Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В последние два десятилетия в связи с тем, что компьютерные игры становятся все более популярными, многие исследователи заговорили о таком явлении, как зависимость от компьютерных игр.
Это явление получило особенно широкое распространение на Западе в связи с развитием интернета и появлением такого класса компьютерных игр, как многопользовательские ролевые онлайн-игры, которые характе-ризуются слабо развитым сюжетом и отсутствием концовки (в них можно играть практически бесконечно). С появлением этого типа игр количество подростков и молодых людей, которые проводят за компьютерными иг-рами 10 и более часов в день, резко возросло.
Анализ литературы, посвященной проблемам зависимости от ком-пьютерных игр, позволяет нам сделать вывод, что эта проблема имеет два аспекта. С одной стороны, зависимость от компьютерных игр приводит к проблемам в развитии: нарушается общение, сужается кругозор игроков, возникают трудности в учебе, профессиональной деятельности и т.д. С другой стороны, есть основания утверждать, что люди, страдающие ком-пьютерными играми, обладают специфическими особенностями умствен-ного и личностного развития. Эту особенность развития можно рассмат-ривать не только как результат его зависимости от компьютерных игр, но и как предпосылку, ведущую к зависимости от компьютерных игр.
Итак, с одной стороны, можно выделить некоторые результаты ум-ственного и личностного развития, вытекающие из зависимости от компь-ютерных игр. В то же время, с другой стороны, можно предположить, что зависимость от компьютерных игр, возникающая у некоторых людей, име-ет определенную психологическую основу.
Соответственно, работа психолога для людей с зависимостью от компьютерных игр может заключаться в том, чтобы предотвратить воз-никновение такой зависимости и помочь тем, кто пристрастился к компью-терным играм.
В США, Европе и Корее уже существуют психологические центры, занимающиеся лечением зависимости от компьютерных игр. Однако, как видно из литературы, люди, избавившиеся от такого рода зависимости, часто практически перестают пользоваться компьютерами. Кроме того, после такого «лечения» у людей в некоторых случаях возникают другие проблемы, связанные с алкогольной или наркотической зависимостью, пристрастием к азартным играм и т.д.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Проблема исследования - выявить условия динамики состояния че-ловека до и после компьютерной игры в зависимости от его психологиче-ского профиля.
Объектом исследования являются особенности динамики состояния человека до и после компьютерной игры в зависимости от его психологи-ческого профиля.
Предметом исследования является динамики состояния человека до и после компьютерной игры в зависимости от его психологического про-филя.
Цель исследования: выявить эффективные условия динамики состо-яния человека до и после компьютерной игры в зависимости от его психо-логического профиля.
Задачи исследования:
1. Изучить типы личностного развития людей с компьютерно-игровой зависимостью.
2. Описать психологические аспекты компьютерных игр.
3. Дать оценку особенностям влияния компьютерных игр на лич-ность.
4. Проанализировать состояние человека до и после компьютерной игры в зависимости от психологического типа игрока.
§1. Типы личностного развития людей
с компьютерно-игровой зависимостью
Когда на заре развития компьютерных технологий появились первые компьютерные игры, они доставляли удовольствие очень ограниченному кругу людей. В начале двадцатого века популярность компьютерных игр начала расти гигантскими темпами в связи с появлением игровых приста-вок, дальнейшим развитием и увеличением доступности компьютеров. Со-гласно результатам социологического исследования, проведенного в Рос-сии в конце 2005 года, более 50% владельцев персональных компьютеров используют их для игр. На основании уже имеющихся психологических исследований можно говорить о существовании довольно большой груп-пы людей, зависимых от компьютерных игр, в последнее время привлека-емых многими исследователями из разных областей.
Таким образом, дети уже могли играть один на один с компьютерной программой на самых простых игровых приставках или играть в одну и ту же игру со своими сверстниками. В настоящее время идея современной игры получила продолжение благодаря развитию Интернета: появился отдельный, резко отличающийся от него тип компьютерных игр - много-пользовательские онлайн-игры или игры через Интернет. Их основные от-личия - одновременная игра нескольких тысяч игроков со всего мира в виртуальном пространстве, условный сюжет и невозможность пройти игру до конца. Таким образом, в рамках компьютерных игр можно условно выделить два больших класса: первый отличается тем, что компьютер вы-ступает партнером субъекта в игре, а второй служит средством общения между двумя или более субъектами [12].
Недавние исследования в этой области и наши наблюдения показы-вают, что зависимость от компьютерных игр чаще развивается у людей, которые играют во второсортные игры. На данный момент большинство западных исследователей сопоставляют компьютерную зависимость с классическими зависимостями, такими как алкоголизм и наркомания, и применяют аналогичные методы лечения.
