Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ 8
1.1. Представления о сотрудничестве взрослого и ребенка в РФ 8
1.2. Представления о сотрудничестве в зарубежных подходах 12
Выводы к главе 1 15
2. АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА 17
2.1. Понимание сотрудничества, как противопоставление акту воздействия и манипуляции 17
2.2. Аспекты, позволяющие формировать отношения сотрудничества между взрослым и ребенком 20
2.3. Роль сотруднических взаимоотношений в формировании и поддержании субъектной позиции у ребенка 21
Выводы к главе 2 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Фрагмент для ознакомления
2
В рамках зарубежных подходов, в частности благодаря новаторским работам Джона Дьюи, на понятие сотрудничества в образовании было оказано глубокое влияние; оно подчеркивает демократические отношения и активное участие детей в процессе обучения. Философия Дьюи, выступающая за создание образовательной среды, в которой учащиеся являются не просто пассивными реципиентами, а активными участниками своего учебного процесса, подчеркивает необходимость эмпирического обучения – метода, при котором знания формируются через непосредственный опыт и рефлексивное мышление [Dewey, 1938]. Демократическая этика, которую отстаивал Дьюи, утверждает, что образование должно имитировать сложности жизни, готовя студентов к тому, чтобы они стали гражданами, способными вдумчиво вносить свой вклад в развитие демократии.
Подобный подход тесно связан с активным участием детей в процессе обучения, сформулированным Дьюи, что впоследствии было подкреплено современными образовательными методиками, которые стремятся вовлечь учащихся в процесс обучения более целостно. В этом контексте роль учителя переходит от авторитарного носителя знаний к фасилитатору их поиска, поощряющему двусторонний поток идей между учеником и учителем и между сверстниками [Dewey, 1938, p. 52].
Важно, что этот партисипативный подход нашел отклик в различных образовательных системах по всему миру, где акцент на стратегиях совместного обучения, как было показано, улучшает не только академические результаты, но и межличностные навыки и самооценку учащихся. Синтез образовательных теорий Дьюи с современными педагогическими практиками демонстрирует устойчивую актуальность, поскольку учебные заведения по всему миру продолжают искать методы, способствующие развитию критического мышления, творческих способностей и сотрудничества среди учащихся.
Итак, влияние идеалов Дьюи на мировую образовательную практику можно рассматривать как краеугольный камень современных педагогических подходов, которые все больше характеризуются ориентацией на создание среды, уважающей и развивающей потенциал каждого ученика как активного участника своего образования. Этот сдвиг отражает более широкое понимание того, что образование должно динамично соответствовать меняющимся потребностям общества, в котором демократическое участие и совместное обучение являются неотъемлемыми условиями воспитания граждан будущего.
Философия образования Марии Монтессори и подход Реджио Эмилии отражают основополагающие принципы, которые подчеркивают роль ребенка в формировании среды обучения, что способствует развитию его автономии и творческих способностей. Метод Монтессори, основанный на самостоятельной деятельности, практическом обучении и совместной игре, дает детям возможность делать выбор и работать с материалами, которые отвечают их интересам и потребностям; такая самостоятельность не только способствует развитию независимости, но и воспитывает в учениках чувство самостоятельности и самомотивации [Montessori, 1966].
Подход Реджио Эмилия также подчеркивает важность ориентированной на ребенка учебной программы, в которой дети рассматриваются как действующие лица, соавторы и коммуникаторы. В такой обстановке педагоги следуют за ребенком, исследуя его интересы, но при этом стратегически провоцируют сложность учебных задач, тем самым совместно конструируя процесс обучения. Окружающая среда, которую часто называют «третьим учителем», создается т.о., чтобы быть адаптивной и чутко реагировать на исследования ребенка, способствуя созданию атмосферы, в которой поиск и самовыражение одновременно развиваются и стимулируются [Malaguzzi, 1993].
Интегрируя детей в процесс принятия решений, эти подходы не только учитывают точку зрения детей, но и активно вовлекают их в диалог об их учебном опыте. Такое вовлечение имеет решающее значение, поскольку оно согласуется с принципами социального конструктивизма Выготского, согласно которым обучение глубоко укоренено в социальных взаимодействиях и опосредовано языком и культурными артефактами [Vygotsky, 1978].
