Никитин, Е.Л. Обеспечение законности оперативно–розыскной деятельности средствами прокурорского надзора и ненадзорных функций прокуратуры / Е.Л. Никитин // Юридическая мысль. – № 1 (111). – 2019. – С. 115–125.
24.Одношевин, И.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно–розыскную деятельность, и пределы его осуществления / И.А. Одношевин // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 4. – С. 191–197.
25.Поляков, М. П. Прокурорский надзор: краткий курс лекций / М. П. Поляков, А. В. Федулов. – Москва: Издательство Юрайт, 2014. – 241 с.
26.Чечетин, А.Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно–розыскной деятельностью / А.Е. Чечетин // Вестник Санкт–Петербургского университета МВД России. – 2018. – № 3 (79). – С. 134–139.
III. Материалы судебной и другой практики
27.Постановление ЕСПЧ от 15.12.2005 «Дело «Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации» (жалоба N 53203/99) // СПС Консультант Плюс [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=20181#012036882560605022 (дата обращения 17.04.2024).
28.Постановление ЕСПЧ от 02.10.2012 «Дело «Веселов и другие (Veselov and Others) против Российской Федерации» (жалобы N 23200/10, 24009/07 и 556/10) // СПС Консультант Плюс [Сайт]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=307260#00020477059151520205 (дата обращения 17.04.2024).