Фрагмент для ознакомления
2
Осознание гражданами страны собственной роли в судьбе государ-ства и непосредственное участие каждого человека в воспитании подрас-тающего поколения очень важно для современных реалий.
Собирательный образ советского солдата-освободителя прославля-ется источниками «живой памяти»: рассказами, письмами, артефактами, художественной и документальной литературой. На этой основе форми-руются новые оценки и мнения, составляющие содержание исторической памяти молодежи. Победа в Великой Отечественной войне стала величай-шим достижением народов бывшего СССР, составивших великую истори-ческую общность - советский народ. Это действительно была победа света над тьмой, и она не могла не быть одержана! Исторически Россия - много-национальная и многоконфессиональная страна, народы России имеют общую историю и общее настоящее [12].
Очень важно, чтобы 9 мая осталось для молодых поколений не толь-ко днем радости, но и днем осознания того, что победа 1945 года стала возможной и увенчалась только великими испытаниями, самоотверженным самопожертвованием, беспримерным подвижничеством и особым героиз-мом. Они начались задолго до 22 июня 1941 года, но получили широкое распространение именно в этот день. Мы должны напоминать и учить мо-лодое поколение, что победа народов СССР в Великой Отечественной войне была одержана задолго до 9-й годовщины Великой Отечественной войны. Май был выигран не только на военном, политическом и экономи-ческом уровне, но и на более высоком уровне нашей культуры и духовно-сти [15]. Самопожертвование наших предков в войне 1941-1945 годов, со-хранение нашей благодарной памяти о ней помогли нам сохранить госу-дарственность в период распада СССР, сплотить наши силы и построить современное общество и государство, сохранив историческую преемствен-ность между поколениями.
Сейчас важной проблемой в современной России является состояние исторической памяти граждан и их отношение к Великой Отечественной войне. Многие мнения о Великой Отечественной войне дополняются и ча-сто подкрепляются мнениями современных творческих историков, кото-рые, к сожалению, могут искажать события военного времени в угоду внешнеполитическим интересам и переоценивать исторические итоги Вто-рой мировой войны. Необходимо понимать, как историческая память се-годня выражается в выводах, суждениях и идеях современного общества.
Кроме того, очень важно понимать, что разрушение этого общего, если мы его не сохраним, неизбежно приведет – хотя и не сразу - в следу-ющем поколении или в следующем поколении - к распаду не только обще-ства, но и к разрушению личности. Значение Победы в Великой Отече-ственной войне имеет культурное значение для современного российского общества, поскольку этот праздник является едва ли не единственным, спо-собствующим консолидации современного российского общества. Только на таком всеобщем почитании может быть построено здоровое и сплочен-ное общество [17].
Память о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и ее победе в ней - это и общее благо, и часть личности каждого из нас. Без личного восприятия она не была бы живым воспоминанием. Но наши мысли и чув-ства по этому поводу неприкосновенны, поскольку они содержат общее для всех людей благоговение перед этим святым и вечно живым отцовским подвигом [12]. Президент России Владимир Путин заявил, что фальсифи-кация истории Второй мировой войны чрезвычайно опасна, он также под-черкнул, что мы продолжим попытки фальсификации истории, мы будем сопротивляться.
Многие очень живо интересуются историей своих близких и дальних родственников и ищут информацию в архивах. Мемориальные доски и ча-сы занимают отдельное место в воспитании будущих поколений россиян. Участие в таких мероприятиях формирует ответственность и особое, тре-петное отношение к предкам. Каждый желающий может найти фотографии своего родственника, участника войны, в этом море на интерактивном стенде. Юнармейцы принимают активное участие в акции «Дорога памя-ти», проводимой Министерством обороны. Памятник с таким названием был создан в районе главного храма Вооруженных Сил. Крытая галерея длиной 1418 метров содержит по количеству дней Великой Отечественной войны изображения десятков миллионов солдат и командиров Красной Армии, тружеников Тыла. В настоящее время ведется сбор фотоматериа-лов. И юнармейцы принимают участие в этой работе, собирают и отправ-ляют в Министерство обороны фотографии и сообщения о своих род-ственниках, участвовавших в войне [19].
