Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что в современном мире юношество является очень сложным этапом развития личности, поскольку, в отличие от прошлых исторических периодов, люди в этом возрасте уже достаточно самостоятельны, осуществляют иногда трудовую деятельность, а, порой, даже заводят собственные семьи.
При этом далеко не все юноши и девушки обладают высоким уровнем личностной зрелости, да и возникает вопрос: так ли она необходима в возрасте 17–18 лет, ведь некоторые исследования говорят о том, что наличие развитой личностной зрелости в раннем возрасте зачастую становится причиной формирования различных негативных социально-психологических явлений, психологических проблем и даже иногда психических отклонений, т.к. психика юноши или девушки не всегда готова в юности для принятия сложных решений, ответственности.
Формирование эмоциональной готовности ко взрослой самостоятельной жизни должно происходить равномерно, в соответствующем возрасте, но современные социальные условия зачастую выдвигают другие требования.
Проблемой изучения периода юности и его социально-психологических характеристик занимались такие авторы как: С.В. Абакумова, Е.Н. Кличко, Ю.Г. Баранова, А.А. Буровская, А.А. Смагина, А.С. Венидиктова, П.И. Крупенкова, М.М. Филонова и др.
К вопросу взаимосвязи личностной зрелости и тревожности у лиц юношеского возраста обращались такие исследователи как: А.К. Веденеев, И.Т. Дементьева, А.М. Зинченко, Е.В. Коноваленко, Е.Н. Смирнова, М.И. Пластинина, А.П. Яковлева и др.
Противоречие исследования заключается в том, что в научной литературе, несмотря на достаточную изученность рассматриваемой проблемы, не в полной мере раскрываются формы и методы коррекции негативных психологических состояний лиц юношеского возраста, связанных с высоким уровнем личностной зрелости и тревожности.
Проблема исследования заключается в том, что с каждым этапом эволюции общества тревожность у лиц юношеского возраста становится все более ярко выраженной, что связано с необходимостью быть самостоятельными и ответственными за судьбу с раннего возраста.
Актуальность, противоречие и проблема обусловили выбор темы исследования: «Взаимосвязь тревожности и личностной зрелости в период юности».
Объект исследования – личностная зрелость и тревожность в юношеском возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь личностной зрелости и тревожности в юношеском возрасте.
Цель исследования – формирование представлений о взаимосвязи личностной зрелости и тревожности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень личностной зрелости характерен для юношей и девушек с высоким уровнем тревожности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд последовательных теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие тревожности.
2. Определить понятие личностной зрелости.
3. Осуществить организацию исследования, сформировать выборку и подобрать методики для проведения эмпирического исследования.
3. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и личностной зрелости в период юности.
4. Осуществить анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи тревожности и личностной зрелости в период юности.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, синтез, наблюдение, моделирование.
2. Эмпирические: тестирование, анкетирование.
3. Статистические: расчет среднего арифметического, отклонения от среднего, дисперсии, t-критерия Стьюдента.
Теоретико-методологические основы исследования составили работы по психологии юношества таких авторов как: С.В. Абакумова, А.А. Буровская, М.И. Ломаченкова, А.П. Яковлева и др.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ
1.1. Психологические особенности юности
В данном разделе рассмотрим возрастные особенности личности в возрасте 18–24 лет, т.к. это очень сложный для социальной адаптации возрастной период, в который может возникнуть такое явления как повышенная тревожность. Это период юности.
В 18 лет человек заканчивает школу, и в данный момент начинается первый этап его взрослой жизни. Школа выступает в качестве того социального института, который ограничивает ответственность личности – до тех пор, пока не заканчивается школьное обучение, личность ощущает себя ребенком, защищенным от ряда социальных факторов, прямой ответственности за собственное поведение [Буровская, Смагина, 2013].
Окончание школы также совпадает еще с одним важным событием в жизни каждого человека – наступлением полного совершеннолетия, которое влечет за собой очень важные моменты. Во-первых, с 18 лет человек самостоятельно несет ответственность за правомерность своего поведение, подвергается уголовной и иным типам ответственности. Во-вторых, с 18 лет предоставляется полная свобода выбора дальнейшего пути своей жизни вне зависимости от воли родителей.
Зачастую именно эти события в некоторой степени «ломают» личность человека, заставляют его пересмотреть всю свою жизнь, выработать новые механизмы социальной адаптации, связанные с самостоятельным принятием решений, независимостью от родителей.
