Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество насыщено музыкой. Она окружает нас повсюду: в магазинах, на улицах, в общественном транспорте, в домах и, конечно же, в медиа. Музыка играет важную роль в нашей жизни, она способна вызывать различные эмоции и настроение, оказывая влияние на наше эмоциональное состояние. Однако, влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка является предметом особого внимания, поскольку детская психика более уязвима и подвержена внешним воздействиям.
Цель данной работы – изучить особенности психологического консультирования родителей по вопросам влияния музыки на эмоциональное состояние ребенка. Для достижения этой цели будут рассмотрены следующие главы: "Влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка: теоретические аспекты", "Психологическое консультирование родителей: основные принципы и методы", "Роль музыки в развитии эмоциональной сферы ребенка", "Психологические аспекты выбора музыкального контента для детей", "Практические рекомендации по использованию музыки для регуляции эмоций у детей", "Роль родителей в формировании музыкальных предпочтений у ребенка", "Оценка эффективности психологического консультирования родителей влиянии музыки на эмоциональное состояние ребенка".
Исследование о психологическом консультировании родителей по вопросам влияния музыки на эмоциональное состояние ребенка является актуальным в нашей современной общественной среде. Музыка играет важную роль в жизни детей, оказывая влияние на их настроение, эмоции и поведение. Понимание того, как различные жанры и мелодии могут воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, позволит родителям использовать музыку как эффективный инструмент для поддержки и развития его психологического благополучия. Исследование поможет выявить особенности искусства музыкального воспитания и создаст основу для разработки методик и рекомендаций для родителей, которые будут способствовать формированию позитивных эмоциональных состояний у детей.
Объектом исследования в работе «Особенности психологического консультирования родителей по вопросам влияния музыки на эмоциональное состояние ребенка» является влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка. Работа направлена на изучение того, как различные музыкальные жанры, ритмы и мелодии могут влиять на эмоциональное состояние ребенка, а также на развитие его психологических особенностей. Предметом исследования являются особенности психологического консультирования родителей по вопросам выбора музыки для своих детей, а также разработка рекомендаций и стратегий, которые помогут родителям использовать музыку для поддержания и развития эмоционального благополучия своих детей.
Гипотеза: музыка влияет на эмоциональное состояние ребенка.
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка является актуальной и важной темой в современной психологии. Музыка сопровождает нас повсюду: в доме, в школе, в транспорте, в торговых центрах. Она окружает нас на каждом шагу и оказывает мощное воздействие на наше эмоциональное состояние. Особенно важно изучить, как музыка влияет на эмоциональное состояние детей, поскольку их психика еще не окончательно сформирована, и они более восприимчивы к внешним воздействиям.
Вначале следует отметить, что музыка является уникальным искусством, способным вызывать самые разнообразные эмоции у слушателя. Она может быть радостной, грустной, задумчивой, веселой, вызывать чувство восторга или тревоги. Музыкальные композиции могут быть написаны в разных стилях и жанрах, и каждый из них имеет свои особенности, которые могут оказывать различное воздействие на эмоциональное состояние ребенка.
Исследования показывают, что музыка способна оказывать сильное влияние на настроение и эмоциональное состояние ребенка. Например, музыкальные композиции с яркими и веселыми мелодиями могут вызвать радость и восторг у ребенка. Такая музыка способна поднять настроение и помочь ребенку справиться с негативными эмоциями, такими как грусть или раздражение. С другой стороны, музыка с медленными и грустными мелодиями может вызвать печаль и грусть у ребенка. Это может быть полезным в случае, если ребенок испытывает сильные эмоции и ему нужно выразить свои чувства.
Однако, следует отметить, что влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка может быть индивидуальным. Каждый ребенок имеет свои предпочтения в музыке и свои особенности психики. Некоторым детям нравится слушать музыку с яркими и быстрыми ритмами, в то время как другие предпочитают спокойные и медленные композиции. Поэтому важно учитывать индивидуальные особенности ребенка при выборе музыки для него.