Исследования показали, что когда дети вовлечены в процесс принятия решений, они демонстрируют более высокий уровень внутренней мотивации и более высокую степень интеллектуальной вовлеченности. Имея возможность влиять на свою учебную среду и деятельность, дети развивают сильное чувство идентичности и уверенности в своих способностях, которые необходимы для творческого и автономного функционирования [Deci & Ryan, 1985].
Поэтому подходы Монтессори и Реджио Эмилия служат убедительными примерами того, как образовательная среда может значительно способствовать развитию автономии и креативности у детей, предлагая ценное понимание динамического взаимодействия между педагогами и учащимися в создании среды, которая не только инклюзивна, но и расширяет возможности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, № 2. С. 92-115.
2. Алексеева Л. Н. Освоение принципа рефлексии в системе развивающего обучения // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». (URL: http://psyjournals.ru/files/33668/psyedu_ru_2010_4_Alekseeva. pdf 11.07.2017)
3. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики: в 20 книгах. Кн. 4: Об оценках / Ш. А. Амонашвили; Международный центр гуманной педагогики. — Москва: Амрита-Русь, 2012. — 368 с. — ISBN 978-S-413-00909-3.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Сал-мина Н. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии, 2007, № 4. С. 16-23.
5. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2009. – 201 с.
6. Выготский Л. С. Детская психология [Текст] / Л. С. Выготский. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. – М.: Педагогика, 1982. – 432 с.
7. Выготский Л. С. Собр. Соч.: В 6т. Т. 3. Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 51.
8. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников: Дис. ... канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002. -218 с.
9. Горячев М.Д., Моисеева Л. Г. Система социальной защиты детства. Самара: Изд-во: «Самарский университет», 2011. 176 с.
10. Громыко Ю. В. Метод В. В. Давыдова / Учебная книга для управленцев и педагогов. М.: Пушкинский институт, 2003. 416 с. Серия: Мыследеятель-ностная педагогика.
11. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002. – 120 с.
12. Дубровина И.В. Выготский и современная детская практическая психология // Вестник практической психологии образования. 2016. № 2(47). С. 3-10.
13. Дьяченко, В. И. Сотрудничество в обучении [Текст] / В. И. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991. – 140 с.
14. Егорова У.Г. Родительско-детские отношения в свете концепций развития личности // Психологические исследования: сборник научных трудов. 2013. Вып. 10. 324 с.
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. 384с.
16. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка / авт.-сост.: Е.В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т.С. Лагода, Н.М. Степина – М.: АРКТИ, 2004. – 88 с.
17. Котарбинский, Т. Трактат о хорошей работе [Текст] / Под ред. проф. Г. X. Попова; пер. с польск. Л. В. Васильева и В. И. Соколовского. – М.: Экономика, 1975. -271 с.
18. Кузнецова А. А. Развитие педагогической рефлексии как условие реализации психолого-педагогических условий ФГОС // Гуманитарные науки в XXI веке Материалы научно-практической конференции (10.12.2013). М.: «Спутник+», 2013. С. 244-252.
19. Кузнецова А. А. Роль педагога-психолога в развитии профессиональной рефлексии учителя в условиях реализации ФГОС // Молодые ученые -столичному образованию. Материалы XII Городской научно-практической конференции с международным участием. М.: ГБОУ МГПУ, 2013. С. 50-51.
20. Кузнецова А. А. Сотрудничество школьного психолога и педагога как условие развития профессиональной рефлексии учителя основной школы (результаты опытно-экспериментального исследования) // Актуальные проблемы психологического знания. М.: Издательство: Московский психолого-социальный университет. 2016, № 4(41). С. 74-84.
21. Кузнецова А. А. Умняшова И. Б. Сотрудничество педагога-психолога и учителя по созданию развивающей среды на уроке // Школьный психолог. 2014. № 4. C. 43-47.
22. Курунов, В. В. Связь успешности решения познавательных задач с развитием регуляторного опыта: автор-т. дисс. канд. псих. наук. М., 2008 [Электронный ресурс] / В. В. Курунов. – Режим доступа: 11йр://\ллллл/.сНззегса1 com/content/svyaz-uspeshnosti-resheniya-poznavatelnykh-zadach-s-razvitiem-regulyatornogo-opyta-0, свободный.
