Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что суть проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добиваться существенного увеличения объёма производства продукции. Это, в конечном счете, означает повышение производительности общественного труда, что и является критерием (мерилом) повышения эффективности производства. Проблема эффективности производственной деятельности в целом не нова, она существует в той или иной интерпретации с периода возникновения материального производства и отражает взаимосвязь производственных отношений определенного способа производства.
Целью исследования является разработка направлений повышения эффективности внедрения новой техники в производственную деятельность ПАО «Элкод».
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
рассмотреть теоретические основы формирования методики оценки эффективности внедрения новой техники в производственную деятельность ;
оценка экономической эффективности производственной деятельности ПАО «Элкод»;
разработать и обоснование направлений повышения экономической эффективности производственной деятельности ПАО «Элкод».
Объектом исследования выступает хозяйствующий субъект – ПАО «Элкод».
Предметом исследования является методика оценки эффективности реализации инновационного проекта.
Теоретической и методологической основой для написания работы послужили труды ведущих экономистов в области проведения анализа финансово – экономической и производственно – хозяйственной деятельности, статьи авторов в периодических изданиях посвященных проблемам экономической эффективности деятельности современных российских предприятий.
Информационной базой исследования послужили первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность ПАО «Элкод».
Практическая значимость работы состоит в разработке конкретных рекомендаций прикладного характера, которые могут быть использованы предприятием в целях обеспечения производственной эффективности деятельности.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические аспекты формирования оценки эффективности деятельности предприятия
1.1. Понятие, сущность и содержание экономической эффективности производственной деятельности предприятия и факторы, ее определяющие
В рыночной экономике каждое предприятие, будучи экономически самостоятельным товаропроизводителем, вправе использовать любые оценки эффективности развития собственного производства с учетом установленных государством налоговых выплат. Однако существуют общепризнанные категории и понятия, которые используются при решении проблем эффективности. Рассмотрим такие широко применяемые понятия, как экономия, экономический эффект и экономическая эффективность [22, с. 46].
Экономия – абсолютная величина, характеризующая сокращение затрат какого–либо ресурса (как правило, одного) в процессе производства продукции или оказания услуг. Экономия ресурсов количественно определяется как разность двух альтернативных вариантов потребления ресурсов, или как разность планового и фактического расхода, или как разность расходов в прошедшем периоде и в предстоящем и т.п. Понятие «экономия» используется с наименованием ресурса и в обязательном порядке указывается или отрезок времени, на протяжении которого наблюдается сокращение затрат, или объект, на котором рассматривается экономия[12, с. 32].
Понятия «экономического эффекта» и «экономической эффективности» относятся к числу важнейших при изложении основных вопросов экономики предприятия. В обыденной жизни мы часто употребляем слова «эффект» и «эффективность», отождествляя их соответственно с понятиями «результат» и «результативность».
Экономический эффект и эффективность как показатели успешности деятельности предприятия тесно связаны между собой.
Экономическая эффективность производства – результативность производственной деятельности, соотношение между результатами хозяйственной деятельности и затратами живого и овеществленного труда, ресурсами, выражающими достигнутый уровень производительных сил и степень их использования. Из данного определения вытекает, что уровень экономической эффективности есть сопоставление двух величин: экономического эффекта и производственных затрат и ресурсов.
В словаре Ожегова С.И. понятие «эффективный» трактуется как «действенный, дающий эффект», а понятие «эффект» определяется как форма действия, как результат чеголибо, следствия чего-либо [19, с. 22].
Определения эффективности, рассмотренные выше, позволили Борисову А.Б. расценивать эффективность как «результативность процесса, проекта, операции, которая определяется отношением эффекта, результата к затратам, определяющим его появление» [3, с. 25].
Атлас З.В. и Ионов В.Я полагают, что в самом первом приближении эффект и эффективность следует охарактеризовать как плодотворность определенных затрат труда и усилий. Эффективность производства является продуктивным для человека и общества результатом процесса производства [2, с. 78].