Кроме того, важно отметить, что музыка может оказывать влияние не только на эмоциональное состояние ребенка, но и на его поведение. Например, музыка с быстрыми и энергичными ритмами может стимулировать активность и двигательную активность у ребенка. Такая музыка может быть полезной для развития моторики и координации движений у детей. С другой стороны, спокойная и медленная музыка может помочь ребенку расслабиться и успокоиться. Она может быть полезна для снятия стресса и напряжения у детей.
Также следует отметить, что музыка может играть важную роль в формировании эмоционального интеллекта у ребенка. Эмоциональный интеллект включает в себя умение распознавать и управлять своими эмоциями, а также понимать и эмпатизировать с эмоциями других людей. Музыка способна развивать эти навыки у детей, поскольку она помогает им распознавать и выражать свои эмоции. Например, слушая музыку с разными эмоциональными оттенками, ребенок может научиться понимать, какие чувства вызывает у него определенная музыка и какие эмоции она передает.
В заключение, влияние музыки на эмоциональное состояние ребенка является сложной и многогранной проблемой. Музыка способна вызывать самые разнообразные эмоции у ребенка и оказывать влияние на его настроение и поведение. Однако, важно учитывать индивидуальные особенности ребенка при выборе музыки для него. Кроме того, музыка может играть важную роль в формировании эмоционального интеллекта у ребенка. Изучение этих вопросов является важным для психологического консультирования родителей по вопросам влияния музыки на эмоциональное состояние ребенка.
1.1. РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
У детей дошкольного возраста мало опыта в понимании человеческих эмоций и чувств, присутствующих в реальной жизни. В контексте гуманистической педагогики музыкальное образование, работающее непосредственно с эмоциональной сферой детей, является идеальной средой для ее обогащения и гармонизации.
Это связано с тем, что музыка - это вид искусства, выражающий чувства, эмоции, настроения, мысли и идеи. В этом отношении содержание музыки - это, прежде всего, эмоциональная сторона душевных переживаний человека, и только через эти переживания отражается образ окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание, по словам В.В. Ванслова: "Музыка, раскрывая человеческие переживания, отражает жизнь, которая их породила".
Психолог Б.М. Теплов по этому поводу высказался следующим образом. "Музыка - это прежде всего способ познания огромного и значимого мира человеческих эмоций". Лишенная эмоционального содержания, музыка перестает быть искусством"[ Анисимова М. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. – Litres, 2020. UR https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=Q7r2DwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA1&ots=mAkZBdceBN&sig=_b0Jv7ebZc3r_PLgdNYsQ8RisV8 (дата обращения: 15.05.2024).
].
Музыка воздействует на эмоции и мысли человека, вызывает образы реальной жизни, способствует их переживанию и пониманию. Музыка, с помощью своего аффективного языка, воздействует на эмоции и влияет на мировоззрение человека, направляя и изменяя его.
Музыкальные занятия привлекательны для детей своей эмоциональной природой. Успешная музыкальная деятельность требует, помимо общей компетенции, комплекса музыкальных компетенций, которые обобщаются в понятие музыкальности. Основой музыкальности является эмоциональный отклик на музыку. Эмоциональный отклик - одна из важнейших музыкальных способностей. Л.С. Выготский отмечает, что "только эмоции открывают истинный доступ к идеям и образам в искусстве". Эмоциональная реактивность может быть развита во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении и творчестве. Она необходима для того, чтобы чувствовать, понимать и, соответственно, выражать (в исполнительской и творческой деятельности) содержание музыки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова М. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. – Litres, 2020. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=Q7r2DwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA1&ots=mAkZBdceBN&sig=_b0Jv7ebZc3r_PLgdNYsQ8RisV8 (дата обращения: 15.05.2024).
2. Аптикиева Л. Р. Дистанционные методы психологического консультирования. Ч. 2: учебное пособие для обучающихся по образовательным программам высшего образования по направлению подготовки 37.03. 01 Психология и специальности 37.05. 02 Психология служебной деятельности. – 2019. URL: http://elib.osu.ru/handle/123456789/11968 (дата обращения: 15.05.2024).
