Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Правоотношения, которые связаны с оборотом и переустройством недвижимости, - одна из тем, никогда не утрачивающая актуальности в течение всей истории государства и права. Разработка спорных вопросов в данной сфере составляет неотделимую часть предмета теоретической науки.
Особенность и трудность задетой темы о недвижимости, а в частности машино-месте, заключается в двойственном характере ее правовой природы. С одной стороны, образование и эксплуатация объектов недвижимости выступает разновидностью предпринимательской деятельности, которая осуществляется в частноправовом, дозволительном режиме, а с другой стороны данная деятельность реализуется с учетом императивных положений, которые сформулированы в градостроительном, жилищном, экологическом, земельном законодательстве, т.е. с учетом публично-правовых определений нашей страны.
Параллельно с этим, нынешнее законодательство до сих пор содержит неточные и противоречивые формулировки в отношении базовых основ гражданского права, к числу которых относятся и понятия недвижимости, недвижимого имущества, недвижимых вещей выступающих как объекты гражданских прав.
Данное обстоятельство приводит к заключению, что юридическое регулирование отношений в области недвижимости обязано носить комплексно-согласованный характер, который включает в себя как положения частного законодательства, целый ряд институтов, так и иных отраслей права, таких как - административного, земельного, экологического и прочие, традиционно причисляемых к публично-правовому регулированию.
Степень научной разработанности исследования. Ряд отечественных правоведов исследовали недвижимое имущество как объект гражданских правоотношений и связанные с ним проблемные вопросы правоприменительной практики: Ю.А. Волочай, Н.В. Диаковская, М.А. Димитриев, И.А. Дроздов, Д.В.Замышляев, А.А. Иванов, О.С. Иоффе, О.А. Коротких, Л.В. Лапач, К.И. Магомедова, О.Б. Новикова, С.А. Степанов, Г.Ф. Шершеневич и др.
Целью курсовой работы является анализ машино-места как объекта недвижимости.
Достижение отмеченной цели породило выявление и решение следующих задач:
- дать определение машино-места как объекта недвижимости;
- рассмотреть проблемы правового режима машино-места как объекта недвижимости;
- выделить особенности приобретения права собственности на вновь созданные объекты недвижимости в виде машино-места;
- рассмотреть защиту собственника при приобретении машино-места через инвестиционный контракт;
- рассмотреть государственную регистрацию прав на машино-место.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые складываются в процессе оборота такого объекта недвижимого имущества, как машино-место.
Предмет курсовой работы включает законодательство и практику его применения, а также научные труды отечественных ученых.
Практическая значимость. Положения курсовой работы, а также выработанные в процессе проведенного исследования предложения, которые направлены на совершенствование нынешнего законодательства, могут быть использованы при преподавании гражданского права.
Методологическую составляющую данной работы образуют как универсальные общенаучные методы (структурно-функциональный, аналитический, индуктивный, логический, исторический, дедуктивный), так и специальные юридические методы (сравнительно-правовой, формально-юридический и прочие).
ГЛАВА 1. ПРАВО НА МАШИНО-МЕСТО
1.1 Понятие машино-места как объекта недвижимости
Право на машино-место как субъективное гражданское право имеет свои особенности в правовой системе России, и связано это прежде всего с теми специфическим подходом к недвижимому имуществу как объекту правового регулирования. Поэтому, вначале следует остановиться на общих моментах правового регулирования отношений, связанных с правом собственности на недвижимое имущество в России .
Правовой режим машино-места в российском гражданском законодательстве был определен 1 января 2017 года, с внесением изменений в ст.130 ГК РФ, где машино-место было указано в качестве самостоятельного объекта недвижимости . Тем не менее, само понятие «машино-место» находило свое применение в нормативно-правовом регулировании и гораздо раньше. Так, например, в Приказе Минжилкомхоза РСФСР от 26.01.1984 № 54 «Об утверждении и введении в действие Положения о техническом обслуживании и ремонте специальных машин для ремонта городских дорог», действующем и по настоящее время, в абз.2 п. 5.14 указано, что «к поточной линии со стороны въезда и выезда должны примыкать тамбуры размером на одно машино-место каждый» . Эти тамбуры предназначены для стоянки спецмашин. В Руководстве по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта. РД-200-РСФСР-15-0150-81 (утв. Минавтотрансом РСФСР 03.11.1981) было указано, что «площадь зоны ожидания (количество машино-мест) рассчитывается с учетом суточной программы технических воздействий и принятого режима работы зон ТО и ТР». То есть, понятие машино-место носило не индивидуально-определяющий характер, а скорее количественно-размерную характеристику специально выделенной зоны, связанной со стоянкой и обслуживанием механических транспортных средств. При этом, размерность машино-места могла зависеть от многих обстоятельств, например, класса транспортных средств, предполагаемых к размещению – легковые автомобили в таксопарках, автобусы – в автобусных парках, грузовые автомобили – на транспортных предприятиях и т.д. Каждое машино-место при этом не выделялось ни постоянными, ни временными конструкциями или маркерами.
Индивидуально-определяющий характер мест, предназначенных для стоянки транспортных средств, до 1 января 2017 года носило другое понятие – парковочное место, сущность которого раскрывалась в п.21 ст.1 Градостроительного кодекса РФ , под которым понималось специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся либо элементом дорожной инфраструктуры, либо элементом какого либо здания или сооружения. В научной литературе до 2017 года понятия «парковочное место» и «машино-место» фактически отождествлялись .
С введением в ст.1 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) пункта 29, понятие «парковочное место» стало применяться только к элементам дороги или дорожной инфраструктуры, тогда как для элементов зданий или сооружений стало применяться понятие «машино-место». О том, насколько терминологически обосновано такое разделение общего понятия «место для стоянки транспортных средств» в зависимости от местонахождения – дорога, здание, трудно судить, но и не этот вопрос представляется наиболее существенным для анализа особенностей правового режима машино-места в его действующем легальном толковании. Здесь стоит отметить такую особенность, что парковочное место, в силу его особого современного толкования в градостроительном законодательстве, не может быть обособленным и самостоятельным объектом недвижимости, так как в ст.130 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) указаны только машино-места в качестве элементов зданий и сооружений.
Так, из содержания понятия «машино-место», закрепленного в п. 29 ст.1 Градостроительного кодекса РФ следует вывод, что это понятие не распространяется на места хранения транспортных средств, расположенных на придомовых территориях. Как следует из дословного толкования данной нормы, машино-место обязательно должно быть частью здания или сооружения. При этом, здание, согласно п.п.6 п.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ , равно как и сооружение (п.п.23) представляет собой строительные системы, охарактеризованные наличием несущих и ограждающих конструкций, тогда как придомовая территория, как следует из ее названия, означает что это, прежде всего, земельный участок, который непосредственно примыкает к зданию и предназначен для обслуживания и эксплуатации дома. То есть, придомовая территория ни в коем случае не отвечает критериям здания или сооружения, поскольку она не является строительной системой, а потому, расположенные на этой территории места хранения транспортных средств не могут быть признаны в качестве части здания или сооружения, то есть, не могут быть идентифицированы как машино-места в том понимании, как это зафиксировано в градостроительном законодательстве. Из этого следует вывод, что такие места хранения транспортных средств могут участвовать в обороте лишь как часть общего