Какую роль играет Великая Отечественная война 1941-1945 годов в общественном сознании современной России? Публичные источники мас-совых коммуникаций предоставляют нашим гражданам огромное количе-ство информационных продуктов, способных «переформатировать» наш народ для понимания гражданами России, что главное в жизни - это долг перед страной, перед своим народом, перед своими предками и потомка-ми, а также готовность к самопожертвованию для этого.
Подвиг 28 панфиловцев широко известен, и о нем много говорят. Все меньше молодых людей знакомо с достижениями 1-го батальона 1073-го стрелкового полка. Полк Панфиловской дивизии и его командир, казах Бауржан Момыш-Ули. Их история описана в книге Александра Бека «Во-локоламское шоссе» [13]. Много говорится о воинской доблести советско-го солдата в связи с Великой Отечественной войной. Да, его подвиг бес-прецедентен, его самопожертвование поразительно. В столице нашей Ро-дины, в Парке Победы на Поклонной горе, установлен обелиск высотой 141,8 метра. Он был открыт 21 декабря 2010 года и посвящен всем наро-дам, победившим нацизм, надпись на памятнике гласит: «Мы были едины в борьбе с фашизмом». Одним из наиболее ярких примеров этого является история российско–казахско-киргизско-украинской панфиловской диви-зии.
Наследием Великой Отечественной войны стала военная подготовка и воспитание молодежи. Все больше и больше родителей доверяют воспи-тание своих сыновей профессиональным военным учителям, которые мно-го знают о подготовке защитников Отечества. Молодые «Суворовцы» сно-ва ищут основу патриотизма в русской духовности и в сохранении преем-ственности между поколениями. В октябре 1941 года, сразу после выхода из окружения, этот батальон перебрасывался из одного боя в другой. То-гда Момыш-Улы сказал своим бойцам, что, несмотря на все трудности, они снова пойдут в бой. В будущем вы начнете задаваться вопросом, кто были эти люди, которые с таким мужеством сражались под Москвой? Те-перь вы должны ответить: это советские люди, которые защищали свою Родину! В канун Дня Победы с 2006 года в России проводится всероссий-ская акция «Св. Георгиевская ленточка», которая является символом побе-ды над фашизмом и пользуется поддержкой граждан других государств.
Важность мероприятий по воспитанию патриотизма и сохранению преемственности поколений, организуемых школами, военно-патриотическими и юнармейскими подразделениями, признается не только учащимися, но и общественностью [18]. Сейчас бесчисленное количество мероприятий с детьми проводится на добровольной основе, молодые люди с удовольствием принимают в них участие, в раннем возрасте из интереса, позже, осознав свое место в обществе, они подходят к этому более ответ-ственно. Благодаря инициативе общественных организаций общероссий-ская акция «Бессмертный полк» была учреждена и поддержана обществом и государством. Это событие стало возможным благодаря тому, что доку-менты и другие свидетельства о войне и ее участниках были внесены в от-крытую базу данных. Эта социальная практика остается актуальной и по сей день, и с каждым годом ряды участников акции пополняются.
Практические занятия по воспитанию подрастающего поколения включают блиц-рейды, военно-патриотические сборы, экскурсии. Этот вид юношеского времяпрепровождения наиболее сложен и интересен для де-тей. Ведь он не только объединяет все вышеперечисленные занятия в один комплекс, но и выполняет огромный комплекс физических и волевых тре-нировок.
Каждый раз, когда мальчики и девочки приобщаются к военной культуре во время этих праздников, у них возникает не только чувство единства со своими предками, но и незримая связь поколений передается в эти моменты напрямую, без посредников. Марши, горные походы, архео-логические раскопки, соревнования на силу и выносливость дают юным патриотам возможность пережить маленькие испытания, выпавшие на до-лю наших отцов, дедов и прадедов, а для некоторых и уже прадедов.
