Фрагмент для ознакомления
2
Внеклассное занятие состоит из нескольких компонентов, таких как:
1. Коммуникативная составляющая включает предметную сторону обучения: область общения, тему, ситуацию общения (в кино, в магазине, кафе и т. д.), виды речевой деятельности, аспекты языка, социокультурный аспект.
2. Психолого-педагогическая составляющая включает в себя значимые задачи, мотивацию.
3. Методологический компонент включает методы обучения, технологии обучения, игровые моменты, положения, регулирующие последовательность, и структуру урока [9].
Учитель необходимо для планирования урока иностранного языка:
― знать основные требования, с которыми сталкиваются на уроке современного иностранного языка;
― знать требования к программному обеспечению, относящиеся к практическому уровню владения навыками и способностями для каждого класса для определенного типа школы;
― понимать методологической концепции автора УМК, понимание дидактического значения компонентов и отдельных задач, которые он содержит; принимать во внимание возрастные психологические особенности учащихся, в том числе индивидуальные, их общий уровень развития. При реализации внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык» за содержательный компонент образовательной программы отвечает учебно-методический комплекс, который определяет темы занятий, учитывая возрастные особенности учащихся.
― учитывать уровень владения иностранным языком учащихся этого класса, отношение учащихся к предмету [17].
Чтобы добиться профессионального успеха, учитель должен обладать рядом методологических навыков, среди них следует выделить следующие: проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контролирующие, исследовательские, вспомогательные [12].
На уроке иностранного языка создается особая среда общения учителя и ученика, которая достигается за счет того, что учащиеся разговаривают между собой. В то же время речь учителя должна быть образцовой, легкой для понимания.
2.2 Формы организации внеклассного занятия на уроках английского языка в средней школе
Сложность изучения иностранного языка состоит в том, что изучение иностранного языка происходит вне языковой среды и ограничено во времени. Обучающимся не дают достаточно времени, чтобы говорить во время урока. Уроки в основном полны множества грамматических и словарных упражнений, чтения и перевода иностранных текстов. В связи с этим, основанная на естественной потребности в общении на иностранном языке и необходимости использования навыков владения иностранным языком в реальной жизни, мотивация к изучению иностранного языка помогает достичь важных результатов в обучении иностранному языку.
Понятие «форма организации» разнится в урочной и внеурочной деятельности. Формы организации внеурочной деятельности по предмету «Иностранный язык», такие как лингвострановедческие викторины, игры, дебаты, близки к понятию «прием» в урочной деятельности.
Формы внеурочной деятельности достаточно многообразны. Сейчас мы рассмотрим несколько классификаций. Чаще всего их делят по количеству участников. Многие авторы выделяют:
- индивидуальные (исследовательские задания, конструкторские работы, творческие разработки и проекты и др.);
- групповые (секции, кружки, конференции и др.);
- массовые (вечера, КВН, викторины, выставки, спектакли, предметные недели и др.) [18].
В свою очередь массовые формы внеклассной работы делятся на соревновательные, культурно-просветительные, публицистические и исследовательские. Рассмотрим кратко названные формы.
Формы соревнований – конкурсы, викторины, олимпиады, игры, организуемые после изучения тем обсуждения. Эти формы объединяет одно: во время мероприятий школьники отличаются творческой активностью, соревновательным духом и любознательностью. Вышеизложенное способствует лучшему запоминанию и облегчает использование и усвоение используемого лексического и грамматического материала.
Публицистические формы работы – различные стенгазеты, рекламные плакаты, электронные газеты и буклеты. В этой форме работы задачей обучающихся является разработка и производство материалов, способствующих развитию практических навыков и умений по иностранным языкам. Создание интересного материала для учащихся и реалистичных ситуаций для обсуждения. При этом развиваются самостоятельность, мышление, организованность и ответственность, расширяется кругозор, развивается креативность при выполнении поставленных задач, развивается умение работать в команде.