Случаются и такие ситуации, что 18-летние молодые люди и девушки, несмотря на наступление самостоятельности, еще долгое время не могут перестроиться на другой уклад жизни, что характеризует их как инфантильные личности, не способные строить свою жизнь по взрослым законам. Качество социальной адаптации личности юноши или девушки в 18 лет целиком зависит от родительского воспитания и педагогического воздействия, которое было оказано за несколько лет до этого.
В современном мире 18-летние могут быть очень разными. Одни, начиная с 14-16 лет уже ведут относительно самостоятельную жизнь, начинают работать, вступают в личные и сексуальные отношения, заводят детей. Другие – к 18 годам не способны самостоятельно разогреть себе обед, постоянно находятся рядом с родителями, живут в соответствии с их мнениями и распоряжениями [Ломаченкова, 2012].
Потому давать однозначную оценку данному возрасту нельзя, что подтверждают данные научной литературы.
Выбор дальнейшего профессионального пути является важным фактором в развитии личности в 18–24 года. Ведь именно в этот период должно осуществляться основное профессиональное обучение, случаться первые опыты профессиональной деятельности.
Профессиональная ориентация личности в этом возрастном периоде связана с рядом факторов, которые, во многом, определяют качество первой части жизни человека и удовлетворенность самой же личностью теми событиями и достижениями, которые могут быть в этот период.
Часто бывает так, что в 18–24-летнем возрасте юноши
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова С.В., Кличко Е.Н., Баранова Ю.Г. Возрастная психология. – Кострома: Паритет, 2018. – 430 с.
2. Александрова А.А., Проводина М.Е., Чижова И.М. Научные представления о тревожности как социально-психологическом явлении // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 1. Гуманитарные науки. – Красноярск: Издательство КрГУ, 2018. – С. 73–81
3. Баребышева Н.Г., Крестецкая А.В., Мутовкина Е.Н. Развитие представлений о неврозах и депрессивных состояниях // Вестник Читинского государственного университета. Вып. 3. Психология. – Чита: Издательство ЧитГУ, 2017. – С. 80–90
4. Буровская А.А., Смагина А.А. Психология юношества. – М.: Форум, 2013. – 204 с.
5. Веденеев А.К. Тревожность в подростковом и юношеском возрасте // Психологические науки. – 2018. – № 2. – С. 12
6. Венидиктова А.С., Крупенкова П.И., Филонова М.М. Основные принципы изучения юношеского возраста: проблемы и перспективы // Материалы научно-практической конференции «Актуальные глобальные социальные, гуманитарные и экономические проблемы мирового сообщества». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. – С. 99–123
7. Гавина Л.В., Маркевич Д.И. Роль психотерапии в коррекции тревожных состояний // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: Издательство КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 40–53
8. Дементьева И.Т., Зинченко А.М. Существенные факторы развития тревожности у подростков и юношей в современном мире // Сборник статей Саратовского государственного университета. – Саратов: Саратовский государственный университет, 2017. – С. 52–63
9. Иваницкая С.М., Хромченко А.П., Литвинова О.А. Локус контроля и личностная зрелость. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2017. – 358 с.
10. Коноваленко Е.В., Смирнова Е.Н., Пластинина М.И. Формирование личностной зрелости и самоконтроля у подростков и юношей: основные направления психокоррекционной работы // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 1. Социология и психология. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2016. – С. 20–36
11. Ломаченкова М.И. Возрастная клиническая психология. – Воронеж: АСТ, 2012. – 234 с.
12. Мариненкова А.В., Крутова Е.Н., Терещенко С.В. Основные направления изучения тревожных состояний: значение деятельности русских психологов и педагогов начала XXI века в исследовании тревожности // Вестник Дагестанского государственного университета. Вып. 7. Психология. – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 100–111
13. Надеждина М.М. Клиническая психология. – Саратов: Перспектива, 2015. – 348 с.
14. Озерцковская И.А., Шаляпина А.М., Тихоненко Д.И. Типология тревожных состояний // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Социально-психологические науки». – СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 141–153
15. Титоренко Ю.В., Фадеева Н.С., Курилова А.М. Основные задачи психокоррекции тревожных состояний // Вестник Ярославского государственного университета. Вып. 3. Социально-психологии науки. – Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2018. – С. 60–70
16. Яковлева А.П. Личностная зрелость детей и подростков. – Киров: Смена, 2015. – 322 с.