Фрагмент для ознакомления
2
Младший дошкольный возраст – это возраст, который варьируется от трех до четырех лет, является важным периодом в развитии детей. В этом возрасте у детей активно формируются первые элементарные представления о поведенческих навыках, чувствах к взрослым и окружающим их сверстникам. Формирование этих навыков наиболее безопасно происходит в соответствии с критериями адекватного педагогического воздействия детского сада и семьи. Моральные чувства, идеи и навыки, которые формируются у детей в определенном возрасте, моральные навыки, которые они накапливают, станут основой для их дальнейшего нравственного развития [5].
В возрасте трех - четырех лет ребенок постепенно отдаляется от семейного круга. "В трехлетнем возрасте ребенок может вступать в отношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения". Их общение становится более независимым. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной социальной функции. Желание ребенка выполнять эту же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается путем развития игры, которая становится основным видом деятельности в дошкольном возрасте.
Игра оказывает значительное влияние на ребенка. Во-первых, в игре дети учатся общаться друг с другом, подчиняться правилам и контролировать свое поведение [11].
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение первого воздействия с помощью объекта влечет за собой приписывание других действий и другие объекты. Основным содержанием игровой деятельности дошкольников считается обращение с игрушками и предметами. Продолжительность игры в этом возрасте очень короткая. Младшие дошкольники ограничены одной или двумя ролями. Игры по правилам в этом возрасте только начинают формироваться.
Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Он еще маленький ребенок, имеющий много общего с детьми предыдущей стадии и требующий особого, внимательного отношения со стороны взрослых, но в то же время обладающий качественно новыми возможностями в овладении навыками, в формулировании идей, в накоплении личного поведенческого опыта и т. д. Для трехлетних детей характерна интенсивная озабоченность выполнением работы без поддержки взрослого, проявление примитивных типов вербальных суждений об окружающей среде, формирование новых форм взаимоотношений, постепенный переход к групповой форме игровой деятельности [15].
Возрастной особенностью дошкольников является оторванность от взрослого, появляется утверждение "я сам". Ребенок уже понимает, что многое может сделать сам, и что он хочет попробовать что-то сделать. Существует противоречие между "я могу" и "я хочу", что приводит к кризису.
Дети третьего и четвертого года жизни нуждаются в большой любви, внимании со стороны взрослых, стремятся к близости с учителем. Дети по-прежнему в значительной степени зависят от взрослых. Это связано с отсутствием элементарных навыков гигиены и самообслуживания, умения самостоятельно играть, участвовать, общаться с другими [2].
В течение трех лет произошел качественный сдвиг в росте независимости. Это позволяет учителю предъявлять к детям более высокие требования: устанавливать контакт с друзьями в игре, выполняя задания вместе со сверстниками, учитывать интересы, желания других и оказывать поддержку.
Вовлекая детей в индивидуальную и совместную деятельность, воспитатель обучает их добрым делам, формирует человеческие чувства, вызывает желание подчиняться и относится к другим с уважением.
Для выполнения этих заданий воспитатель использует имитацию как особенность детей в возрасте от трех до четырех лет. Взрослый своим примером демонстрирует позитивное отношение к работе, к окружающим его людям, к детям [8].
Для дошкольников характер - это сильная эмоциональная отзывчивость, позволяющая успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношения к окружающим людям. Очень важно, чтобы воспитатель поддерживал у детей позитивное эмоциональное состояние: отвечал на предложения, просьбы, сопереживал, видя боль другого. Дети должны воспитывать в себе любовь к своим близким, желание сделать для них что-то хорошее. Это достигается через одобрение, похвалу.
Дошкольники активно вступают в социальные отношения, ребенок проявляет интерес к ближним. Эта социальная потребность является предпосылкой для развития дружеских отношений, что также является важной образовательной задачей. Для детей трех - четырех лет эта задача-поддерживать чувство радости в общении со сверстниками. В то же время воспитатель учит детей замечать нарушение правил поведения [1].
В три года особенно важно желание общаться с другими детьми. Степень развития детей позволяет понимать действия и речь сверстников, разговаривать с ними, договариваться о совместной игре, занятиях. В детском обществе ребенок учится соотносить свои желания с желаниями другого ребенка и всей группы детей. Все это заставляет учителя формировать у детей способность дружить с младшими детьми, заботиться о детях, пришедших после болезни, учить другого тому, что знает он сам. В играх, в повседневном общении со сверстниками дети, подражая взрослым, проявляют взаимное внимание, заботу, вежливость.
