Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Практически на протяжении всей истории России православная церковь играла важную роль в жизни государства. Сегодня особое значение православия и церкви выражается на всех уровнях, как на высших уровнях власти (таких как Законодательное собрание Российской Федерации и президент), так и в самом обществе. В то же время растет интерес к клерикализму (как иерархической и профессиональной организации Церкви) и к деятельности Русской Православной Церкви как самостоятельной политической структуры (что выражается в активизации общественной деятельности, освещении в СМИ, отношениях с другими организациями, официальных заявлениях и т.д.).
Церковь присутствует в политической жизни современного общества в различных формах, и как объединение, сформированное добровольной волей народа, и как институт гражданского общества.
В современных демократических государствах религиозные учения выполняют функцию регулятора моральных ценностей общества, носителя и основания нравственной традиции. Программы политических партий, законы, музеи, больницы, школы, общественные учреждения и даже коммерческие предприятия создаются людьми с видением высшего блага, претендующими на наши коллективные социальные ресурсы, чтобы воплотить продукты своей деятельности в жизнь. А церковь, как хранительница священных традиций и институт, передающий их из поколения в поколение, является духовной основой европейской культуры.
Актуальность темы заключается в роли церкви в Российской Федерации, вовлеченности общества России в изучение церкви и интереса к вере и православию. Помимо веры, религиозные институты, органы и организации также могут влиять на поведение и даже поощрять поведение, которое по каким-либо причинам противоречит официальным учениям. Однако это не меняет того факта, что социальное поведение имеет смысл, т.е. основано на определенных социальных детерминантах, таких как индивидуальные и групповые нормы, ценности, убеждения, ожидания и предпочтения.
Цель исследования: рассмотреть методы государственного регулирования в сфере конфессиональных отношений. Задачи исследования:
рассмотреть понятие конфессиональных отношений;
изучить направления развития государственно-церковных отношений;
описать механизмы и методы регулирования конфессиональных отношений;
Объект исследования: конфессиональные отношения; предмет исследования: система государственного регулирования конфессиональных отношений.
Методы исследования: анализ, синтез.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Государственно-конфессиональные отношения – это совокупность взаимодействий между государственными органами и религиозными объединениями (включая зарегистрированные на законных основаниях религиозные организации и незарегистрированные религиозные группы). Правовые аспекты этой сферы занимают особое место в построении стабильной и функциональной модели государственно-конфессиональных отношений. Современная политика Российской Федерации основана на нормах международного права (прежде всего, документах ООН) и руководствуется международными договорами, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими правовыми актами.
Субъектами формирования политики верховенства права являются органы законодательной и исполнительной власти на федеральном уровне: Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Субъектами реализации Концепции являются органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, религиозные конфессии, международные организации, юридические и физические лица. Объектом является государство в лице представителей государственной власти и представителей религиозных организаций и религиозных групп, а также атеистов.
Государство сотрудничает с религиозными объединениями для реализации свободы совести и религии с учетом многоконфессиональности страны и светскости государства, что означает:
оно не использует религиозную идеологию как официальную;
оно обеспечивает равные права граждан на свободу совести и вероисповедания;
Политика государства направлена на обеспечение международно признанных прав граждан на свободу совести и вероисповедания, проводится в национальных интересах, с целью противодействия угрозам национальной безопасности России.
Задачи в сфере государственно-конфессиональных отношений.
обеспечение конституционного права личности на свободу совести и свободу вероисповедания;
совершенствование законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений
с учетом особенностей религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации-приведение федерального и регионального законодательства в соответствие с международно-правовыми документами;
регистрация религиозных объединений, контроль за их законной деятельностью и формирование государственного правового контроля над религиозными группами с целью предотвращения преступности и борьбы с растущим экстремизмом;
создание независимой религиозной экспертизы на государственном уровне для предотвращения экстремизма со стороны иностранных государств и распространения в информационной сфере материалов, направленных на разжигание межрелигиозных конфликтов, пропаганду терроризма и экстремизма.
