Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Саамская культура и история были одной из самых обсуждаемых областей интересов ученых во всех скандинавских странах, а также в России и США. Это связано с рядом причин, но главная из них касается аналогичной культурной истории, как и многие других коренных народов, чья связь с природным миром в прошлом поддерживалась ритуальными практиками и прямой зависимостью от природы. Все коренные народы жили в тесном контакте с животным миром. Примерно 350 лет назад в Лапландии эти отношения с природным миром были брошены в хаос, так как шведские и норвежские правительства разрешали христианским церквям, епископам и священникам отстаивать свои полномочия над людьми оленей, что со временем привело к значительным изменениям в древней охотничьей культуре и кочевом образе жизни.
Сегодня саамы в Финляндии, очень похожи на другие меньшинства, которые находятся в процессе борьбы за сохранение своей культуры и самобытности, которая постоянно переопределяется удовлетворением потребностей людей, живущих в саамских районах северной Финляндии и России. Один из способов, в котором эта борьба воплощается и изображается, это искусство и средства массовой информации. Таким образом, тема курсовой работы является актуальной.
Объект исследования – саамская культура.
Предмет исследования – историческая хронология и современное состояние саамской культуры.
Цель курсовой работы – охарактеризовать историю и современные особенности саамской культуры.
Хронологические рамки работы: с 98 г н.э., когда саами впервые упоминаются как отдельный этнос – до настоящего времени.
Задачи курсовой работы:
Охарактеризовать историческую перспективу развития саамской культуры.
2. Проанализировать современное состояние культуры саамов.
Литературная база исследования включает монографии, периодические источники по теме исследования и словари.
Что касается степени разработанности проблемы в литературе, то данная тема представлена в основном в работах норвежских и финских авторов, а также российских исследователей, занимающихся изучением проблем коренных народов.
Методологической основой работы является совокупность методов и приемов научного познания. Системный подход является основой методологии курсовой работы.
Научная новизна исследования состоит в систематизации исторической линии развития культуры саамов с момента зарождения до настоящего времени.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов курсовой работы в процессе изучения динамики развития саамской культуры в исторической перспективе.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ СААМСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Процесс развития саамской культуры и экономики
В то время как саамы считаются жителями Лапландии, однако, у них никогда не было собственной страны. Они являются коренными жителями северной Скандинавии и большей части Финляндии. Их соседи называли их саапами, но они предпочитают называть себя Самер или Сами, поскольку Лапп означает «клочок ткани для штопки» и был дан им, людьми, на чьих землях они поселились.
Саамы впервые появляются в письменной истории в работах римского автора Тацита примерно в 98 г. н.э. Почти 900 лет спустя норвежский вождь, посетивший короля Альфреда Великого из Англии, говорил об «этих оленеводах, которые платили ему налоги в форме из меха, перьев и китовых костей». На протяжении многих веков многие вооруженные нации, в том числе карелы, шведы, датчане, финны и русские, требовали их лояльности и налогов. В некоторых случаях саам должен был платить налоги двум или трем правительствам, а также штрафы, наложенные одной страной для уплаты налогов другой .
По свидетельствам этнографов, саамский народ, вероятнее всего, происходит от пришедшего в земли Скандинавии в ранненеолитическую эпоху (после отступления ледяного покрова по завершении последнего ледникового периода) финно-угорского по своим корням населения археологической культуры комша, проникавшего в Восточную Карелию, Финляндию и Прибалтику, начиная с IV тыс. до н. э. Предположительно в 1500-1000-х гг. до н. э. начинается отделение протосаамов от единой общности носителей языка-основы. Греческий историк Пифей в 325 г. до н.э., вероятно, упоминает их, когда пишет о живущем далеко на севере народе финнов (pinnai). В своем труде «Германия» 98 г н. э. Тацит, говоря о народе фениев (finni), по всей видимости, описывает повседневную жизнь древних саамов. Из Южной Финляндии и Карелии саамы мигрировали дальше на север, спасаясь от распространяющейся финской и карельской колонизации и, предположительно, от обложения данью. В течение I тыс. н. э. они постепенно вышли к побережью Северного Ледовитого океана и добрались до территорий своего нынешнего проживания .