В это время происходит интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения. Мотивы играют в этом важную роль. Мотивация деятельности ребенка, его действий, отношений способствует установлению единства между внешними формами культурного поведения и его нравственно значимыми мотивами [10].
Сознательное управление поведением только начинает обретать форму; во многих отношениях поведение ребенка остается ситуативным. В то же время могут наблюдаться случаи ограничения собственных мотивов самим ребенком, сопровождаемые устными указаниями. Начинает развиваться самооценка, и дети в значительной степени сосредотачиваются на оценке родителей и других взрослых. Кроме того, их сексуальная идентичность продолжает развиваться, что проявляется в характере игрушек и предметов.
Поскольку четырехлетние дети могут выполнять основные взрослые задания, они следуют правилам в своем поведении: они начинают понимать простейшие мотивы социальной значимости, чтобы сделать что-то полезное для своих сверстников и взрослых. Это требует от педагога организации любой деятельности детей и их поведения таким образом, чтобы наряду с мотивами заинтересованности в самом действии, в процессе желание получить одобрение окружающих и сформировать моральные мотивы было необходимо окружающим (сверстникам, взрослым).
Для детей третьего года жизни характерна конкретность мышления. Они связывают спрос с конкретной ситуацией и с конкретной личностью. И часто дети выполняют одно и то же требование в одних и тех же условиях и не выполняют в других, действуют с одним учителем и нарушают права других [4].
Дети даже на четвертом году жизни не умеют соотносить понятие моральной нормы со своими поступками. Кроме того, у детей очень слабо развит самоконтроль и способность сознательно контролировать свое поведение. В связи с этим часто обнаруживаются под влиянием вспыхнувших в обстоятельствах чувств, желаний, забвения требований учителя. Вот почему моральные привычки, поступки детей младше четырех лет часто носят ситуативный характер, то есть проявляются в одних условиях и не обнаруживаются в других.
Дети учатся играть вместе, не подбирать игрушки, а вежливо просить их, беречь мебель, книги и бережно относиться к ним. У детей формируется сознание, что нужно любить животных, птиц, растения. Дети начинают понимать, что взрослые заботятся о том, чтобы в детском саду было комфортно (повар готовит ужин, няня убирает комнату и т. д.), что со взрослыми нужно обращаться осторожно. Дети понимают, что заботиться о малышах, помогать взрослым и сверстникам – это хорошо [6].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блынская, М. О. Образ будущего ребенка у детей младшего дошкольного возраста / М. О. Блынская, Л. Н. Рабовалюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1017-1020.
2. Глаголева, К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка / К. С. Глаголева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 324-326.
3. Гребенкина, Н. В. Сюжетно-ролевая игра как средство социально-личностного развития дошкольников / Н. В. Гребенкина, А. А. Капнина, Л. М. Пашкевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 166-168.
4. Егошина, С. Н. Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников средствами развивающих игр Воскобовича / С. Н. Егошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22.4 (102.4). — С. 16-18.
5. Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 6 (86). — С. 629-632.
6. Коршикова, С. Г. Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. Г. Коршикова, В. А. Астапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 103-106.
7. Косникова, Н. В. Поисково-практическая активность детей раннего возраста, как фактор индивидуализации образования / Н. В. Косникова, Т. С. Лаптенок, Н. А. Мусатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1 (181.1). — С. 96-99.
8. Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста / Г. Е. Лагоша, Г. В. Хощенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 139-142.
9. Малахова, Л. И. Особенности развития образной речи детей младшего дошкольного возраста / Л. И. Малахова, Ю. В. Ульшина, Г. Н. Прохорова, К. А. Воротынцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 166-168.
10. Николаева, Л. Ю. Игровая деятельность дошкольников / Л. Ю. Николаева, Е. А. Николаева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 2 (7). — С. 25-29.
11. Панова, О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников / О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 38 (172). — С. 116-118.
12. Саханская, Л. П. Индивидуализация образовательной деятельности как эффективный фактор развития речи у детей раннего возраста / Л. П. Саханская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 100-103.
13. Синяпкина, Е. И. Организация игровой деятельности детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО / Е. И. Синяпкина, О. Н. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 100-103.
14. Тупиченко, Н. А. Психолого-педагогическая характеристика игровой деятельности и её развитие в дошкольном возрасте / Н. А. Тупиченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 150-156.
15. Фомичева, О. А. Игровая деятельность дошкольника / О. А. Фомичева, Г. Е. Логоша. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 923-926.