Культурные и образовательные формы включают вечера, фестивали, устные дневники, фестивали и уроки поэзии. Внеклассные формы исследований включают работу над проектами и участие в различных конференциях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся : основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.
2. Бим, И. Л. Цели обучения иностранного языка в рамках базового курса / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 1. – С. 48–52.
3. Внеурочная деятельность: теория и практика. 1-11 классы / сост. Енин, А.В.– 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017. -288с.- (Современная школа: управление и воспитание).
4. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения // ИТС. - 2004. - №2. [Электронный ресурс] -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-urochnyh-i-vneurochnyh-form-obucheniya [Дата обращения: 17.01.2024].
5. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стер. / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
6. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам / Н.И. Гез. — Москва.: Высш. школа, 2016. — 373 с.
7. Данилюк А.Я. Исторические этапы развития интегративных процессов [Электронный ресурс] // Современные проблемы становления профессионально-педагогической культуры (преподавателя вуза, колледжа, лицея, школы): материалы Межвузовской науч.-практ. конф. – Режим доступа: http:// rspu.edu.ru/science/cjnferences/01_03_22/daniiuk. html [Дата обращения: 15.01.2024].
8. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов // Гуманитарные науки и образование. - 2016. -№ 4 (8). - С. 13-17.
9. Зимняя И.А., Земцова Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. -2008. - № 5. - С. 14-19.
10. Игнатов С.Б., Игнатова В.А. Интегративный подход в моделировании современного образования // Социально-экологические технологии. – 2016. – № 3. – С. 20–23.
11. Кристинина Е. И. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе (из опыта работы) / Е. И. Кристинина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 100-104. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8132/ [Дата обращения: 17.01.2024].
12. Куксина Т.А., Горелов В.И., Карелова О.Л. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (13) том 4. С. 21 - 26. 2019 г. ISSN 2712-8849 // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.вестник-науки.рф/article/1155 [Дата обращения: 18.01.2024].
13. Куксина Т. А. Моделирование развития школьной системы образования в России / Т. А. Куксина // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 499-502. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65427/ [Дата обращения: 18.01.2024].
14. Машарова Т. В., Радачинская Э. С. Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательной активности младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - №3. [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-urochnoy-i-vneurochnoy-deyatelnosti-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshego-shkolnika [Дата обращения: 17.01.2024].
15. Машарова Т.В., Малова Т.В., Пивоваров А.А. Метапредметность: возможности ее реализации в образовательной деятельности. – М.: КНОРУС, 2017. – 182 с.
16. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования: письмо Минобрнауки России от 12 Мая 2011 г. N 03-296. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2011/05/12/ 68126/textpage/2/ [Дата обращения 16.01.2024].
17. Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
18. Петруленков В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1–11 классы/ В. М. Петруленков. — М.: ВАКО, 2015.-112 с.
19. Попова И.Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС / И.Н. Попова // Народное образование. 2013. №1. - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos (дата обращения: 18.01.2024].
20. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - Москва : Просвещение, 2016. - 239 с.
21. Степанова Л.А. Взгляды отечественных ученых-педагогов ХХ века на проблему развития общеметодических основ обучения и их реализации в школьной практике. – М.: Перспектива, 2018. – 156 с.
22. Тенищева В.Ф. Интегративно-контекстная модель формирования профессиональной компетенции: Дис. ... д-ра пед. наук / В.Ф. Тенищева. - М., 2008. - 399 с.
23. Уваева Э. В. Классно-урочная система в педагогических теориях Я. А. Коменского, И. Ф. Гербарта, К. Д. Ушинского и отечественной дидактике с 1917 по 1990-е гг. : учеб. пособие / Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Бийс. пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина". — Изд. 2-е, испр. — Бийск : БГПУ, 2008. — 78 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Приказ Мин. образования и науки РФ от 31.12.2015 г. №1577. - [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф/документы/8034.