Различий между экономикой горных и прибрежных саамов не существовало на протяжении нескольких веков после этого. До XVII века культура и экономика саамов была по большей части, однородной. Фактически, на этом этапе различие между «горными саами» и «прибрежными саами» является лишь одним из экологических различий. То есть «прибрежные саамы» - это те, кто жил вдоль побережья, а «горные саамы» - это те, кто жил в горах. Точно так же существуют экологические различия между «речными саами», «оленями саами» и «лесными саами» в этнографической группе саами .
Саамская колонизация побережья имеет очень долгую историю. Экономика саамов была привязана как к земле, так и к морю. Несмотря на то, что в этой культуре промысла и охоты существуют различия, из-за местоположения: прибрежные или внутренние, еще не было обширного оленеводческого кочевничества. Все саамы держали одомашненных северных оленей для различных целей (включая охоту на диких северных оленей на мясо). Самы были распространены по всему побережью небольшими группами и практиковали сезонное кочевничество, перемещаясь из одной зоны в другую, когда менялись времена года. В отличие от «горных саами» прибрежные саамы не следовали за северными оленями в своих миграциях, но переезжали с сезонами на охоту и рыбу в разные районы, отсюда и ярлык «полукочевые».
Трудно точно определить, почему именно эти саамы оказались на побережье, а не где-то в другом месте, но это может помочь взглянуть на географию Финнмарка, которая, по-видимому, была наиболее благоприятным местом для жизни. Финнмарк – самая большая и самая северная часть норвежских провинций, общая площадь которых составляет 48 700 квадратных километров. В Норвегии в ней самый холодный климат, но из-за Гольфстрима температура довольно умеренная по сравнению с другими странами на той же широте. Хотя средняя среднегодовая температура в Западном Финнмарке составляет от 1 до 2 градусов по Цельсию, внутренняя среда имеет годовую среднюю температуру минус 3 градуса Цельсия, а также наибольшее ежегодное колебание температуры. Вдоль побережья зимние температуры не такие экстремальные, а летние температуры все еще довольно прохладные. Западная половина Финнмарка заметно отличается рядом фьордов и островов, благоприятных для хорошей рыбалки и мягким морским климатом, предоставляя богатые пастбища для овец и крупного рогатого скота. В течение осени прибрежные горные хребты, покрытые вереском и другими крупными травами .
Используя литературные источники, можно утверждать, что экономика саамов продолжала существовать, по крайней мере, до середины XVIII века среди определенных групп .
Летом отдельные группы проживали в устье фьордов и на островах. Среди занятий основными были следующие: рыбалка, охота, сбор яиц и пера. Осенью они перемещались к основанию фьорда, где они располагались у кромки воды и продолжали ловить рыбу, заготавливать древесину для отопления в зимний период и строительства лодок на следующий сезон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Альбом с фотографиями из архива Георгия Мартыновича Керта – Мурманск: Ассоциация кольских саамоов, 2017. – 68 с. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.lovozerie.ru/gallery1/category/191-kert-g-m-foto-50kh-90kh-godov-xx-veka.html– Дата обращения: 18.12.2018.
2. Шумкин В. Я. Отчет о работах Кольской экспедиции за 1991 г. Архив ИИМК РАН, ф.1,оп.1, 1992.
Фрагмент для ознакомления
3
3. Бакула В.Б. Лексика свадебного обряда в кильдинском диалекте саамского языка // IX Масловские чтения: сборник научных статей / науч. ред. Н.Г. Благова. – Мурманск: МГГУ, 2011. – Ч. 1. – С. 83–87. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle
/123456789/10612/Bakula%20V.%20B..pdf?sequence=1 – Дата обращения: 28.10.2018.