Значение Великой Отечественной войны для современных и будущих поколений россиян зависит, прежде всего, от знания и понимания многове-ковой и героической истории нашего Отечества.
Я полагаю, что сейчас в российском обществе наблюдается ситуация, при которой настоящие ценностные ориентации достаточно размыты. Мне представляется, что нынешняя российская молодежь, исключая меньшин-ства, может усваивать уроки новейшей истории. Для них самое главное в жизни - это умение чувствовать саму жизнь, особое внимание желательно отвести вопросам благополучия, здоровья и тому, как человек работает.
На мой взгляд, в настоящее время, по моим наблюдениям, только со-циально активная молодежь с твердыми жизненными устоями и принци-пами, а также с хорошо поставленными целями способна брать четкие ориентиры на устоявшиеся исторические нормы и принципы, особенно ис-торических героев, проявивших себя в годы Великой Отечественной вой-ны.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрухаев Х. Связисты. Девушка Галя. Смерть партизана // Адыгейская правда. 1942. 12 апр. С. 2.
2. Афанасьева Л.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная Война в исторической памяти россиян// Социс. 2005.№5.
3. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Восприятие советского прошлого в контексте формирования новых идентичностей, войн памяти и образов будущего на постсоветском пространстве. М.: Проспект, 2022.
4. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Взгляд молодежи на советскую эпоху: между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти // Журнал политических исследований. 2022. Т. 6. №1. С. 85-97. DOI: 10.12737/2587-6295-2022-6-1-85-97.
5. Багдасарян В.Э., Журавлев В.В., Ларионов А.Э., Шульц Э.Э. Отношение российского общества к СССР: результаты социологического опроса 2022 г. // Образ СССР в социальной памяти поколений современной России и бывших советских республик [Электронный ресурс]: Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых; Москва, 18 октября 2022 г. / Отв. ред. В. В. Журавлев. [Электронное издание]. СПб.: Наукоемкие технологии, 2022. C. 115-130.
6. Багдасарян В.Э., Ларионов А.Э., Реснянский С.И., Федорченко С.Н., Шульц Э.Э. Информационные факторы формирования исторического сознания молодежи (на примере изучения представлений о Великой Отечественной войне) // Вопросы истории. 2022. № 8-1. С. 34-49.
7. Бек А. А. Волоколамское шоссе. – М.: Вече, 2019. – 574 с. – (Проза Великой Победы). – 800 экз. – ISBN 978-5-4484-1285-1.
8. Бурлаков М., Винников Н., Овечкин В. В дни войны. Краснодар : Краев. кн. изд-во, 1942. Выставка в краеведческом музее // Большевик. 1944. 1 февр. С. 2.
9. ВЦИОМ представляет данные опроса россиян о сохранении семейной памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 5 мая 2021 г. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikaja-otechestvennaja-voina-vsemeinoi-p... (дата обращения: 17.05.2024)
10. Выставка в краеведческом музее // Большевик. 1944. 26 апр. С. 2. ГАКК — Государственный архив Краснодарского края. Ф. Р-687. Оп. 1. Д. 55, 59, 115; Оп. 3. Д. 1346-а; Ф. Р-1626. Оп. 1. Д. 1б; Ф. Р-1722. Оп. 1. Д. 2.
11. Глуховцев А. Е. Слово о самом себе // Архивы Краснодарского художественного музея: фонд 15. А. Е. Глуховцев. Ч. 1 / авт. вст. ст. — сост. Ю. А. Солодовников. Краснодар : МС-Центр, 2010. С. 31–135.
12. Заславский Д. И. «Батя» и его сыновья // Правда. 1945. 19 февр. С. 3. Из истории советской архитектуры 1941–1945 гг. : Документы и материалы / отв. ред. К. Н. Афанасьев, сост. Т. А. Малинина. М. : Наука, 1978.
13. Искусство на службу Красной Армии // Правда. 1942. 14 февр. С. 1. К открытию музея Островского // Большевик. 1942. 30 дек. С. 2.