23. Маликова И. В. Психолого-педагогические условия развития способности первоклассника к учебному сотрудничеству: автор-т. дисс. канд. псих. наук. Самара, 2005 [Электронный ресурс] / И. В. Маликова. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-sposobnosti-pervoklassnika-k-uchebnomu-sotrudn, свободный.
24. Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. – 2010. – № 1. – С. 6-22.
25. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение. 1993. 192с.
26. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
27. Митина Л. М. Психологу об учителе. Личностно-профессиональное развитие учителя: психологическое содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. М.: Учреждение Российской академии образования «Психологический институт», МГППУ, 2010. 386 с.
28. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. 319 с.
29. Панюшкин, В. П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: автор-т. дисс. канд. псих. наук. М. 1984. [Электронный ресурс] / В. П. Панюшкин. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/funktsii-i-formy-sotrudnichestva-uchitelya-i-uchashchikhsya-v-uchebnoi-deyatelnosti, свободный.
30. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] /Ж. Пиаже. – М.: Издательство «Римис», 2008. -247 с.
31. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. В.Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1992. С. 98-100.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». // Министерство образования и науки Российской Федерации. (URL: http:// минобрнауки.рф/документы/543 13.07.2017)
33. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Министерство образования и науки Российской Федерации (URL: Ы*р://минобрнауки.рф/ документы/543 12.07.2017)
34. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» Министерство образования и науки Российской Федерации (URL: http://минобрнауки.рф/ документы/543 12.07.2017)
35. Репкин В. В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига, 1992.
36. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М., 1987. [Электронный ресурс] / В. В. Рубцов. -Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/ror/ROR-001-.НТМ#Часть_вторая, свободный.
37. Рунова Т. А. Развитие учебного сотрудничества младших школьников со сверстниками и учителем в условиях формального и неформального общения: автор-т. дисс. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 2004 [Электронный ресурс] / Т. А. Рунова. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-uchebnogo-sotrudnichestva-т^зЫкЬ-зЬко^коу-зо-зуегз^катн-исЬ^е^т-у-из^, свободный.
38. Салтыкова, Е. Н. Сотрудничество учителей иучащихся в школе личностно ориентированного образования: автор-т. дисс. канд. псих. наук. СПб., 2005 [Электронный ресурс] / Е. Н. Салтыкова. – Режим доступа: 11йр:/Лллллл/. dissercat.com/content/sotrudnichestvo-uchitelei-i-uchashchikhsya-v-shkole-lichnostno-orientirovannogo-obrazovaniya, свободный.
39. Соловейчик С. Педагогика для всех. Издательство АСТ. 2018. 430 с.
40. Технология оценки образовательной среды школы: учебно-метод. пособие для школьных психологов / под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. М.; Обнинск, 2000. 256 с.
41. Тубельский, А. Н. Скрытое содержание образования и уклад школьной жизни /А. Н. Тубельский // Народное образование. – 2007. – № 9. – С. 205-211.
42. Умняшова И. Б. Научные основания психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психология образования: научный альманах / отв.ред. Р. Е. Барабанов; Московский финансово-юридический университет МФЮА. М.: МФЮА, 2016. С. 123-132.
43. Умняшова И. Б. Психологическое сопровождение основной образовательной программы // Инновационный потенциал развития Службы практической психологии образования в системе образования. Сборник тезисов участников круглого стола 23 октября 2013 г. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 8-12.
44. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 1993. С. 62-84.
45. Цукерман Г. А. Предметность совместной учебной деятельности // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 41– 49.
46. Цукерман Г. А., Романеева М. П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников. – Вопросы психологии № 1, 1982 – с. 50-58.
47. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автор-т. дисс. д-ра. псих. наук. М., 1992. [Электронный ресурс] / Г. А. Цукерман. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/ disers/Zsy-1992/73у-а-39.Мт, свободный.
48. Широкова, В. В. Как научить будущих учителей организации учебного сотрудничества: из опыта подготовки педагогов начальной школы / В. В. Широкова // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 7. – С. 53-55.
49. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1989. -560 с.