4. Берков В.П. Новый большой норвежско-русский словарь в 2-х томах. – М: Живой Язык, 2016. – 213 с. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1281861/ – Дата обращения: 27.10.2018.
5. Лукин Ю. Ф. Перфоманс этнокультурного ландшафта Арктики в глобальном и региональном измерениях // Арктика и Север. – 2011. – № 1. – С. 77. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru
/article/n/perfomans-etnokulturnogo-landshafta-arktiki-v-globalnom-i-regionalnom
-izmereniyah- Дата обращения: 28.10.2018.
6. Соколова З. П., Степанов В. В. Коренные малочисленные народы Севера. Динамика численности по переписям населения / Этнографическое обозрение. – 2007. – № 5. – С. 75-95. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://narfu.ru/university/library/books/2717.pdf - Дата обращения: 28.10.2018.
7. Ткаченко А. А., Корюхина А. В. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Этнографическое обозрение. – 1995. – № 3. – С. 34-35. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/107124858/ - Дата обращения: 28.10.2018.
8. Asp E. The Lapps as a Minority Group in Finland // Ethnic Minorities. Turku, 1993. – Р. 45-48.
9. Вeach, Hugh.A Year in Lapland. – Washington, D.C.: Smithsonian Institution, 1993. – 76 р.
10. Gaski Harald The Sami People: The 'White Indians' of Scandinavia// American Indian Culture and Research Journal. – Vol. 17. – 2013. – Р. 115-128. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://uclajournals.org/doi/10.17953/
aicr.17.1.6427j6g14h536v13 - Дата обращения: 28.10.2018.
11. Gaski, Harald. In the Shadow of the Midnight Sun. University of Washington Press, Seattle, 1997. – 214 р.
12. Guttorm, Gunvor Duodji Sami Handicrafts – A Part of the Whole//On the Terms of Northern Women, Tuohimaa S. et.al (eds), Northern Gender Studies Publication Series. – No. 1. – Oulu, Femina Borealis. 2005. – Р. 34-38.
13. Gaski, Harald. Sami Culture in a New Era. University of Washington Press, Seattle, 1997. – 112 р. – Электронный ресурс. – Режим доступа: https://arctic.journalhosting.ucalgary.ca/arctic/index.php/arctic/article/download/954/979 – Дата обращения: 27.10.2018.
14. Henriksen J. The Legal Status of Samiland Rights in Finland, Russia, Norway and Sweden // Indigenous Affairs. – 1996. – № 2. – Р. 45-49.
15. Keskitalo A.I. Research As An Inter-Ethnic Relation//Acta Borealis, B. Humaniora. – 2014. – No. 13. – Р. 15-42.
16. Lander, Patricia Slade, and Claudette Charbonneau.The Land and People of Finland. – New York: Lippincott, 1990. – 106 р.
17. Meløy L. Lind. Internatliv i Finnmark. Skolepolitikk 1900-1940. – Oslo, Det Norske Samlaget, 2011. – 56 р.
18. Nesheim, Asbjørn. Introducing the Lapps. Norsk Folkemuseum, Oslo, 2004. – 113 р.
19. Paine, Robert.Herds of the Tundra: A Portrait of Saami Reindeer Pastoralism. – Washington, D.C.: Smithsonian Institution, 2004 – 89 р.
20. Rajanen, Aini.Of Finnish Ways.Minneapolis. – Minn.: Dillon Press, 2011. – 112 р.
21. Seurajärvi-Kari, Irja Indigenous Women in the Changing World// On the Terms of Northern Women, Tuohimaa S. et.al, Northern Gender Studies Publication Series. – № 1. – Oulu, Femina Borealis. – Р. 83-88.
22. Thuen T. Quest for Equity: Norway and the Saami Challenge. – Newfoundland, 2012. – 96 р.
23. Vitebsky, Piers.The Saami of Lapland. – New York: Thomson Learning, 2013. – 89 р.