14. Каплер А. Я. В тылу врага. Краснодар : Крайиздат, 1942. Катаев В. П. Семья Игнатовых // Катаев В. П. Собрание сочинений : в 10 т. Т. 10. М. : Худож. лит., 1985. С. 117–120.
15. Костанов Д. Поэт, боец, герой (памяти Х. Андрухаева) // Адыгейская правда. 1942. 23 апр. С. 2.
16. Краснодарский художник Д. С. Федоров работает над портретом Героя Советского Союза Е. А. Костылева, кубанского казака, уроженца г. Краснодара. Фото П. Кальницкого // Советская Кубань. 1945. 5 авг. С. 4.
17. Красные кавалеристы: сборник очерков и корреспонденции с фронта о героических подвигах наших славных кавалеристов в борьбе с фашистскими разбойниками. Краснодар : Краев. кн. из-во, 1941.
18. Кубань в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 : Рассекреченные документы. Хроника событий : в 3 кн. Кн. 2. Ч. 1 : 1943 год / сост. А. М. Беляев, И. Ю. Бондарь. Краснодар : Советская Кубань, 2003.
19. Матвеева Н.Ю. Понятие ценностной идеи в политологическом познании // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2013. № 4. С. 3-18.
20. Между перспективами новых идентичностей и вызовами войн памяти. Материалы международной научной конференции. Часть II. Материалы социологических исследований / Отв. ред. В.В. Журавлев. [Электронное издание]. СПб.: Издательство «Наукоемкие технологии», 2021.
21. Морозов Н. Оберегать могилы героев Отечественной войны // Известия. 1944. 29 дек. С. 3. НАРА — Национальный архив Республики Адыгея. Ф. 581. Оп. 1. Д. 66; Ф. Р-587. Оп. 1. Д. 1, 2.
22. Мощенко М.В. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния// Новая и Новейшая история. 2001.№ 4.
23. Павленко П. А. Русская повесть. Краснодар : Крайиздат, 1942. Память и время: из художественного архива Великой Отечественной войны, 1941–1945 гг. : материалы, документы, статьи, комментарии документов / Т. Г. Малинина, Е. В. Огаркова. М. : Галарт, 2011.
24. Путин В.В.: Искажение итогов Второй мировой войны крайне опасно. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.info-altai.ru/news/putin-iskazhenie-itogov-vtoroi-mirovoi-voiny-krain, дата обращения: 17.05.2024.
25. Саралиева З.С., Балабанов С.С. Отечественная Война в памяти трёх поколении// Социс.2006. № 11.
26. Соколова М.В. Что такое историческая память// Преподавание истории в школе. 2008.№ 6.
27. Суворов В. День М/ В. Суворов. - М.: АСТ, 2007.- 432 с.
28. Тавокин Е. П., Табатадзе И.А. К вопросу об исторической памяти о Великой Отечественной Войне// Социс. 2010.№ 5.
29. Шульц Э.Э. Стереотипные образы Великой Отечественной войны: механизированные корпуса // Наука. Общество. Оборона. 2021. № 4. С. 33-33. DOI: 10.24412/2311-1763-2021-4-33-33; EDN: RAOTEP
30. Шульц Э.Э. Формирование образа СССР в контексте исторического мифа о начале Второй Мировой войны // Образ Советского Союза в современной актуальной повестке: историческое наследие, мифы и войны памяти. Материалы международной научной конференции. СПб.: Издательство «Наукоемкие технологии», 2022. С. 107-112.
31. Шульц Э.Э. Формирование самостоятельности мышления и позиции учащихся на фактах Великой Отечественной войны // Духовное наследие Великой Отечественной войны - важнейший источник духовно-нравственного воспитания молодежи [Электронный ресурс]. Материалы V Международной научно-образовательной конференции «Нестеровские чтения», посвященной Дню Памяти святого преподобного Нестора Летописца, а также празднованию 75-й годовщины победы в Великой Отечественной войне (г. Луганск, 14 ноября 2019 г.). М.: Принтика, 2020. С. 273- 283.