Исходя из выше изученных понятий эффективности, эффекта, можно сделать вывод, что некоторые ученые рассматривают такие понятия как «эффект», «итог», «результат» как схожие по смыслу понятия, поэтому возникла необходимость их разграничения.
Экономический эффект предполагает какой–либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект, полученный на предприятии, величина абсолютная, зависящая от масштабов производства продукции и экономии затрат. Экономическая эффективность зависит от экономического эффекта, а также от затрат и ресурсов, которые вызвали данный эффект.
Таким образом, экономическая эффективность – величина относительная, получаемая в результате сопоставления эффекта с затратами и ресурсами. Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки предприятию [10, с. 23].
Таким образом, эффективность выступает доминирующим признаком воспроизводства, который закрепляет в себе меру применения системы экономических категорий и законов с целью наибольшего удовлетворения общественных нужд при наименьших общественных издержках. Эффективность производства, имея согласованность производственных отношений и производительных сил, включает в себя его социальную и производственную результативность, поэтому представляет собой социально-экономическую категорию для каждого вида производства.
1.2. Система показателей, необходимых для оценки экономической эффективности производственной деятельности предприятия
Эффективная работа предприятия или организации зависит от организации деятельности хозяйственного субъекта, обеспечивающей ее нормальное функционирование и положительные конечные результаты его деятельности.
К обобщающим показателям эффективности деятельности относятся следующие, рис. 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно – методическое пособие. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 248с.
2. Атлас, З.В. Эффективность производства и рентабельность предприятий / З.В. Атлас, В.Я. Ионов. - М.: Мысль, 2017. – 197 с.
3. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов. – М.: Книжный мир, 2016. – 860 с.
4. Болдырева, Н.П. Оценка эффективности деятельности машиностроительных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: Оренбург, 2017. 171 с.
5. Игнатова, А.В. Исследование систем управления: учеб. пособие для ВУЗов / А.В. Игнатова, М.М. Максимцов. – М.: Финансы и статистика, 2010.
6. Кашанина Т.В. Корпоративное право. Учебник для вузов. М.:НОРМА_ИНФРА_М, 2015. – 815с.
7. Кислов Д.В. «Бухгалтерский баланс» Изд.: Гросс – Медиа, 2016 г. 446с.
8. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Анализ отчетности,2015. – 432с.
9. Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 522с.;
10. Крохин А.В. Экономическое обоснование механизма привлечения заемного капитала для повышения эффективности деятельности в сфере общественного питания. 1 – ая Московская городская научно – практическая конференция «ВУЗЫ – НАУКА – ГОРОД» – М.,2015. – 228с.
11. Романов Ю.Ю., Корялогов А.Н., Красильников С.А., Маркетинг: Учебник – М., ЮНИТИ, 2016. – 560 с.
12. Семенов К.Д. Современный маркетинг. – М.: Инфра – М, 2012. – 308 с.
13. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие / И.В. Сергеев. – М.: Финансы и статистика, 2012.
14. Скляренко В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2016.
15. Современный маркетинг. / Под ред. Хруцкого В.Е. – М.:ЮНИТИ, 2012. – 765 с.
16. Теория маркетинга/ Под ред. М. Бейкера. – Спб.: Питер, 2012. – 464 с.
17. Титов В. И. Экономика предприятия: Учебник/ В. И. Титов. – М.: Эксмо, 2016. – 416c.
18. Титова В.А. Маркетинг:Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс,2012. – 448с.
19. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб: Геликон, 2012. – 213 с.
20. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации: Учебник для вузов. – М.: Изд. Дом «Инфра – М», 2016. – 411с.
21. Уткина Э.А. Маркетинг. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» Изд – во ЭКМОС, 2012. – 320 с.
22. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. – М.: ИНФРА – М. – 2012.
23. Хоминич И.П. Финансовая стратегия компаний: Научное издание. / И.П. Хоминич. – М.: Изд – во Росс. экон. академии, 2015. – 156с.
24. Хруцкий В.Е., Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 528 с.