Средствами реализации государственно-конфессиональной политики являются право, творчество и правоприменение, правовые акты, регулирующие отношения между государством и религиозными объединениями; правовые знания, правовая культура и правовое воспитание, предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений на религиозной почве.
Поскольку государство многоконфессиональное, это позволяет выделить следующие правовые принципы конфессиональных отношений в современной России:
право исповедовать религию;
право не исповедовать религию;
право изменять свои религиозные убеждения;
право распространять свои религиозные убеждения;
равенство прав граждан независимо от их религиозной принадлежности или несоответствия;
равенство всех религий перед законом
право на альтернативную гражданскую службу;
отсутствие принуждения к исповеданию или непризнанию религии;
невмешательство государства во внутренние (богослужебные, канонические) дела церкви;
невмешательство церкви в дела государства.
Действующее законодательство Российской Федерации о свободе совести и религии основано на положениях Конституции Российской Федерации и содержит Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон О свободе совести) и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие создание условий для свободы совести и религиозных объединений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Федеральными Законами РФ о поправках к Конституции РФ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.03.2023 г.) // Собрание законодательства РФ. – 7.08.2000. – № 32. – ст. 3340.
3. Айдинян Д.Ю. О правовом нигилизме в современной России // Ростовский научный журнал. - 2019. - № 1. - С. 130-142.
4. Ахметов А.С. Правовой нигилизм как социальный феномен // Legal Concept. - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 66-70.
5. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права. Учебник для СПО. В 2 частях. Часть 2. М: Юрайт, 2016. 304 с.
6. Бакланова К.Ю. Правовая культура и правовой нигилизм: диалектика взаимосвязи // Правовая культура. - 2016. - № 3. - С. 27-31.
7. Баскин, Ю. Я. Кант и формирование идеи правового государства в первой половине XIX века в Германии / Ю. Я. Баскин // История правовых политических учений. 2023. – № 1. – с. 171-178.
8. Бондаренко, Е. О. Значение гражданского общества в современном государстве / Е.О. Бондаренко //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017. – №. 2. – с. 175-177.
9. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.
10. Бутусова, Н. В. Государственно-правовые отношения между государством и личностью : монография / Н. В. Бутусова. – 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 165 с.
11. Введение в российское право. Учебник / Курбанов Р. А. М: Проспект, 2019. 472 с.
12. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник. 14-е изд., стер. М: Дашков и К, 2021. 607 с.
13. Воротников, А. А. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — 640с.
14. Грухин, Ю. А. Теория государства и права. Ч. 1: учебно-методическое пособие / Ю.А. Грухин, В.А. Слепцов. – Новосибирск: Новосиб. гос. техн. ун-т, 2016. – 124 с.
15. Данилова, М.И. Философия и культура в контексте времени. Монография / Данилова М.И., Бочковой Д.А., Плотников В.В. и др. Под общей редакцией М.И. Даниловой. Краснодар: КубГАУ. – 2022. – 124с.
16. Демиденко, Г.Г. История учений о праве и государстве. — Харьков: Право, 2021 — 432 с.
17. Демичев, А. А. Пути формирования гражданского общества в России: история и современность /А.А. Демичев //Гражданское общество в России и за рубежом. – 2018. – №. 2. – с. 22.
18. Денисенко, В.В. Легитимность и государственное принуждение как характеристики сущности позитивного права / В.В. Денисенко // История государства и права. – 2022. – № 5. – с. 25 – 28.
19. Казарина, А. Х. Законность в Российской Федерации / А. Х. Казарина, В.П. Кашепов, В.П. Рябцев. – М.: Изд-во Ин-та законодательства и сравн. правоведения, Изд-во НИИ Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2016. – 625 с.
20. Каинов, А.С. Структура гражданского общества /А.С. Каинов // Юридическая наука. 2015. – №4. – с. 9-13
21. Канунников А. А. Гражданское общество: опыт стран Европейского союза и России: монография / А.А. Кананников. М., 2017. – 119 с.