Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы заключается в том, что конкуренция с каждым годом она становится все интенсивнее. Механизм формирования конкурентных преимуществ предприятий составляет основу конкурентоспособности. Эффективность функционирования и прибыльность деятельности любой организации в современных рыночных условиях тесно связаны с экономической безопасностью.
Степень научной разработанности. Понятие конкурентоспособности постоянно изучалось учеными. Многие ученые (Лопасов Е.А., Отварухина И.С.) считают, что конкурентоспособность связана с обладанием факторами производства. Другие ученые (Репин А.Д., Павленко П.С.) считают, что важно учитывать свойства выпускаемой продукции. Поэтому изучение и оценка уровня конкурентоспособности является очень актуальной темой для современных предприятий.
Цель работы - комплексный анализ конкурентоспособности предприятия и его экономической безопасности, которые влияют на результат деятельности компании.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность конкурентоспособности,
выявить факторы экономической безопасности предприятий,
исследовать конкурентные преимущества предприятия
разработать рекомендации для повышения конкурентоспособности предприятия.
Объект работы – экономическая безопасность предприятия.
Предмет работы - конкурентоспособность предприятия.
Методологическая основа: анализ, синтез, сравнение.
Структура работы включает в себя введение, две главы и заключение. В первой главе анализируется понятие конкурентоспособности. Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость заключается в разработке мер по повышению конкурентоспособности предприятия.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов (Баринов В.А., Габибова М.Ш., Жгунова П.А., Иванова Л.А., Каткова Т.В., Квасникова В.В., Котова С.В., Кохно Н.О., Мокроносов А.Г., Намыслова У.Д. и др.), ресурсы Интернет. Однако в этих трудах не достаточно раскрыт перечень основных мероприятий, направленных на повышение уровня конкурентоспособности предприятия, действующего на рынке. Поэтому данный вопрос нуждается в дополнительном изучении и исследовании.
ГЛАВА 1.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1.Понятие конкурентоспособности предприятия и принципы ее оценки
Понятие конкурентоспособности постоянно изучалось учеными.
Конкурентоспособность - это комплексная характеристика, учитывающая большое количество взаимосвязанных факторов.
Оценка конкурентоспособности должна включать в себя потребительскую привлекательность и интересы производителей в производстве и реализации этой продукции по мнению Отварухиной И.С. [25, c.114].
По мнению Павленко Н.С. конкурентоспособность предприятия связана со стабильной способностью производить и продавать изготавливаемую в течение долго времени компанией продукцию, которая будет пользоваться из-за своих качественных характеристик (ценовая и товарная составляющая) большим спросом у населения страны или региона [26, c.34].
Так, на уровень конкурентоспособности предприятия влияют материальные, энергетические, информационные факторы, приходящие из внешней среды.
Многие ученые (Лопасов Е.А., Отварухина И.С.) считают, что конкурентоспособность связана с обладанием факторами производства. Другие ученые (Репин А.Д., Павленко П.С.) считают, что важно учитывать свойства выпускаемой продукции. Поэтому изучение и оценка уровня конкурентоспособности является очень актуальной темой для современных предприятий.
Основные составляющие понятия конкурентоспособности изображены на рисунке ниже на рисунке 1.
Рисунок 1 - Составляющие конкурентоспособности [19, c.147]
Для оценки конкурентоспособности используются целостные и сопряженные модели производственно-хозяйственной деятельности конкурирующих предприятий в рамках рассмотрения имитационного моделирования.
Этот инструмент строится на базе методологии сценарного моделирования оперативной игры теории операционной игр (Кононенко, Шевченко; Ерешко, Кокуйцева).
Рисунок 2 – Методы оценки конкурентоспособности
Выделяют следующие инструменты для оценки конкурентоспособности:
1.Матрица Boston Consulting Group (BCG) - это метод, который основан на маркетинговой оценке продуктов предприятия.
2.Матрица McKinsey, представляющая систему координат, которая используется для принятия стратегических решения, основанные на взаимосвязи двух параметров: "конкурентоспособность компании” и “привлекательность отрасли";
3.Матрица Ансоффа помогает разработать возможную стратегию компании в условиях рынка.
4.SWOT-анализ - этот метод, направленный на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также потенциальных возможностей и внешних угроз.
Еще один инструмент, который предлагается использовать в процессе оценки конкурентоспособности предприятий – известная методика
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Герчикова И.Н. Менеджмент организации. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 162 с.
2. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2021. – 626 с.
3. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление/ В.Г. Елиферов. - М.: Дашков и Ко, 2020. - 386 с.
4. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2019. – 576 с.
5. Ларионова И.К. Стратегическое управление/ И.К. Ларионова. – М.: Дашков и К, 2022. – 274 с.
6. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 375 с.
7. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях/ Л.А. Радченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 352 с.
8. Сергеев И.В. Экономика предприятий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uchebnik.biz
9. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2020. - 350 с.
10. Учитель Ю. Г. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 275 с.
11. Черногорский С.А. Основы финансового анализа/ С.А. Черногорский. - М.: Герда, 2021. - 176 с.
12. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: Дашков и К, 2019. – 367 с.
13. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности/ В.Г. Шипунов. - М.: Инфра-М, 2022. - 504 с.
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия/П.Н. Шуляк. – М.: Дашков и К, 2023. – 502 с.
15. Янковская, В.В. Планирование на предприятии: Учебник / В.В. Янковская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2020. - 425 c.