3.Бахиева Н.. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Центр научных публикаций (buxdu. uz). – 2020. – Т. 1. – №. 1. URL: http://journal.buxdu.uz/index.php/journals_buxdu/article/download/267/203 (дата обращения: 15.05.2024).
4. Безкровная И. В., Стойко С. П. РОЛЬ ПСИХОЛОГА В ДИАГНОСТИКЕ И ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ // Башкатовские чтения:" Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде". – 2018. – С. 179-183. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36971059 (дата обращения: 15.05.2024).
5. Болотова А. Прикладная психология. Основы консультативной психологии 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – Litres, 2016. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=TiAkEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=INKhSMsb_2&sig=o-r93WC0OlgUsTiGZgEF7JzR86Q (дата обращения: 15.05.2024).
6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст ] / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981. 240 с.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1968. 415 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте[Текст] / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста / Собр. Соч. М.: 1984. 90 с.
10. Выготский Л.С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева. М.: Искусство, 1986. 573 с.
11. Выродова И. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии. – Litres, 2015. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=Cb0UEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=MarLDfFABn&sig=TLt_YhMF1JQ5gRaE_3N2I5K8gdk (дата обращения: 15.05.2024).
12. Гогоберидзе А.Г. Педагогическая технология развития эмоциональной отзывчивости на музыку. / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2008. С.185-207.
13. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания
детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: Академия, 2005.177 с.
14. Груздова И.В. Музыкальная игра в художественно-эстетическом воспитании детей: учебно-методическое пособие [Текст] / И.В. Груздова. Тольятти: Редакционно-издательский центр ТГУ, 2008. 43 с.
15. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук [Текст] / И.В. Груздова. М.: 1998. 28 с.
16. Детство.: Программа развития и воспитания детей в детском саду.
Изд. 3-е, [Текст] / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.: под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Детство Пресс, 2000. 224 с.
17. Довгая Н.А. Эмоциональное развитие дошкольников в связи с особенностями семейной ситуации: Автореф. дис. ... канд. псих. наук [Текст] / Н.А. Довгая. СПб.: 2012.
18. Долгова В.И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 31. С. 86–90.
19. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. СПб.: Питер. 2014. 464 с.
20. Запорожец А.В. Актуальные проблемы эстетического воспитания
детей [Текст] / А.В. Запорожец [Текст] //Дошкольное воспитание. 1987. № 11. C. 44-47.
21. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников [Текст] // Эмоциональное развитие дошкольников. М.: 1985. 167 c. 66
22. Зацепина М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: обзор программ дошкольного образования [Текст] / М. Б. Зацепина. М.: ТЦ Сфера, 2010. 128 с.
23. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие [Текст] / А.Н. Зимина. М.: ТЦ Сфера, 2010. 320 с.
24. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. М.: ВЛАДОС, 2000. 304 с.
25. Изард К. Психология эмоций. Пер. с англ. [Текст] / К. Изард. СПб.: Изд-во Питер, 1999. 464 с. 26. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. 52 с.
26. Ильина С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками: Автореф. дис. ... канд. псих. наук / С.В. Ильина; Курский гос.пед.ун-т. Курск.: 2009. 32 с
27. Иванкова И. В. Программу составила. URL: http://www.zuravushkadou.ru/data/Psi/Programm.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
28. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция // СПб.: Дидактика Плюс. – 2004. – С. 80. URL: http://kurganinsk-rc.ru/wp-content/uploads/2022/01/Ivanov_E.S._Demyanchyk_L.N._Demyanchyk_R.V._-_Detskii_aytizm_diagnostika_i_korrekciya_-_2004.pdf (дата обращения: 15.05.2024).
29. Иванова И. Ю. и др. Обеспечение психолого-педагогических условий эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста // Балтийский гуманитарный журнал. – 2021. – Т. 10. – №. 4 (37). – С. 89-95. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-emotsionalnogo-blagopoluchiya-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.05.2024).
30. Кочергина О. С. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИНОЕ РАЗВИТИЕ». – 2015. URL: http://mdou62nn.ru/assets/files/Рабочая-программа-по-образовательной-области--Социально-коммуникативное--развитие.pdf (дата обращения: 15.05.2024).