В Америке, Европе и Корее уже есть несколько психологических центров по лечению зависимости от компьютерных игр, но люди, изба-вившиеся от такого рода зависимости, почти не пользуются компьютера-ми, а в некоторых случаях у них возникают другие проблемы, связанные с алкогольной или наркотической зависимостью, азартными играми. Кроме того, механизмы и причины, лежащие в основе зависимости от компью-терных игр, заключаются в том, что люди, которые избавляются от этого типа зависимости, почти не пользуются компьютерами, и в некоторых слу-чаях у них возникают другие проблемы, связанные с алкогольной или наркотической зависимостью, зависимостью от азартных игр. слабо изу-чен, поэтому недостаточно эффективных методов профилактики не суще-ствует.
Мы считаем, что вне общей теории и методологии игровой деятель-ности невозможно решить проблему людей с зависимостью от компьютер-ных игр. Анализ исследований игровой деятельности в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского позволил нам сделать два важных вывода, непосредственно связанных с проблемой компьютерных игр и особенностями людей с зависимостью от компьютерных игр.
Во-первых, идея Е.Е. Кравцовой о двухмерности игры, основанная на утверждении Л.С. Выготского о том, что ребенок в игре «плачет как больной и одновременно радуется как игрок», означает по отношению к интересующей нас проблеме, что человек, играющий в компьютерную иг-ру, с одной стороны, ориентирован на компьютеру и, с другой стороны, должен быть независимым от
Другими словами, когда человек действительно играет в компью-терную игру, его позиция «пациента» связана с действием, которое проис-ходит на компьютере, определенной ролью и т. д. Это означает, что, если человек действительно играет в компьютерную игру, его позиция «пациен-та» связана с действием, которое происходит на компьютере, определен-ной ролью и т. Д. Но в то же время он не должен терять позицию «игро-ка», поэтому он не может «войти» ни в игру, ни в компьютер. Во-вторых, было установлено, что игра позволяет развивать творческие способности только при наличии так называемого субъекта игровой деятельности (Т.С. Новиков).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова С.В. Вредные привычки. Избавление от зависимостей - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 186с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. СПб.: Лениздат, 1992.
3. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита // Антология нечистой си-лы. М.: Книга, 1991. – С. 210.
4. Бурлаков И. «Homo Gamer: Психология компьютерных игр».: Независимая фирма Класс; Москва; 2000г.
5. Владимирова Н.А. Дидактические игры на уроках информати-ки. // Информатика и образование. - 2005. № 4. - С. 48-51.
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребен-ка // Вопр. психол. 1966. № 6; Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Эльконин Д.Б. Пси-хология игры. М., 1978.
7. Газзэйли, Компьютерные игры улучшают память и внимание пожилых людей, М. 2013.
8. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. — 2-е изд., стер. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воро-неж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 240 с.
9. Грамолин В.В. Обучающие компьютерные игры. Информатика и образование. - 2007. №4. - С. 63-65.
10. Еременко В.В. Транскультурные особенности самосознания личности с аддиктивным поведением в подростково-юношеском возрасте. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007.
11. Иванов М. С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека. Режим доступа: http://flogiston.rU/articles/netpsy/gameaddict2/comments/1
12. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В.. Психосоциальная аддикто-логия. Новосибирск, Издательство «Олсиб», 2001–251с.
13. Костицкий, В.А. Комиссия по морали: Компьютерные игры со стрельбой должны быть запрещены, М. Сам издат. - 2015.
14. Кравцова Е.Е. Генезис воображения в детском возрасте // Журн. фонда им. Л.С. Выготского. 2001. № 1.
15. Марков, А.Г. Косвенная» подростковая агрессия выгоднее прямой, С-П, 2017.
16. Минаев, А.Г. Игровые приставки в домах престарелых, М. 2013.
17. Новикова Т.С. Психологическое значение сюжетно-ролевой иг-ры в онтогенезе личности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.
18. Пиаже Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
19. Рапацевич Е.С Педагогика: Большая современная энциклопе-дия / Сост: Е.С. Рапоцевич - М, 2005. - 518с.
20. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология, Спб.: Питер, 2007. - 208 с.
21. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. - Ростов- на - Дону: Феникс, 2004. - 520с.
22. Федоров А. В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием». Педагогика. - 2005. - 336 с.
23. Фомичева Ю.В., Шмелев А.Г., Бурмистров И.В. Психологиче-ские корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 1991. №3. С. 27-39.
24. Фрейд З. Я и Оно / Труды разных лет (в двух томах). Тбилиси: Мерани, 1991.
25. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.
26. Хель, И.Д. Геймеры обошли хирургов в профессиональных навыках, М. 2018ю
27. Цымбалюк И. С. Подросток в информационном мире: практика социального проектирования, 2010. - М.: НИИ школьных технологий. - 256с.
28. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологиче-ских исследований // Психологический журнал, 1999, том 20, №1, с 86-102.
29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
30. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного / Аналити-ческая психология. М.: Мартис, 1997.
31. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: АСТ; СПб.: Университет-ская книга, 1996.
32. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография.— Днепропетровск: Пороги, 200